Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 11:52, контрольная работа
Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью:
оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия;
оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения;
выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;
спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.
Соответственно, точно такая же связь имеет место между скоростью оборота кредиторской задолженности и ее балансовыми остатками.
2. Из изложенного в пункте 1 следуют два вывода:
а)
при быстрой оборачиваемости
дебиторской задолженности и
медленной оборачиваемости
С этой точки зрения ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности и замедление кредиторской улучшает финансовое состояние предприятия. Здесь и далее речь может идти лишь о нормальной дебиторской и кредиторской задолженности, а не о просроченной или безнадежной, но еще не списанной; под нормальной подразумевается задолженность, образующаяся в соответствии с договорными или законодательно установленными сроками расчетов предприятия с дебиторами и кредиторами;
б) одновременно быстрая оборачиваемость дебиторской и медленная задолженности может привести к снижению показателей платежеспособности предприятия.
Поэтому
даже при наличии возможностей управлять
сроками платежей дебиторов и
сроками расчетов с кредиторами
нельзя безгранично уменьшать первые
и увеличивать вторые. Границами здесь
являются показатели коэффициентов платежеспособности.
Одна из основных задач анализа – выявление резервов повышения массы получаемой прибыли и уровня рентабельности как наиболее важных показателей эффективности работы предприятия. В ходе анализа дают оценку выполнения плана по прибыли по итогам работы за каждый квартал и в целом за год, определяют положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на размеры полученной прибыли, причины их возникновения и разрабатывают мероприятия по устранению выявленных недостатков.
Обобщающая
оценка финансового состояния
Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции.
Исходя из состава имущества предприятия, в которое вкладываются капиталы, и проводимых предпринимателями хозяйственных и финансовых операций существует система показателей рентабельности.
Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
В процессе анализа используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от прочих операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Балансовая прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и прочих операций и чрезвычайных обстоятельств. Схема формирования балансовой прибыли представлена ранее
В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
Величина балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли зависит от многочисленных факторов. Кроме того, следует иметь в виду, что размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.
Действующие
нормативные акты допускают следующие
методы регулирования прибыли
изменение стоимостных границ отнесения имущества к основным средствам или к малоценным и быстроизнашивающимся предметам, что влечет за собой изменение суммы текущих затрат и прибыли в связи с различными способами начисления износа по основным средствам и по МБП;
изменение метода начисления износа по малоценным и быстроизнашивающимся предметам;
использование метода ускоренной амортизации по активной части основных средств также приводит к увеличению себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли а, следовательно, и налогов на прибыль;
применение различных методов оценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним;
выбор метода оценки потребления производственных запасов (NIFO, FIFO, LIFO);
изменение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (по фактическим затратам или равномерными частями за счет созданного ремонтного фонда);
изменение сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного года;
изменение метода определения прибыли от реализации продукции (по методу отгрузки продукции или моменту ее оплаты).
Таким образом, учетная политика, формируемая администрацией, открывает большой простор для выбора методологических приемов, способных радикально менять всю картину финансовых результатов и финансового состояния предприятия.
Поэтому, в процессе анализа необходимо установить соответствие принятой учетной политики предприятия действующим нормативным положениям по ведению бухгалтерского учета и определить влияние изменений в учетной политике на сумму балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли, а также на размер налогов, сумму отчислений в фонды предприятия и сумму выплаченных дивидендов акционерам.
Основную
часть прибыли предприятия
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:
П
= ∑[VPПобщ · Удi (Цi – Сi)]
где: УРПi - объема реализации продукции;
УДi - ее структура;
Сi - себестоимость;
Цi - уровнь среднереализационных цен.
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличивается доля более рентабельных видов продукции в общем, объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратной пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту прибыли, и наоборот.
Изменения уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямой пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастет, и наоборот.
Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции.
Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в натурально-условном исчислении и результат разделить на 100.
Затем модно определить влияние структурного фактора (из первого результата нужно вычесть второй).
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж.
Изменение
суммы прибыли за счет отпускных
цен на продукцию определяется сопоставлением
фактической выручки с
Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого факторного показателя фактической.
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать коэффициент выполнения плана по реализованной продукции (Крп), а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот коэффициент.
Выполнение плана по реализации рассчитывают сопоставлением объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном и стоимостном выражении (если продукция не однородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, чем выручка.
К
рп = Σ УРП iф / Σ УРП iпл
где: К рп - коэффициент выполнения плана по реализованной продукции
УРПiф - объем реализации продукции;
УРП iпп - структура себестоимости
Следует также проанализировать выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Ci) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид
Пi
= VРПi × (Цi - Ci)
где: VРПi - объема продажи продукции;
Ci – себестоимость;
Цi – среднереализационные цены.
Расчет факторов на изменение суммы прибыли по отдельным видам продукции производится методом цепной подстановки:
Ппл = VРПпл х (Цпл – Cпл)
Пусл1 = VРПф х (Цпл – Cпл)
Пусл2 = VРПф х (Цф – Cпл)
Пф = VРПф х (Цф – Cф)
ΔПобщ = Пф – Ппл
ΔПupn = Пусл1 – Ппл
ΔПц = Пусл2 – Пусл1
ΔПс = Пф – Пусл2
Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц выглядит следующим образом:
ΔПupn = (VРПф – VРПпл )( Цпл – Cпл)
ΔПц = (Цф – Цпл) VРПф
ΔПс = - (Сф – Спл) VРПф
Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Эти расчеты показывают, по каким видам продукции план по сумме прибыли перевыполнен, а по каким недовыполнен и какие факторы оказали положительное влияние, а какие – отрицательные, и в какой степени. Затем необходимо изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.