Значение вступления в ВТО для совершенствования внешнеэкономических связей России

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Требования увеличения объема российского экспорта и улучшения его структуры вызывают необходимость укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки. Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Всемирная торговая организация 5
1.1. История создания и деятельность ВТО 5
1.2. Преимущества торговой системы ВТО 10
Глава 2. Вступление России в ВТО 14
2.1. Россия и ВТО 14
2.2. Влияние ВТО на внешнеэкономические связи России 17
2.3. Вступление России в ВТО и китайско-российская торговля 21
Заключение 23
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

Значение вступления в ВТО для совершенствования внешнеэкономических связей России.docx

— 61.48 Кб (Скачать)

 

 

Значение вступления в ВТО для совершенствования внешнеэкономических связей России

 



 

 

 

Содержание

Содержание 2

Введение 3

Глава 1. Всемирная торговая организация 5

1.1. История создания и деятельность ВТО 5

1.2. Преимущества торговой системы ВТО 10

Глава 2. Вступление России в ВТО 14

2.1. Россия и ВТО 14

2.2. Влияние ВТО на внешнеэкономические связи России 17

2.3. Вступление России в ВТО и китайско-российская торговля 21

Заключение 23

Список литературы 25

 

 

Введение

Реальное развитие международной  торговли все более отчетливо  проявляет, что глобализация и интернационализация  мировых экономических процессов одним из своих последствий имеет постепенное размывание грани между пограничным и внутренним регулированием международного экономического обмена. Одновременно развивается своеобразная унификация правил и норм регулирования международного обмена товарами и услугами. На этой основе формируется современная международная торговая система, организующим центром которой постепенно становится ВТО. Интересы России требуют, чтобы она завершила свою роль наблюдателя и стала активным участником этого процесса. Россия уже располагает рыночными механизмами хозяйствования, отказалась от ряда ограничений на экономическую деятельность, и в тоже время, до сих пор отличается резкими диспропорциями в экономике. Устранение данных диспропорций или смягчение их последствий может потребовать дополнительных мер государственной поддержки.

Задача устранения внешних  препятствий на пути российского  экспорта важна для реализации огромного  потенциала, которым обладает Россия в высокотехнологичных и других отраслях с высокой степенью переработки  продукции. Это - необходимое условие  для преодоления «сырьевой» направленности российского экспорта.

Сохранение позиций на внешних рынках и дальнейшее наращивание  экспорта требуют решения проблем  доступа на внешние рынки, устранения необоснованных ограничений в отношении  российского экспорта и угрозы их применения в будущем. Эта задача становится все более значимой, поскольку  открывает возможность зарабатывать деньги на мировых рынках там, где  Россия имеет реальные конкурентные преимущества, что очевидно, предпочтительнее прямой финансовой помощи, предоставлению западными странами и международными финансовыми институтами кредитов России.

Однако сегодня уже  очевидно, что не только наращивание  экспорта и его облагораживание, но даже сохранение завоеванных позиций  на внешних рынках невозможно без  решения проблем доступа на внешние  рынки, при этом имеется в виду как устранение действующих ограничений  в отношении российского экспорта, так и создание благоприятного торгово-политического  климата для устранения угрозы их применения в будущем.

Требования увеличения объема российского экспорта и улучшения  его структуры вызывают необходимость  укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать  благоприятные торгово-политические условия обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки. Вступив  на путь экономической реформы, отказавшись  от государственной монополии внешней  торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать  связи со странами рыночной экономики  на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому  Россия активно налаживает связи  с международными экономическими организациями.

 

Глава 1. Всемирная торговая организация

    1. История создания и деятельность ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО) была образована в результате подписания в апреле 2002 г. Марракешского соглашения, составленного на основе договоренностей, достигнутых в ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-2002 гг.). ВТО «выросла» из Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), подписанного в 1947 году и вступившего в силу в 1948 году. В конце сороковых годов XX-го века предпринимались попытки создать международную торговую организацию (МТО), которая бы приняла на себя функции регулирования торговли и занятости. В то же время 23 страны подписали соглашение (ГАТТ), в соответствии с которым каждая из них обязалась предоставлять другим странам равный и недискриминационный режим торговли, снижать тарифные и нетарифные ограничения торговли. Первоначально ГАТТ рассматривалось как временное соглашение, предшествующее созданию МТО, которое не произошло из-за позиции США, парламент которых не ратифицировал разработанный устав МТО.

С течением времени количество стран, присоединившихся к ГАТТ, росло, в результате чего в период с 1948 по 2004 гг. это было единственное международное  соглашение, регулирующее мировую торговлю. Более того, фактически произошла  трансформация ГАТТ в международную  организацию, обладающую штаб-квартирой, при которой многие страны учредили собственные представительства, постоянный секретариат и появились другие признаки международных организаций.

В 2002 году была образована ВТО. [11]

В целом, базовые принципы деятельности этой организации на 2/3 сформированы сводом правил ГАТТ. На данный момент членами ВТО стали 142 государства, 28 государств находятся на стадии переговоров  о вступлении.

В настоящее время ВТО - единственная организация, в рамках которой согласуются все основные вопросы, связанные с режимом  международной торговли товарами и  услугами. Она выполняет функцию организатора дальнейших торговых переговоров, предоставляет странам-участникам систему урегулирования торговых споров.

В основе функционирования ВТО  лежит ряд согласованных принципов  поведения в международной торговле: торговля без дискриминации, дальнейшая либерализация, применение для регулирования и ограничения импорта только согласованного набора мер и механизмов, предсказуемость торговой политики, содействие конкуренции.

Принцип осуществления торговли без дискриминации предполагает предоставление всем странам - торговым партнерам одинакового торгового режима, который не хуже, чем режим, предоставляемый национальным операторам. Этот принцип реализуется посредством взаимного предоставления всеми странами режима наибольшего благоприятствования. Кроме того, любой импортированный товар, прошедший все необходимые таможенные процедуры, в дальнейшем обращается в рамках национального режима, что означает отсутствие особых требований или налогообложения в сравнении с национальными товарами. [11]

Принцип дальнейшей либерализации  международной торговли реализуется через последовательное снижение барьеров в торговле, предпочтение тарифных методов регулирования, снижение тарифов. В результате Уругвайского раунда переговоров была достигнута договоренность о снижении тарифов на более чем 120 товаров. В результате реализации этих договоренностей средний уровень импортных тарифов на  промышленные  товары  должен  снизиться на 40%.

Принцип предсказуемости  торговой политики реализуется, в первую очередь, через «связывание» тарифов, а также обязательства применять  только тарифные меры защиты внутреннего  рынка. Процесс «связывания» предполагает ограничение максимального размера  таможенного тарифа, превышение которого возможно только в случае достижения договоренности со странами-поставщиками и компенсации наносимого увеличением ставки тарифа ущерба.

Для контроля над приверженностью  принципу содействия конкуренции создан механизм проверки торговой политики (Trade Policy Review Mechanizm - TRIM) - анализ проводимой странами-членами ВТО торговой политики, который технически осуществляется секретариатом ВТО. Проверяемая страна представляет доклад о своей внешнеторговой деятельности, доклад на эту же тему готовится секретариатом ВТО. Затем все материалы публикуются и рассматриваются на Министерской конференции.

Предполагается что реализация названных принципов посредством  ограниченного согласованного набора мер регулирования, контроля, решения  споров окажет содействие развитию международной  торговли и повышению всеобщего благосостояния [6]

Главные задачи ВТО - либерализация  международной торговли, обеспечение  ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту  и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых  на сегодняшний день насчитывается 148, решают эти задачи путем контроля над выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

Решения принимаются всеми  государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения  большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника  ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место. [6]

Решения на высшем уровне в  ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум  один раз в два года.

Первая конференция в  Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила  курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок.

Вторая конференция, проведенная  в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию  ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены  ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли.

Третья конференция, которая  была созвана в декабре 1999 года в  Сиэтле (США) и должна была принять  решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. В ноябре 2001 г. в г. Доха (Катар) состоялась четвертая Министерская конференция, на которой в итоге было принято решение начать переговоры по ряду направлений, касающихся "встроенной повестки", промышленных тарифов, ТРИПС, правил ВТО (субсидии, антидемпинг, региональные торговые соглашения), договоренностей по урегулированию торговых споров. Пятая Министерская конференция состоялась 10-14 сентября 2003 г. в г. Канкун (Мексика), где предполагалось подвести промежуточные итоги МТП и определить формат их дальнейшего продолжения. [6]

Из-за наличия принципиальных противоречий между различными группами государств, прежде всего по проблемам  сельского хозяйства и “сингапурским  вопросам” консенсуса достигнуть не удалось, и конференция закончилась  практически безрезультатно. В целом  этот раунд предполагается завершить  к началу 2005 г., хотя имеются серьезные  проблемы реализации плана-графика  Доха раунда. С учётом остающихся противоречий между различными группами стран  ВТО работа строится на поиске компромиссных  решений.

В подчинении Министерской конференции  находится Генеральный совет, который  отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. [6]

Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся  на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью  специализированных комитетов, осуществляющих контроль над соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль над выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля над выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО  и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура  присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения. [6]

Секретариат ВТО, который  базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет  генеральный директор. Секретариат  ВТО, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.

    1. Преимущества  торговой системы ВТО

  1. Система помогает укреплять мир.

Это может показаться несколько  претенциозным, и было бы некорректно  ожидать слишком много. Тем не менее, система действительно способствует международному миру, и если мы понимаем причины, у нас есть четкое представление  о том, что система делает на самом  деле.

Мир отчасти является результатом  функционирования двух наиболее фундаментальных  принципов торговой системы: беспрепятственное  движение торговых потоков и предоставление странам конструктивной и справедливой платформы для рассмотрения споров по вопросам торговли. Это также  результат международного доверия  и сотрудничества, порождаемых и укрепляемых системой.

Информация о работе Значение вступления в ВТО для совершенствования внешнеэкономических связей России