Анализ финансовой политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:55, реферат

Описание работы

1. КРАТКОСРОЧНАЯ И ДОЛГОСРОЧНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
1.1. Основные положения финансовой политики
1.2. Работа с информацией в финансовой политике организац

Работа содержит 1 файл

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 

1. КРАТКОСРОЧНАЯ  И ДОЛГОСРОЧНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА 

1.1. Основные  положения финансовой политики 

1.2. Работа с  информацией в финансовой политике  организации  
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Политика управления организацией не может успешно реализовываться лишь на основе благих пожеланий и администрирования. Нужны финансовые инструменты и механизмы влияния на производственную систему, воздействие через финансовые рычаги, регулирование через финансовые потоки, которые используются в финансовой политике. Поэтому успех политики управления производственной системой определяется финансовой политикой. Методы и приёмы финансовой политики позволяют анализировать и оценивать:

* соответствие  происходящих процессов и явлений  намеченным целям; 

* эффективность проводимой финансовой политики с точки зрения способностей и возможностей влиять на управляемые процессы;

* соответствие  финансово-политических установок  реальным условиям и возможностям  корректировать стратегию и тактику  финансового управления.

Построение финансовой политики побуждает предпринимателя  ясно представлять намеченные цели, способы, приёмы, средства, механизмы и возможности  их достижения. Проведение финансовой политики требует подбора адекватных форм, способов, приёмов, средств и  механизмов её реализации. Финансовая политика призвана учесть многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. При отсутствии такой политики действия руководства и персонала становятся неосознанными, хаотичными, недальновидными. В результате организация впадает в большую зависимость от случайных обстоятельств. Поэтому финансовая политика является необходимым элементом управления, её построение и проведение не только отражают цели работодателей, но и характеризуют целеустремлённость руководства, способность систематически преследовать и реализовывать интересы сторон управления в финансово-производственных процессах.

Игнорирование финансовой политики приводит к потере целеустремлённости, ясного представления целей финансового управления, к неадекватному выбору форм, способов, приёмов, средств и механизмов управления финансами. Такие процессы сопровождаются потерей динамичности, стабильности, финансовой устойчивости в работе организаций. При таком подходе руководство упускает имеющиеся возможности. Кризисные явления становятся закономерными. Поэтому положения и методы краткосрочной и долгосрочной финансовой политики весьма актуальны и практически значимы. При построении и проведении финансовой политики используются методы управленческого учёта, экономического анализа, финансового менеджмента.

1. КРАТКОСРОЧНАЯ  И ДОЛГОСРОЧНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА 

1.1. Основные  положения финансовой политики 

Финансовая политика подразделяется на государственную финансовую политику и политику отдельно взятой хозяйственной структуры. Финансовая политика выражает интересы тех, кто её организует. Финансовая политика, определяемая и проводимая со стороны государственных органов в отношении организаций микроэкономического уровня через законодательную и нормативную базу, а также бюджетную, банковскую, налоговую системы и правоохранительные органы, называется государственной финансовой политикой.

Основными формами  регулирования финансов со стороны государства являются:

* направления  бюджетных средств на наиболее  важные объекты финансирования;

* регулирование  тех или иных экономических  направлений и процессов через  государственную систему налогообложения; 

* регулирование  конкурентоспособности отечественных товаров и внешнеэкономических финансовых потоков посредством изменения таможенных платежей;

* участие в  регулировании стабилизации курса  отечественной валюты по отношению  к устойчивым иностранным валютам  с помощью Центробанка и валютных  резервов;

* другие формы. 

Финансовая политика, определяемая и проводимая работодателями организации в интересах данной организации через финансовые отношения  и механизмы, называется финансовой политикой организации.

Финансовый рынок  предоставляет определённые возможности применения капитала хозяйственных структур, включая: производство, вложения в банки, приобретение ценных бумаг, недвижимости и т. д. В этих условиях возникают вопросы, связанные с управлением финансами организации, которое и является предметом деятельности финансового менеджера.

Управление финансами  осуществляется не ради самого управления, не ради финансовой науки, а для достижения целей и выполнения задач, поставленных финансовой политикой. Управление финансами  есть процесс реализации финансовой политики.

Финансовую политику организации определяют учредители, собственники, организует финансовое руководство. Исполнителями финансовой политики являются финансовые службы, производственные структуры, подразделения  и отдельные работники организации.

Обобщая сказанное, сформулируем основное определение  финансовой политики. Финансовая политика организации является составной  частью её экономической политики и  выражает совокупность мероприятий  по организации и использованию  финансов для осуществления своих функций и задач, качественно определённого направления развития, касающегося сфер, средств и форм его деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиций организации во внешней среде.

Финансовая политика задаёт направление финансовой деятельности и, используя имеющиеся возможности и средства, оказывает влияние на финансовые процессы, чтобы они развивались в указанном направлении.

Финансы, а значит, и финансовая политика неизбежно  связаны с распределением и перераспределением денежной формы вновь создаваемого продукта. Более того, финансовая политика есть искусство перераспределять денежную форму стоимости, а значит должна быть направлена на создание условий для увеличения базы распределения – финансовых ресурсов (капитала) организации.

Финансовая политика – есть искусство влиять на объект управления финансами – хозяйственную  систему и её деятельность. Поэтому  финансовая политика бывает направлена на централизацию доходов объекта  финансового управления в специальных  фондах финансовых и кредитных ресурсов, которыми располагает субъект финансовой политики – учредители и руководство (работодатели).

Финансовая политика заключается в постановке целей  и задач финансового управления, а также в определении и  использовании методов и средств их реализации, в постоянном контроле, анализе и оценке соответствия происходящих процессов намеченным целям. Финансовая политика проявляется в системе форм и методов мобилизации и оптимального распределения финансовых ресурсов. Финансовая политика определяет выбор и разработку финансовых механизмов, способы и критерии оценки эффективности и целесообразности формирования, направления и использования финансовых ресурсов в управлении.

Объектом финансовой политики является хозяйственная система  организации, а также любые виды и направления хозяйственной деятельности в их взаимосвязи с финансовым состоянием организации и финансовыми результатами. Объект финансовой политики представляет всю совокупность, на которую воздействует финансовая политика.

Составляющие элементы объекта финансовой политики, с которыми она взаимодействует, образуют предмет финансовой политики. Предметом финансовой политики являются внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые результаты, расчётные отношения, инвестиции, вопросы приобретения и выпуска ценных бумаг.

К основным составляющим финансовой политики в области ценных бумаг относят способы увеличения акционерного капитала, размещение акций, допуск к котировке акций на фондовой бирже, а также распределение выпуска акций среди акционеров компании.

По направлению  политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренней финансовой политикой организации называется политика, направленная на финансовые отношения, процессы и явления, происходящие внутри организации.

Внешней финансовой политикой организации называется политика, направленная на деятельность организации во внешней среде: на финансовых рынках, в кредитных отношениях, в отношениях с различного рода внешними юридическими и физическими лицами (контрагентами).

Финансовая политика проводится на всех уровнях объекта  финансового управления. Она выступает  базой, на которой строятся выводы финансовой науки.

Финансы и финансовая политика представляют соответственно объективный и субъективный составляющие в управлении финансами. Поэтому  финансовая политика как субъективная составляющая может преследовать позитивные и/или негативные цели в финансовом управлении в зависимости от того, какая сторона берётся за формирование политики в соответствии с собственными интересами.

Если финансовая политика нацелена на развитие, совершенствование  финансовых отношений или на позитивный результат для соответствующего объекта финансовых отношений, её ориентацию следует считать конструктивной.

Как известно, личные, групповые и др. интересы при определённых условиях могут реализовываться  в ущерб развитию объекта управления финансами либо могут быть целенаправленно ориентированы на ограничение или прекращение его деятельности. Такие цели считаются негативными, а задачи таких политиков – деструктивными (разрушительными) для объекта финансовой политики. Нередко недальновидные интересы субъектов финансовой политики вносили деструктивные элементы в управление, приводили к кризису, закрытию организаций. Причиной деструктивной финансовой политики может быть также допущение ошибок при её построении и проведении.

В практике рыночных отношений нередко появляются «фирмы», которые не собираются развиваться, работать долгое время. Их задача в кратчайшее время получить максимум денежных средств от партнёров и/или клиентов, избегая вложений в производство, и закрыться, исчезнуть завтра. Достаточно вспомнить множество закрывшихся инвестиционных фондов, деятельность которых рассматривалась правоохранительными органами. Политика руководства таких фирм является примером деструктивной финансовой политики.

Финансовая политика может быть противозаконной, криминальной, если в ней допускаются отклонения от действующего законодательства. Деструктивной и противозаконной финансовой политикой следует считать порочную практику приватизации некоторых организаций, когда преднамеренно пытались выставить государственное предприятие банкротом с целью его последующей распродажи действующим руководителям и их соучастникам по несоизмеримо низким ценам.

Вместе с тем  не всякая деструктивная политика может  быть противозаконной, поскольку субъекты не только конструктивной, но и деструктивной  политики стремятся действовать в рамках государственных законов, насколько это возможно.

Ещё один пример деструктивной финансовой политики на наш взгляд удачно проиллюстрирован в комедии «Золотой телёнок» в  виде заведомо убыточной организации  «Рога и копыта», под вывеской которой преследовались цели, далёкие от торгово-финансовой или производственной деятельности.

В данной работе рассматривается конструктивная ориентация в финансовой политике, основывающаяся на законодательной и нормативной  базе.

Цели финансовых политиков могут быть смешанными, сочетая конструктивный и деструктивный элементы. Если возникает спор между субъектами крайне противоположных, взаимоисключающих направлений финансовой политики, то, вероятно, одно из этих направлений окажется конструктивным, а другое деструктивным. При этом возможно построение дополнительного финансово-политического направления, в котором синтезированы наиболее конструктивные элементы рассматриваемых альтернатив, признанные сторонами противоположных направлений финансовой политики. Таким образом, достигается консенсус (лат. consensus согласие, единодушие) – общее согласие по спорному вопросу, достигнутое в результате дискуссии и сближения позиций сторон, участвующих в определении и построении финансовой политики.

Несмотря на то, что финансовая политика выражает интересы работодателей и служит достижению их целей, важнейшим условием успешной реализации финансовой политики является необходимость максимального достижения единства структуры целей и работодателей, и исполнителей через разрешение противоречий между ними.

Структура целей  выражает видение, ценности, стремления, интересы, разделяемые руководством и персоналом. В случае несогласованности  этих ценностей структура целей  фирмы также будет противоречивой. Интересы и цели сотрудников фирмы, идущие вразрез с интересами и целями организации, лишают персонал энтузиазма, желания работать с полной отдачей в интересах фирмы. Такие противоречия стали причиной кризиса многих организаций. Важность этой проблемы всё более осознаётся в зарубежном цивилизованном мире, о чём свидетельствуют отдельные статьи [1]. Ориентация на разрешение и исключение противоречий между интересами работодателя и исполнителя должна стать основой финансовой политики.

Информация о работе Анализ финансовой политики предприятия