Значение бюджетного планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:54, лекция

Описание работы

Определение сущности, роли и места бюджета в системе воспроизводства. Цель бюджетного планирования. Роль перспективного планирования.

Содержание

Введение..................................................................................................
1. Содержание и значение бюджетного планирования
1.1 Экономическая сущность и роль государственного бюджета..
1.2 Основы бюджетного планирования и его принципы……..
1.3 Определение среднесрочной фискальной политики на предстоящий трехлетний период……………………………………
2. Бюджетный процесс и его этапы………………………………......
2.1 Участники бюджетного процесса..........................................
2.2 Составление проектов бюджетов..........................................
2.3 Рассмотрение и утверждение проекта бюджета...................
2.4 Исполнение бюджетов...................................
3. Проблемы в области бюджетного процесса и способы их решения……………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………..
Список литературы.................................................................................

Работа содержит 1 файл

Роль и значение бюджетного планирования.docx

— 49.32 Кб (Скачать)

Методология прогнозирования  территориальных бюджетов впервые  была разработана и апробирована Т.Е. Поляком в ходе подготовки и  реализации комплексных планов экономического и социального развития административно-территориальных  единиц. Проблемы территориального бюджетного прогнозирования отражены также  в работах С.К. Битокова, Н.М. Дементьевой, Т. Т. Тулебаева.

При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы.

1) Метод экстраполяции,  т. е. составление перспективы  исходя из практики предшествующих  периодов. Однако этот метод пригоден  для прогнозирования лишь некоторых  статей расходов и доходов  бюджета, имеющих более или  менее стабильный характер.

2) Метод экспертных оценок, т. е. прогноз, строящийся на  базе оценок, сделанных и обоснованных  компетентными специалистами в  отдельных отраслях науки и  народного хозяйства, также не  лишен недостатков, поскольку  имеет элемент субъективизма.

3) Применение этих двух  методов одновременно; при этом  используются как объективные  тенденции развития, так и мнения  экспертов.

Одним из способов экстраполяции  основных финансовых закономерностей  могут быть линии регрессии, надежность которых повышается при построении многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные  показатели в зависимость от нескольких переменных. Поэтому работу над бюджетным  прогнозом следует начать с выявления  и изучения факторов (переменных величин), влияющих на формирование бюджета. К  таким факторам следует отнести  развитие производительных сил страны и наличие общегосударственных  финансовых ресурсов, демографические  изменения, развитие отраслей хозяйства  и др.

 

Основными принципами планирования бюджета являются:

- принцип преемственности  - планирование бюджета с соблюдением  направлений среднесрочной фискальной  политики, принятых за основу  в предыдущий период, с учетом  результатов исполнения бюджета  истекшего и текущего финансовых  годов;

- принцип приоритетности - планирование бюджета с соблюдением  приоритетных направлений социально-экономического  развития на предстоящий среднесрочный  период;

 - принцип обоснованности - планирование бюджета на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений или расходов и обоснованность их объемов.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Определение среднесрочной фискальной политики на предстоящий трехлетний период.

Среднесрочная фискальная политика представляет собой документ, определяющий налогово-бюджетную политику на предстоящий  трехлетний период, в том числе:

    • прогнозные показатели государственного, республиканского и местных бюджетов;
    • результаты оценки эффективности реализации бюджетных программ за истекший период;
    • приоритетные направления расходования бюджетных средств;
    • способы реализации основных направлений социально-экономического развития республики или региона;
    • направления развития межбюджетных отношений;
    • политика в сфере государственного и гарантированного государством заимствования и долга;
    • возможные фискальные риски.

 Среднесрочная фискальная  политика разрабатывается на  трехлетний период на основе  среднесрочного плана социально-экономического  развития республики или региона  с учетом среднесрочной фискальной  политики, утвержденной в истекшем  финансовом году, государственных,  отраслевых (секторальных), региональных  программ, анализа и оценки исполнения  бюджета за истекший финансовый  год с ежегодной корректировкой  ее основных направлений.

 Среднесрочная фискальная  политика Правительства Республики  Казахстан на предстоящий трехлетний  период утверждается Правительством  Республики Казахстан до 1 июня  текущего года и подлежит обязательному  опубликованию.

 Среднесрочная фискальная  политика местного исполнительного  органа на предстоящий трехлетний  период утверждается местными  исполнительными органами до 1 июля  текущего года и подлежит обязательному  опубликованию.

 Порядок разработки  среднесрочной фискальной политики  определяется Правительством Республики Казахстан.

При планировании используются определенные нормы и нормативы. Нормы это натуральные показатели потребления или использования  необходимых материалов. Они утверждаются и разрабатываются правительством Республики Казахстан. Нормативы распределения  доходов это процентное соотношение  доходов между бюджетами разных уровней, имеют стабильный характер, поскольку определяются на основе среднесрочной  фискальной политики Республики Казахстан. Их применение стало возможным в  результате распределений функций  между уровнями государственного управления с разграничением и упорядочением  расходных полномочий по уровням  бюджетной системы.

  1. Бюджетный процесс и его этапы.

Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов  государственной и местной власти по составлению, рассмотрению, утверждению  и исполнению соответствующих бюджетов, а также составлению и утверждению  отчета об его исполнении. Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным годом; в нашей стране он определен в двенадцать месяцев  и совпадает с календарным  годом (с первого января по тридцать первое декабря). В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные  для бюджетного устройства Республики Казахстан: единства, полноты, реальности, гласности, достоверности, адресности, самостоятельности всех бюджетов.  Вместе с тем для бюджетного процесса характерны и некоторые другие принципы. Так, распределение полномочий в  бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между  органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом  составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов  исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением  бюджетов к функциям органов представительной власти. Всем без исключения стадиям  бюджетного процесса свойственен принцип  специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов  бюджетной системы по источникам, а расходов - по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных  показателей реализуется через  бюджетную классификацию, систематизированную  группировку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. Бюджетная  классификация оформляется специальным  юридическим актом. Для бюджетного процесса характерен и принцип ежегодности, выражающийся ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший  период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты  принимаются в любом случае.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Участники бюджетного процесса.

В соответствии с Бюджетным  кодексом Республики Казахстан бюджетный  процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению  и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов, утверждению и  исполнению бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент РК;

- Органы законодательной  (представительной) власти;

- Органы исполнительной  власти;

- Органы денежно - кредитного  регулирования;

- Органы государственного  финансового контроля;

- Государственные внебюджетные  фонды;

- Иные органы, на которые  возложены бюджетные, налоговые  и иные полномочия;

- Бюджетные учреждения;

- Государственные  предприятия,  другие получатели бюджетных  средств;

- Кредитные организации,  осуществляющие отдельные операции  со средствами бюджетов.

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на республиканском уровне, являются:

- Президент РК;

- Парламент РК;

- Правительство РК;

- Министерство финансов  РК;

- Органы, осуществляющие  сбор доходов бюджета;

- Национальный Банк Республики  Казахстан;

- Государственные внебюджетные  фонды;

- Иные органы.

В систему органов,  обладающих бюджетными полномочиями, входят:

1. финансовые органы, определяемые  указом Президента страны;

2. органы денежно - кредитного  регулирования, то есть Национальный  Банк РК;

3. органы государственного  финансового контроля, к которым  относятся:

- контрольные и финансовые  органы исполнительной власти;

- контрольные органы законодательных  органов субъектов Республики  Казахстан и представительных  органов местного самоуправления.

Бюджетные полномочия законодательных  органов включают рассмотрение и  утверждение бюджетов и отчетов  об их исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением бюджетов, формирование и определение правового  статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы и иные полномочия.                                                                                                  Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления связаны:

- с составлением проекта  бюджета;

- с внесением его с  необходимыми документами и материалами  на утверждение на утверждение  законодательного органа;

- с исполнением бюджета;

- с управлением государственным   долгом;

- с ведомственным контролем  за исполнением бюджета;

- с представлением отчета  об исполнении бюджета с другими  полномочиями.

Бюджетные полномочия Национального  Банка Республики Казахстан направлены: на совместную с Правительством страны разработку и представление на рассмотрение Правительства основных направлений денежно - кредитной политики; на обслуживание счетов бюджетов; на осуществление функций генерального агента по государственным ценным бумагам Республики Казахстан.

Кредитные организации могут  привлекаться для осуществления  операций по предоставлению средств  бюджета на возвратной основе. Они  могут обслуживать счета бюджетов, то есть выполнять некоторые функции  Национального Банка РК, только в  случае отсутствия учреждений Национального  Банка Казахстана на соответствующей  территории или невозможности выполнения ими этих функций. Главным распорядителем средств Национального Фонда  является орган государственной  власти Республики Казахстан, имеющий  право распределять средства государственного бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов государственного бюджета. Главным  распорядителем средств бюджета  субъекта Республики Казахстан, средств  местного бюджета является орган  государственной власти субъекта Республики Казахстан, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право  распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и  получателям средств бюджета  субъекта Республики Казахстан, средств  местного бюджета, определенные ведомственной  классификацией расходов соответствующего бюджета. Полномочия главных распорядителей предусмотрены Бюджетным Кодексом Республики Казахстан.                                                                                                         Помимо понятия главного распорядителя  бюджетных средств, Бюджетный Кодекс Республики Казахстан ввел понятие  “распорядитель бюджетных средств”, к которому относится орган государственной  власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные  средства по подведомственным получателям  бюджетных средств.

В соответствии с  Бюджетным Кодексом Республики Казахстан  участниками бюджетного процесса, обладающими  бюджетными полномочиями на государственном  уровне, являются:

- Президент Республики  Казахстан;

Информация о работе Значение бюджетного планирования