Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:32, курсовая работа
Цель моей курсовой работа содержит в себе раскрытие всей истории взаимоотношений МВФ и России, начиная с 90-х и заканчивая сегодняшним днем.
Задачи курсовой работы, заключаются в следующем:
1.Раскрыть понятие, что такое МВФ и узнать на, что направлена его деятельность,
2. Отношения России с МВФ,
3. Значение участия в Фонде для экономики и валютной системы РФ.
Введение------------------------------------------------------------ 3
Глава 1. Международный Валютный Фонд: цели, организация и направления деятельности--------------------------------------- 5
1.1. Капитал и заемные ресурсы Фонда-------------------- 11
1.2. Кредитные механизмы, используемые МВФ---------- 15
Глава 2. Отношения России с МВФ------------------------------- 22
2.1. Вступление России в МВФ, условия вступления, обязанности России как члена МВФ----------------------------- - 22
2.2. Кредиты МВФ России------------------------------------- 27
2.3. Условия предоставления кредитов России------------- 41
Глава 3. Значение участия в Фонде для экономики и валютной системы РФ----------------------------------------------------------- 45
Заключение----------------------------------------------------------- 51
Библиографический список используемой литературы--------- 54
Текущий финансовый кризис, казалось бы, не дает повода усомниться в необходимости и значительности роли МВФ. Тревожные известия приходят из все новых мест. После России эпицентр кризиса переместился в Бразилию. Перепуганные инвесторы только за последний месяц вывезли из страны почти 13 млрд долларов. Некоторые аналитики считают, что для стабилизации положения бразильской экономики, девятой по величине в мире, потребуется 20-30 млрд долларов. Но даже с учетом 50 млрд золотовалютных запасов страны объем краткосрочных внешних долгов Бразилии заставляет сомневаться в достаточности такой помощи.
Не удивительно, что
руководство МВФ предпринимает
все, чтобы его главный
«акционер», Соединенные
Штаты, увеличил финансирование
фонда. Ведь ресурсы
организации практически
исчерпаны. Сейчас, по
словам заместителя
директора МВФ Стенли
Фишера, резервы фонда,
которые он реально
может использовать
для экстренных стабилизационных
кредитов странам, терпящим
финансовые бедствия,
упали до минимального
за всю историю уровня
— 5-9 млрд. долларов.
По данным МВФ, отношение
его несвязанных резервов
к ликвидным обязательствам,
так называемый коэффициент
ликвидности, составляет
сейчас около 30% против
«уровня комфорта» в 70%.
МВФ считает, что снижение
коэффициента ниже 15%
нецелесообразно.
Таблица №1.
1.2. КРЕДИТНЫЕ МИХАНИЗМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МВФ
МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков, и, во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительства.
В уставе Фонда для характеристики его кредитной деятельности используется два понятия:
1. сделка - предоставление валютных средств странам из его собственных ресурсов;
2. операция - оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств.
МВФ производит кредитные операции только с официальными органами - казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками.
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку или заимствование иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в ее центральном банке. При разработке механизма Фонда предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому национальные валюты, поступающие в МВФ, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредитов главным образом страны с неконвертируемыми или не используемыми в международных расчетах валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты как бы «под залог» соответствующих сумм национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до их выкупа странами - эмитентами этих валют.
Рассмотрим основные механизмы кредитования за счет собственных ресурсов МВФ (общих ресурсов).
Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ - в пределах 25% квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой долей», с 1978 г. - «резервной долей». Резервная доля определяется как превышение валюты квоты страны-члена над суммой, находящейся в распоряжении Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть этой национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны-члена МВФ.
В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Единственным условием для такого заимствования является констатация государством-членом наличия потребности в покрытии дефицита платежного баланса. Использование резервной позиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть Фонду полученные средства.
Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае полного использования последней авуары МВФ в валюте страны достигают 100% квоты), делятся на 4 «кредитные доли», или транша, составляющие 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за 12 месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна превышать 25% квоты страны; во-вторых, сумма валюты данной страны в активах МВФ не может превышать 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна могла получить у Фонда в результате использования резервной и кредитной долей, составляла 125% размера ее квоты.
В пересмотренном в 1978 г. уставе МВФ первое ограничение было устранено. Это позволило странам-членам получать валюту в Фонде в течение более короткого срока, чем 5 лет. Что касается второго условия, то устав предоставляет МВФ право приостанавливать его действие. На этом основании в современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» стало означать не только 75% квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а любые суммы, превосходящие первую кредитную долю.
Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы в течение срока действия договоренности она может при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную валюту. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. С 50-х и до середины 70-х гг. соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок действия до года, с 1977г. - до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением масштабов дефицитов платежных балансов.
Механизм расширенного финансирования дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного финансирования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или ценового механизма. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года; при необходимости - до четырех лет. Валюта, предоставляемая Фондом в рамках договоренностей о резервных кредитах (верхние кредитные доли) и расширенном финансировании, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения - ежеквартально, раз в полугодие или (в некоторых случаях) помесячно.
Главным назначением
кредитов стэнд-бай
и расширенных кредитов
является содействие
странам-членам МВФ
в осуществлении макроэкономических
стабилизационных программ
или структурных реформ.
Фонд требует от страны,
прибегающей к кредиту,
выполнения определенных
требований, причем
степень жесткости этих
требований нарастает
по мере перехода от
одной кредитной доли
к другой. Обязательства
страны-заемщики, предусматривающие
проведение ею соответствующих
финансово-экономических
мероприятий, фиксируется
в «письме о намерениях»
или «меморандуме об
экономической и финансовой
политике», направляемых
в МВФ. Ход выполнения
договоренности страной-получателем
кредита контролируется
путем проведения периодических
обзоров, с помощью оценки
предусмотренных договоренностью
специальных целевых
«критериев реализации».
Если МВФ сочтет, что
страна использует кредит
«в противоречии с целями
Фонда», не выполняет
взятых на себя обязательств,
он может ограничить
ее дальнейшее кредитование,
отказать в предоставлении
очередного кредитного
транша. Таким образом,
этот механизм позволяет
МВФ оказывать экономическое
давление на страны-заемщики.
Получено кредитов | Число должников | Сумма долга | |
Страны Европы | 29 425 | 23 | 21 609 |
Страны Латинской Америки | 26 018 | 16 | 19 447 |
Страны Африки | 10 380 | 41 | 10 034 |
Страны Азии | 11 402 | 12 | 6 481 |
Страны Ближнего Востока | 1 130 | 2 | 601 |
Все страны | 78 355 | 94 | 58 172 |
С середины 70-х гг. МВФ в целях разрешения возникших острых проблем международных валютных отношений, связанных с резким усилением неуравновешенности платежных балансов, стал периодически вводить временные кредитные механизмы. Для их формирования привлекались заемные средства из различных внешних официальных источников по преимуществу на основе соглашений с развитыми государствами и странами ОПЕК. В их числе:
· Нефтяной фонд; использовался для предоставления кредитов странам-импортерам нефти с целью покрытия дополнительных расходов, вызванных удорожанием нефти с целью покрытия дополнительных расходов, вызванных удорожанием нефти и нефтепродуктов (1974 - 1976 гг.). Были выделены кредиты в объеме 6,9 млрд. СДР (8 млрд. долл.), необходимые для этого ресурсы ссудили преимущественно страны-экспортеры нефти. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были жесткие: сравнительно высокие процентные ставки (не менее 7,2% годовых), обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальной энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен;
· Механизм дополнительного финансирования или «Фонд Виттевеена» - по имени директора-распорядителя МВФ (1979 - 1982 гг.). Цель этого механизма - предоставлять за счет заемных средств дополнительные кредиты странам, испытывающим резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресурсы фонда (7,8 млрд. СДР, т.е свыше 10 млрд. долл.) были сформированы за счет займов у 13 стран - членов МВФ, а также Швейцарского национального банка. Кредиты из этого фонда получили 26 стран;
· Политика расширенного доступа к ресурсам МВФ (1981 - 1922 гг.). Цель - предоставлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштаб дефицита платежных балансов был непомерно велик по сравнению с их квотами. Этот механизм использовался для осуществления корректирующих экономических мер в тех случаях, когда страны нуждались в средствах в больших размерах, чем могли получить в рамках кредитных долей и механизма расширенного финансирования, и на более продолжительный срок. Источником ресурсов для реализации этой политики являлись как собственные средства МВФ, привлеченные в форме подписки, так и заимствования у других стран. В связи с увеличением квот стран-членов Фонда указанный механизм в ноябре 1992 г. был отменен.
Лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках кредитных долей и механизма расширенного финансирования (применяемые вместе или раздельно) устанавливаются Исполнительным Советом и ежегодно пересматриваются. На сегодняшний день установлены следующие лимиты: предоставление кредитов на протяжении года - 100% квоты страны-члена; кумулятивная, включающая задолженность страны по ранее полученным кредитам, предельная величина - 300% квоты (в чистом исчислении, то есть за вычетом сумм, запланированных к погашению). В исключительных случаях лимиты могут быть превышены. МВФ взимает комиссионные сборы в размере 0,5% суммы займа и процент за кредиты, который увязывается с процентной ставкой по активам в СДР и с рыночными ставками. Ставки определяются в течение финансового года на базе оценок доходов, расходов и запланированного показателя по чистой прибыли.
Специальные кредитные механизмы. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита. Получение странами-членами Фонда средств по линии специальных механизмов - это дополнение к их кредитным долям. Специальные механизмы, в рамках которых кредитование осуществляется, как правило, за счет собственных средств МВФ, включают:
·Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, предназначен для кредитования стран, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. В их числе: стихийные бедствия; непредвиденное падение мировых цен; промышленный спад; введение протекционистских ограничений в странах-импортерах; появление товаров-заменителей и т.п. Общий лимит доступа к кредитам в рамках компенсационного и чрезвычайного финансирования составляет 95% квоты страны;
Информация о работе Значение участия в Фонде для экономики и валютной системы РФ