Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:56, дипломная работа
В связи с этим, целью данной дипломной работы является исследование и анализ финансового планирования и прогнозирования на предприятии.
В соответствии с целью дипломной работы были поставлены следующие задачи:
1. Определить теоретические основы финансового планирования на предприятии;
2. Рассмотреть необходимость, содержание финансового планирования и виды финансовых планов;
3. Дать характеристика нормативных документов, которые используются во время планирования;
4. Дать оценку общей экономической характеристике деятельности ООО «НеоГала» и провести анализ плановой работы на предприятии;
5. Оценить систему стратегического и оперативного финансового планирования на предприятии;
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА
ПРЕДПРИЯТИИ 8
1.1 Финансовое планирование: понятие, принципы и методы 8
1.2 Основы финансового прогнозирования 14
1.3 Технология составления бюджета как основы финансового
планирования предприятия 16
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ СФЕРЫ РОЗНИЧНОЙ
ТОРГОВЛИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «НЕОГАЛА») 23
2.1 Организационная характеристика и основные показатели
хозяйственной деятельности ООО «НеоГала» 23
2.2 Анализ динамики оборота розничной торговли, динамики суммы и уровня валовой прибыли ООО «НеоГала» 32
2.3 Анализ финансового планирования и прогнозирования
ООО «НеоГала» 44
2.4. Разработка мероприятий по финансовому планированию и
прогнозированию ООО «НеоГала» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
Изменение оборота нераздельно было связано с изменением в ассортиментной структуре реализуемой продукции. Поэтому, далее проанализируем оборот розничной торговли в ассортиментном разрезе в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Анализ оборота розничной торговли предприятия в ассортиментном
разрезе по материалам за 2008-2009 гг.
Товарныегруппы |
г |
г |
Отклонение |
Темпизменения | |||
(+;-) по | |||||||
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
сумме, тыс. руб. |
уд. весу, % | ||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Ювелирные изделия из золота 585 пробы в т.ч. |
41547,97 |
57,74 |
54014,73 |
56,86 |
12466,75 |
-0,88 |
130,01 |
-изделия без вставок |
11824,55 |
16,43 |
14827,04 |
15,61 |
3002,49 |
-0,82 |
125,39 |
-изделия с полудрагоценными вставками |
13482,32 |
18,74 |
19692,15 |
20,73 |
6209,83 |
1,99 |
146,06 |
-изделия с драгоценными вставками |
16241,10 |
22,57 |
19495,53 |
20,52 |
3254,43 |
-2,05 |
120,04 |
Ювелирные изделия из серебра 925 пробы, в т.ч. |
25832,56 |
35,90 |
31861,66 |
33,54 |
6029,10 |
-2,36 |
123,34 |
-изделия без вставок |
9206,73 |
12,79 |
12317,72 |
12,97 |
3110,99 |
0,17 |
133,79 |
-изделия с полудрагоценными вставками |
8648,74 |
12,02 |
9131,55 |
9,61 |
482,81 |
-2,41 |
105,58 |
-изделия с драгоценными вставками |
7977,10 |
11,09 |
10412,39 |
10,96 |
2435,29 |
-0,13 |
130,53 |
Прочие изделия 999 пробы |
4576,47 |
6,36 |
9119,62 |
9,60 |
4543,15 |
3,24 |
199,27 |
Итого |
71957,00 |
100,00 |
94996,00 |
100,00 |
23039,00 |
0,00 |
132,02 |
Как видно из табл. 2.5, наибольший удельный вес в структуре реализуемых ювелирных украшений занимали изделия из золота 585 пробы (56,86%). Удельный вес ювелирных изделий из серебра составил 33,54%, а прочих изделий 9,6%.
Наибольший темп роста в структуре оборота розничной торговли приходился на ювелирные украшения из золота с полудрагоцеными вставками (56,06%), а также на серебряные изделия без вставок (+33,79%) и с драгоценными вставками (30,53%). По остальным изделиям также наблюдался пост оборота розничной торговли, что следует оценить положительно.
Более наглядно динамика развития оборота розничной торговли в по ассортименту представлена на рис. 2.3
Рис. 2.3 Динамика развития оборота розничной торговли в по ассортименту за 2008-2009 гг., тыс. руб.
Проведенный анализ деятельности предприятии ООО «Неогала» за 2008-2009 гг. показал, что на динамику развития оборота розничной торговли повлияли такие трудовые ресурсы предприятия, как численность и производительность.
Рост оборота розничной торговли произошел за счет увеличения численности работников всего на 4 человека. Увеличение данного фактора привело к росту оборота розничной торговли по сравнению с прошлым годом на 13083,09 тыс. руб. как в действующих, так и в сопоставимых ценах.
Увеличение численности торгово-оперативного персонала также привело к увеличению данного показателя на 14391,40 тыс. руб. как в действующих так и в сопоставимых ценах.
Также положительным моментом в деятельности предприятия ООО «Неогала» является рост производительности труда работников в целом и работников торгово-оперативного персонала. Данное изменение привело к росту оборота розничной торговли на 9955,91 тыс. руб. в действующих ценах (или 929,14 тыс. руб. в сопоставимых). Рост производительности труда работников торгово-оперативного персонала привел к увеличению оборота розничной торговли на 8647,60 тыс. руб., однако в связи со снижением производительности труда данной группы работников в сопоставимых ценах, оборот снизился на 379,17 тыс. руб., что следует оценить отрицательно.
Доходы формируют исходную финансовую базу деятельности торгового предприятия, являются источником получения прибыли - конечной целью и движущим мотивом развития предприятия, источником формирования его собственных финансовых ресурсов. Доходы несут функцию возмещения стоимости приобретенных товаров, компенсации затрат, связанных с обращением товаров и образования прибыли.
Проанализируем динамику и структуру доходов торгового предприятия в табл. 2.6.
Таблица 2.6
Анализ доходов торгового предприятия ООО «НеоГала» по составу и структуре за 2008-2009 гг.
2008 год |
2009 год |
Отклонение (+;-) по |
Темпизменения | ||||
Показатели |
сумматысруб |
удельныйвес |
сумматысруб |
удельныйвес |
сумметысруб |
удельному | |
весу, % | |||||||
Доходы предприятия, всего, в том числе: |
25135,00 |
100,00 |
32688,00 |
100,00 |
7553,00 |
- |
130,05 |
- валовая прибыль |
25135,0 |
100,00 |
32688,00 |
100,00 |
7553,00 |
0,00 |
130,05 |
Как видно из табл. 2.6 доходы предприятия ООО «НеоГала» полностью были сформированы из валовой прибыли, которая в отчетном году составила 32688 тыс. руб., увеличившись на 7553 тыс. руб. или на 30,05%.
Следующим направлением анализа является анализ и оценка динамики дохода от основного вида деятельности, т. е. валовой прибыли торгового предприятия. Для этого проведем анализ динамики суммы и уровня валовой прибыли за ряд лет.
Таблица 2.7
Анализ динамики суммы и уровня валовой прибыли ООО «НеоГала» за 2008 - 2009 гг.
Показатели |
Едизм |
годы |
темпизменениякгоду | ||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |||
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Оборот розничной торговли |
тыс. руб. |
40269 |
42754 |
46060,00 |
71957,00 |
94996,00 |
235,90 |
Уровень торговых надбавок |
% |
50,73 |
51,93 |
52,26 |
53,68 |
52,46 |
|
Валовая прибыль |
|||||||
- сумма |
тыс. руб. |
13553,00 |
14614,00 |
15809,00 |
25135,00 |
32688,00 |
241,19 |
- уровень |
% |
33,66 |
34,18 |
34,32 |
34,93 |
34,41 |
х |
Проведенный анализ динамики валовой прибыли по сумме и уровню показал, что в 2009 году валовая прибыль ООО «Неогала» составила 32688 тыс. руб. По сравнению с прошлым годом она увеличилась на 7 553 тыс. руб. или на 30%. По сравнению с 2006 годом она увеличилась на 26 588тыс. руб. или в 2 раза, что было связано с увеличением оборота розничной торговли.
Однако превышение темпов роста выручки по сравнению с валовой прибылью привело к снижению уровня валовой прибыли за 2008-2009 гг. период на 0,52%, что крайне негативно характеризует результаты деятельности предприятия. Также снижение уровня валовой прибыли было связано со снижением среднего уровня торговых надбавок.
Далее рассмотрим источники получения доходов торгового предприятия ООО «НеоГала» в табл. 2.8.
Как видно из табл. 2.8, уровень торговых надбавок по всем ювелирным изделиям снизился в среднем на 1,22%, что в свою очередь привело к снижению уровня валовой прибыли на 0,52%.
Таблица 2.8
Анализ динамики торговых надбавок на предприятии ООО «НеоГала»
Товарныегруппы |
Уровень торговых надбавок, % |
Уровень валовой прибыли, % |
Отклонение, % | |||
2008 г. |
2009 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Уровень торговых надбавок |
Уровень валовой прибыли | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Ювелирные изделия из золота 585 пробы в т.ч. |
54,88 |
54,62 |
35,43 |
35,33 |
-0,26 |
-0,11 |
- кольца |
56,11 |
57,10 |
35,94 |
36,35 |
0,99 |
0,40 |
- серьги |
53,68 |
52,34 |
34,93 |
34,36 |
-1,34 |
-0,57 |
- кулоны, подвески |
57,41 |
55,45 |
36,47 |
35,67 |
-1,95 |
-0,80 |
- цепи, браслеты |
56,55 |
56,96 |
36,12 |
36,29 |
0,42 |
0,17 |
- броши |
51,33 |
50,55 |
33,92 |
33,58 |
-0,79 |
-0,34 |
- талисманы |
56,70 |
55,04 |
36,19 |
35,50 |
-1,67 |
-0,69 |
- колье |
54,48 |
55,67 |
35,27 |
35,76 |
1,19 |
0,49 |
- кресты |
50,78 |
51,00 |
33,68 |
33,77 |
0,21 |
0,09 |
Ювелирные изделия из серебра 925 пробы, в т.ч. |
52,09 |
51,37 |
34,25 |
33,94 |
-0,71 |
-0,31 |
- кольца |
56,89 |
59,93 |
36,26 |
37,47 |
3,03 |
1,21 |
- серьги |
53,89 |
50,74 |
35,02 |
33,66 |
-3,15 |
-1,36 |
- кулоны, подвески |
50,16 |
52,49 |
33,40 |
34,42 |
2,33 |
1,02 |
- цепи, браслеты |
52,08 |
55,10 |
34,24 |
35,53 |
3,03 |
1,28 |
- броши |
53,49 |
49,19 |
34,85 |
32,97 |
-4,31 |
-1,88 |
- талисманы |
52,26 |
50,75 |
34,32 |
33,66 |
-1,51 |
-0,66 |
- колье |
54,20 |
47,62 |
35,15 |
32,26 |
-6,58 |
-2,89 |
- кресты |
39,78 |
38,46 |
28,46 |
27,78 |
-1,32 |
-0,68 |
Прочие изделия 999 пробы |
52,01 |
44,15 |
34,22 |
30,63 |
-7,86 |
-3,59 |
Итого: |
53,68 |
52,46 |
34,93 |
34,41 |
-1,22 |
-0,52 |
Наибольшее отклонение по уровню торговой надбавки было по прочим изделиям 999 пробы (-14,38%). Также отрицательная динамика уровня валовой прибыли наблюдалась по серебряным колье. В результате снижения торговых надбавок на 6,58%, уровень валовой прибыли снизился на 2,89%.
Поскольку было выявлено в отчетном году большое количество товаров, не пользующихся спросом, поэтому по данной продукции часто проводились распродажи.
В результате данные изменения повлекли за собой снижение среднего уровня торговых надбавок по предприятию, и как следствие, к снижению уровня валовой прибыли.
Увеличение уровня торговых надбавок произошло по золотым кольцам (+0,99%), цепям, браслетам (+0,42%), колье (+1,9%) и крестам (0,21%). Также был отмечен рост уровня торговых надбавок по серебряным кольцам (+3,03%), кулонам и подвескам (+2,33%), цепям и браслетам (+3,03%).
Рост торговых надбавок по данным группам был увеличен в соответствие с увеличением спроса на данные подгруппы товаров, что способствовало увеличению суммы валовой прибыли, несмотря на снижение ее по уровню.
Проведенный анализ показал, что в 2009 году наибольшая величина суммы валовой прибыли была получена от реализации ювелирных изделий из золота 585 пробы (сумма валовой прибыли по данной группе составила 19081,43 тыс. руб.). Это связано с тем, что в отчетном году значительно увеличилась выручка по данной товарной группе по всем видам изделий.
Наибольший рост суммы валовой прибыли произошел по золотым серьгам (+1372,07 тыс. руб.). Снижение уровня валовой прибыли было замечено по серебряным кулонам и подвескам (-22,11 тыс. руб.). В остальном, сумма валовой прибыли по всем видам реализуемых изделий увеличилась, несмотря на снижения уровня торговых надбавок
Таким образом, сложившуюся тенденцию изменения валовой прибыли следует оценить отрицательно, так как по каждой группе товаров и в целом по организации уровень валовой прибыли снизился в среднем на 0,52%.
Для оценки влияния структуры на сумму и уровень валовой прибыли произведем расчет процентных чисел в таблице 2.9.
Таблица 2.9
Расчет влияния изменения структуры оборота розничной торговли на сумму и уровень валовой прибыли торгового предприятия за 2008-2009 гг.
Товарныегруппы |
Структура оборота розничной торговли |
Уровеньваловойприбылипрошлгода |
%% числа | ||
2008 |
2009 |
при структуре прошлого года |
при структуре отчетного года | ||
Ювелирные изделия из золота 585 пробы в т.ч. |
|||||
- кольца |
10,64 |
11,33 |
35,94 |
382,40 |
407,20 |
- серьги |
16,35 |
16,80 |
34,93 |
571,11 |
586,82 |
- кулоны, подвески |
5,69 |
4,92 |
36,47 |
207,51 |
179,43 |
- цепи, браслеты |
11,33 |
11,74 |
36,12 |
409,24 |
424,05 |
- броши |
3,13 |
2,40 |
33,92 |
106,17 |
81,41 |
- талисманы |
3,33 |
2,66 |
36,19 |
120,51 |
96,27 |
- колье |
2,62 |
3,20 |
35,27 |
92,41 |
112,86 |
- кресты |
4,65 |
3,82 |
33,68 |
156,61 |
128,66 |
Ювелирные изделия из серебра 925 пробы, в т.ч. |
|||||
- кольца |
4,46 |
4,54 |
36,26 |
161,72 |
164,62 |
- серьги |
5,69 |
5,47 |
35,02 |
199,26 |
191,56 |
- кулоны, подвески |
4,90 |
3,53 |
33,40 |
163,66 |
117,90 |
- цепи, браслеты |
9,33 |
7,56 |
34,24 |
319,46 |
258,85 |
- броши |
4,90 |
4,91 |
34,85 |
170,77 |
171,11 |
- талисманы |
1,65 |
1,89 |
34,32 |
56,63 |
64,86 |
- колье |
2,46 |
2,63 |
35,15 |
86,47 |
92,44 |
- кресты |
2,51 |
3,01 |
28,46 |
71,43 |
85,66 |
Прочие изделия 999 пробы |
6,36 |
9,60 |
34,22 |
217,64 |
328,51 |
Итого |
100 |
100 |
34,93 |
3493,00 |
3492,24 |