Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:52, лекция
Общественное питание выполняет следующие функции:
- приготовление продукции собственного производства - производственная функция;
- продажа продукции собственного производства и покупных товаров (продукции, не подвергавшейся кулинарной обработке) – функция обращения;
- организация потребления реализованной продукции в специальных помещениях.
-
Величина реализованной продукции зависит от товарной продукции и может быть определена по следующей факторной модели:
Р = Он + П – Б – Вп – Ок.
Реализованная продукция характеризует:
1 – объем, количество и стоимость проданной продукции;
2 – доходы от продажи продукции.
Анализ готовой продукции предполагает изучение: общего объема, структуры, ассортимента продукции (освоение новых видов, прекращение выпуска старых видов продукции).
Эти показатели изучаются в динамике и по сравнению с заданием в абсолютных и относительных показателях, и проводится факторный анализ. К основным факторам, влияющим на выпуск продукции, относятся:
1 - цена и количество (физическая масса) произведенной продукции.
Влияние цен и количества просчитывается по каждому виду продукции и в целом по предприятию.
2 - обеспеченность сырьем и материалами.
Анализ обеспеченности проводится по видам сырья и материалов, объему, качеству, срокам поставки, поставщикам.
При анализе сопоставляется фактический расход сырья, вспомогательных материалов с нормами по каждому виду изделий и сырья, определяются отклонения и изучаются их причины. Просчитывается влияние эффективности использования ресурсов на выпуск продукции.
3 - оснащенность предприятия основными средствами.
Выпуск продукции зависит от производственной мощности, технического уровня производства и эффективности их использования.
4 - эффективность использования трудовых ресурсов.
Анализ начинается с изучения изменения численности работников и производительности их труда за анализируемый период. Просчитывается влияние их изменения.
5 - ритмичность выпуска продукции, рассчитывается методом «меньших» чисел или с помощью коэффициента вариации.
6 - выпуск продукции в ассортименте (в натуральном выражении). Рассчитывается коэффициент ассортиментности и устанавливаются причины отклонений по выпуску каждого вида продукции.
Пример:
Консервы овощные | План | Факт | Факт в пределах плана |
- закусочные - обеденные - натуральные - маринады | 1 150 1 100 920 2 500 | 1 395 1 495 1 237 1 636 | 1 150 1 100 920 1636 |
Всего | 5 670 | 5 763 | 4 806 |
k = Сумму факта в пределах плана / сумму по плану = 4 806 / 5 670 = 0,85
Оценка выполнения задания по ассортименту продукции может проводиться по коэффициенту ассортиментности, рассчитываемому методом «меньших» чисел. Изучаются причины невыполнения плана по ассортименту выпуска продукции – недопоставка сырья, его качество, изменение спроса и т.п.
При изучении ассортимента выпуска продукции может просчитываться коэффициент структурных сдвигов. При этом также используется метод «меньших» чисел, но просчитываются относительные величины – удельный вес выпуска каждого вида продукции.
Пример:
Консервы овощные | План | Факт | Факт при плановой структуре | Засчитывается в выполнение плана по структуре | ||
Кол-во | Уд.вес | Кол-во | Уд.вес | |||
Закусочные Обеденные Натуральные Маринады | 1 150 1 100 920 2 500 | 20,3 19,4 16,2 44,1 | 1 395 1 495 1 237 1636 | 24,2 25,9 21,5 28,4 | 1 170 1 118 934 2 541 | 1 170 1 118 934 1 636 |
Всего | 5 670 | 100,0 | 5 763 | 100,0 | 5 763 | 4 858 |
kстр. = 4 858 / 5 763 = 0,843
Коэффициент структурных сдвигов рассчитывается как отношение выпуска продукции, засчитанного в выполнение задания по структуре к фактическому выпуску при плановой структуре.
Изучение ассортимента и структурных сдвигов в производстве продукции позволяет обеспечить выпуск продукции в соответствии со спросом населения.
7 – качество выпускаемой продукции. Изучается по сортам, по удельному весу каждого сорта в общем объеме выпуска продукции; по степени выполнения плана по каждому сорту при помощи переводных коэффициентов, меньших чисел и т.п.
Заканчивается анализ выпуска продукции разработкой конкретных мер по обеспечению роста выпуска продукции в перспективе.
3. Анализ доходов от реализации продукции.
Общая сумма доходов производственного предприятия складывается:
-
-
Доходы от продажи готовой продукции в производственном предприятии представляют собой полную стоимость проданной продукции. Они характеризуют объем и структуру производства и выручку. Поэтому их анализ сводится к изучению объема и структуры проданной продукции, то есть:
-
-
-
Анализ проводится за определенный отчетный период – это текущий анализ, и за достаточно короткий срок – это оперативный анализ.
4. Анализ себестоимости продукции производственного предприятия.
Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, рабочей силы, а также затраты на производство и реализацию.
То есть себестоимость отражает, во что обходится предприятию производство и сбыт продукции.
В зависимости от условий применения и методики расчета различаются:
-
-
-
-
Для оценки уровня и динамики себестоимости продукции изучаются:
-
1 – расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции;
2 – затраты на работы и услуги непроизводственного характера (транспортные, научно-исследовательские, проектные и др.);
3 – затраты на освоение производства новых изделий независимо от источников их возмещения;
-
-
- себестоимость единицы продукции (калькуляция) – отражает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на единицу продукции, в натуральном измерении;
- себестоимость сравнимой товарной продукции – рассчитывается по ранее выпускаемой товарной продукции на предприятиях, имеющих устойчивый ассортимент изделий. Позволяет оценить изменение себестоимости при сопоставимом объеме и структуре товарной продукции;
- себестоимость на 1 руб. товарной (реализованной) продукции – рассчитывается как отношение себестоимости товарной продукции на выручку (или на стоимость товарной продукции). Характеризует расходы предприятия на единицу выручки в стоимостном выражении (без подразделения по видам продукции).
В процессе анализа себестоимости продукции:
1 - изучается величина совокупных затрат в отчетном периоде, темпы их изменения в динамике и по сравнению с темпами изменения объема продаж продукции;
2 – изучается производственная и полная себестоимость по основным видам продукции в динамике; рассчитывается влияние факторов на изменение себестоимости;
3 – изучается структура затрат, удельный вес каждой статьи в их совокупной величине и темп изменения затрат по статьям в динамике;
4 - изучают постоянные и переменные затраты, устанавливаются точка безубыточности по основным видам продукции и в целом по предприятию; определяется запас финансовой прочности;
5 – изучается обоснованность распределения косвенных затрат и т.д.
Анализ себестоимости произведенной продукции начинается с оценки изменения:
– общей величины затрат по сумме и уровню;
– расходам по статьям калькуляции;
– затратам на единицу конкретного вида продукции;
– цеховым и общезаводским расходам; расходам по зарплате и т.п.
Себестоимость произведенной продукции зависит от количества и качества продукции; вида и ассортимента; цен на сырье и материалы, норм амортизационных отчислений и т.д.
Общее изменение себестоимости рассчитывается как разница между ее фактической величиной в отчетном и базисном периодах: ∆С = Сф - Сб
Влияние изменения количества выпущенной продукции и ассортимента рассчитывается как разница между себестоимостью отчетного периода в сопоставимых ценах и себестоимостью базисного периода: ~∆q = Сс – Сб
Влияние изменения цен на себестоимость продукции рассчитывается как разница между фактической себестоимостью в действующих и сопоставимых ценах: ~∆Р = Сф - Сс
Для оценки изменения уровня производственной себестоимости рассчитывается размер затрат на 1 руб. товарной продукции, путем деления себестоимости продукции на товарную продукцию: У = С / Т.
Общее изменение уровня затрат рассчитывается как разница фактического и базисного уровней затрат: ∆У = Уф-Уб = Сф / Тф – Сб / Тб.
Общая экономия или перерасход затрат в результате изменения уровня затрат рассчитывается путем умножения изменения уровня затрат на стоимость товарной продукции в отчетном периоде в действующих ценах: Э(П) = ∆У х Тф.
Информация о работе Анализ деятельности организаций общественного питания