Анализ ассортимента продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной темы – оценка выполнения плана по ассортименту продукции на «Мотовилихинские заводы». Также необходимо обозначить следующие задачи курсовой работы:
определить текущие и перспективные потребности покупателей;
оценить уровень конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
изучить жизненный цикл изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
оценить экономическую эффективность и степень риска изменений в ассортименте продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………..…………..…………………………………………......
3

1.СУЩНОСТЬ АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ…………………………………...
5

1.1 Основные понятия и показатели ассортимента…...………………………………
5
1.2 Формирование ассортимента и управление им…………………………………... 9

2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ НА ОАО «МОТОВИЛИХИНСКИЕ ЗАВОДЫ» ………………………………………………...

13
2.1 Общая характеристика ОАО «Мотовилихинские заводы» …………………….. 13
2.2 Оценка выполнения плана продаж по ассортименту продукции на ОАО «Мотовилихинские заводы»………………….………………………………………...
15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….
20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………………..
22

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

     Формированию  ассортимента обычно предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции, которая позволяет определить возможности оптимального производства ассортимента данного вида товаров. Цель ассортиментных концепций – сориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей. В процессе разработки концепции определяются различные показатели: разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей); уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношение цен на товары данного вида и др. Обычно прогнозируется лишь тенденция развития ассортимента (а более точно – ассортиментная структура спроса и товарного предложения). Планирование, формирование и управление ассортиментом продукции – непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и заканчивая изъятием из товарной программы. Искусство планирования ассортимента продукции состоит в умении воплощать уже имеющиеся или потенциальные технологии и материальные возможности в продуктах, которые, принося производителю прибыль, обладают потребительской ценностью, удовлетворяющей покупателя. Иными словами, производитель занят не просто созданием и производством товаров, но также формированием клиентуры и удовлетворением ее специфических потребностей.9

     Существуют  четыре основных принципа формирования ассортимента:

  • функциональный – по близости выполняемых функций;
  • потребительский – по группам потребителей;
  • бытовой – по типам посреднический, торговых организаций или по стилю    продажи;
  • ценовой – по уровню цен.

           Формирование ассортимента может осуществляться:

  • созданием параметрического ряда – горизонтальная стратегия;
  • дифференциацией товара, предназначая каждый новый вариант для конкретного рыночного сегмента, - концентрическая стратегия;
  • диверсификацией производства и разработкой товарной номенклатуры – конгломератная стратегия.10

     Еще один важный элемент ассортимента и  в  целом  товарной  политики -изъятие  из  программы  неэффективных  товаров.  Изыматься  могут  товары, морально устаревшие и  экономически,  неэффективные, хотя  и,  возможно, пользующиеся  некоторым спросом.  Принятию  решения   об   изъятии   или   оставлении товара в программе предприятия предшествует  оценка  качества   показателей каждого товара  на  рынке.  При этом  необходимо  учитывать   объединенную информацию  со  всех  рынков,  где  они  реализуются,  чтобы   установить реальный объем продаж и уровень рентабельности  (прибыльности)   в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его товаров. Главный вывод из сказанного относительно своевременного изъятия товара из   программы  (ассортимента)  состоит  в  том,   что   изготовитель   должен   организовать систематический контроль за поведением товара на  рынке,  за   его жизненным циклом. Только при таком условии будет  получена  полная  и   достоверная информация,  позволяющая принимать верные   решения.   Для   облегчения решения проблемы  следует иметь методику  оценки  положения   товара на различных рынках, где предприятие работает.  Методика  должна   быть относительно простой.11

     Принятие  окончательного решения об изъятии  товара из программы  или  о   продолжении его реализации можно  упростить, если уже на стадии разработки изделия установить количественные требования к нему:  уровень  (норматив) окупаемости,  объем  продаж  или  прибыли  (с  учетом   полных   затрат ресурсов). Если товар перестает отвечать этим  критериям,  то  тем  самым   предопределяется и характер решения по его изъятию.12

     Исчерпавший свои рыночные возможности товар,  вовремя  не  изъятый  из   производственной программы, приносит большие убытки, требуя  несоразмерно   получаемым результатам затрат средств, усилий и  времени.  Поэтому,  если   производитель не будет иметь четкой системы критериев изъятия товаров  из   производственно-сбытовой программы, и не будет  систематически  проводить   анализ изготовляемых и реализуемых товаров, то его ассортимент  неизбежно   окажется «перегруженным» неэффективными изделиями, со  всеми  вытекающими отсюда отрицательными последствиями для производителя.13

     Вывод по данному параграфу следующий: планирование, формирование и управление ассортиментом продукции – процесс, который осуществляется в течение всего жизненного цикла товаров.

     Предприятию необходимо разрабатывать ассортиментную концепцию для того, чтобы определить возможности оптимального производства ассортимента данного вида товаров, а также сориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей.

     Поэтому товаропроизводитель занимается не только разработкой и созданием товаров, а также формированием клиентуры и удовлетворением ее потребностей.

     Но  еще одним важным элементом является изъятие неэффективных товаров  из производственной программы. Это  необходимо для того, чтобы не было образование убытков на предприятии, что отрицательно сказывается па производителе.

     По  завершению данной главы можно сделать  следующий вывод: помимо физиологических  потребностей, человек также испытывает потребности в безопасности, любви, самоуважении, эстетические потребности и другие. Но так как тема курсовой посвящена ассортименту продукции, то немаловажной потребностью здесь будет потребность в расширении ассортимента, ведь в настоящее время на рынке существует сильная конкуренция товаров и, если не будет происходить расширение ассортимента, то человеку (покупателю) товар станет неинтересным и не нужным. Поэтому необходимо, внедрять новые, более совершенные виды продукции, а также изымать устаревшие и неэффективные изделия. 
 
 

 

     2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ НА ОАО «МОТОВИЛИХИНСКИЕ ЗАВОДЫ» 

     2.1  Общая характеристика  ОАО «Мотовилихинские  заводы» 

     ОАО "Мотовилихинские заводы" — одно из старейших машиностроительных предприятий Урала. Оно было основано в 1736 году как медеплавильный завод и стало одним из градообразующих предприятий Перми. Сегодня Холдинг объединяет металлургический комплекс, ряд направлений машиностроения, в числе которых производство нефтепромыслового оборудования, строительно-дорожной техники и военной техники, а также собственное конструкторское бюро гражданского и специального машиностроения. "Мотовилихинские заводы" входят в число крупнейших предприятий Пермского края и традиционно представлены в рейтингах крупнейших российских компаний. «Мотовилихинские заводы» — вертикально-интегрированный холдинг, состоящий из управляющей компании, а также производственных, сбытовых и сервисных компаний:

  • ОАО «Мотовилихинские заводы» — управляющая компания холдинга;
  • ЗАО «Третий Спецмаш» — производство машиностроительной продукции гражданского и специального назначения;
  • ООО «МЗ «Камасталь» — производство металлургической продукции, литейное производство;
  • ЗАО «Торговый дом «Мотовилихинские заводы» — сбыт продукции гражданского назначения;
  • ЗАО «СКБ» — конструкторское бюро гражданского и специального машиностроения;
  • ООО «Тепло-М» — производство теплоэнергии для нужд «Мотовилихинских заводов» и города Перми;
  • ЗАО «Импульс-М» — предоставление услуг телефонии и интернета для «Мотовилихинских заводов».

     Размер  уставного капитала ОАО «Мотовилихинские заводы» составляет 1 488 159 486 руб. Обыкновенные акции:

  • количество акций указанной категории: 992 106 324 щтук;
  • номинальная стоимость одной акции указанной категории: 1,50 рублей;
  • общая номинальная стоимости указанной категории акций: 1 488 159 486 рублей;
  • размер доли указанной категории акций в уставном капитале: 100 процентов.

     В Пермском крае «Мотовилихинские заводы» по праву могут считаться предприятием с самой продолжительной историей, традициями и высокими достижениями. «Мотовилихинские заводы» сегодня объединяют 8-тысячный коллектив профессиональных рабочих, инженерно-технических работников и менеджеров российского уровня. Перспективные задачи, которые стоят перед «Мотовилихинскими заводами», требуют от предприятия большого внимания к одному из ключевых стратегических ресурсов — персоналу. Богатые традиции «Мотовилихинских заводов» успешно сочетаются с современными подходами к управлению кадрами. Оставаясь одним из крупнейших по численности работающих предприятий Пермского края, «Мотовилихинские заводы» заинтересованы в выстраивании прочных связей между производством и учебными заведениями. Высшие и средние специальные заведения Пермского края в свою очередь заинтересованы в приобретении студентами не только теоретических знаний, но и практических навыков. Это создает платформу для активного сотрудничества «Мотовилихинских заводов» с «кузницами кадров».

  • Пермский  политехнический колледж имени Н. Г. Славянова;
  • Профессиональный  лицей № 3 имени П. М. Непряхина;
  • Профессиональный  лицей № 1;
  • Пермский государственный технический университет.

     Так как тема курсовой работы посвящена анализу ассортимента продукции,  то необходимо проанализировать изменения в ассортиментной политике предприятия ОАО «Мотовилихинские заводы» за март 2009 года и 2010 года.

   2.2 Оценка выполнения  плана продаж по  ассортименту продукции  на  ОАО 

   «Мотовилихинские  заводы» 

     Перед тем, как непосредственно перейти  к анализу ассортимента продукции  на ОАО «Мотовилихинские заводы», рассмотрим обобщающую характеристику изменений  ассортимента продукции. Такую характеристику изменений ассортимента продукции дает коэффициент ассортимента, уровень которого определяется следующим образом (формула 1): 

         

    ;             (1) 

     В расчет данного коэффициента принимается  фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более базового (планового, прошлого периода). Для наиболее точного представления, ниже приведен пример расчета коэффициента.14

Таблица 1 - Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием за 2009 год15

Изделие Объем производства продукции в плановых ценах, тыс. руб. Реализация  продукции в плановых ценах, тыс. руб.
план факт. +, - план факт. +, -
Пальто  женские из чернобурки 50 000 66 500 +16 500 52 275 62 730 + 10 455
Пальто женские из нутрии 30 000 17 100 -12 900 30 135 17712 -12 423
Всего: 80 000 83 600 +3600 82410 80 442 -1968
 

    Коэффициент ассортимента = (50 000+17 000)/80 000=0,84.

    Судя  по величине этого коэффициента, произошли  существенные изменения в ассортиментной политике предприятия: значительно увеличился выпуск первого изделия и сократился второго.

По данным, представленным в отчете о выполнении плана продаж за март 2009  

 Таблица 2 - Отчет о выполнении плана продаж за март 2009 год предприятиям в составе ОАО «Мотовилихинские заводы»

Наименование  показателя Ед. измерения Месяц март
Количество  единиц Цена, руб. Объем в  тыс. руб.
план факт план факт план факт
Электроэнергия т.Вт.ч 9659,00 9660,00 1,1269 1,1269 10,88 10,89
Природный газ т.куб.м 6242,05 6241,07 1132,71 1132,71 7070,43 7069,32
Сжатый  воздух низкого давления т.куб.м 13637,20 13635,30 171,00 171,00 2331,96 2331,63
Вода  техническая т.куб.м 2091,60 2090,60 990,00 990,00 2070,68 2069,69
Вода  питьевая т.куб.м 28,10 29,20 18200,00 18200,00 511,42 531,44
Стоки т.куб.м 145,20 143,00 11400,00 11400,00 1655,28 1630,20
Кислород т.куб.м 864,80 863,80 4000,00 4000,00 3459,20 3455,20
Всего:           17109,86 17098,37

Информация о работе Анализ ассортимента продукции