Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:16, шпаргалка
актуальность изучения зарубежного опыта заключается в том, что он вполне применим в современных условиях России. Правильное, логичное и экономическое обоснованное налогообложение земли приведет к справедливому формированию бюджетных налоговых доходов, и что, несомненно, важнее – к рациональному землепользованию. Именно поэтому роль земельного налогообложения, как элемента в системе земельной политики государства, не может быть занижена или искажен
Земельный
налог: действующая практика взимания
и перспективы ее развития (на примере
Межрайоннной Инспекции ФНС РФ № 1 по Республике
Мордовия)
Автор
дипломной работы:
Руководитель
работы к.э.н., ст.преподаватель
Т. А. Ефремова
Национальный
исследовательский
Мордовский государственный
университет им. Н.П.
Огарёва
Целью работы является исследование теоретических основ, анализ действующего механизма взимания земельного налога и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Были определены задачи рассмотрения основных элементов земельного налога; изучения истории развития налогообложения земли в России; нормативно – правового обеспечения налогообложения земли; анала динамики показателей поступления земельного налога в консолидированный бюджет Республики Мордовии; исследования проблем в области взимания земельного налога; оценки результативности работы налоговой инспекции по контролю за земельным налогообложением. Также разработка рекомендаций по совершенствованию действующей практики взимания земельного налога налоговыми органами РМ; путей совершенствования организации и проведения контрольной работы налоговых органов за налогообложением земли и возможностей применения зарубежного опыта земельного налогообложения.
Актуальность темы: Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, он выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов. И так как в настоящее время существуют проблемы не только в области земельного налогообложения, но и в сфере частного землепользования, нужен эффективный механизм налогообложения, комплексная интегрированная земельная политика, полноценные и эффективные земельные отношения. Этим обусловлена актуальность темы дипломной работы.
Научная
новизна проведенных
Содержащиеся
в работе теоретические положения
и выводы вносят вклад в разработку
методологии современной теории
регулирования земельных
Достижение поставленных в работе цели и задач обеспечивалось с помощью общенаучных методов познания – диалектического, исторического, анализа и синтеза, сравнения, статистических методов сбора и обработки, анализа первичной информации, а также методов обобщения и прогнозирования.
Основной
теоретической базой
Специфика
правового характера земельных
отношений привела к
Аннотация
Земельный налог взимается на территории Российской Федерации в соответствии с ФЗ от 29.11.2004 № 141 – ФЗ, которым введена в Налоговый кодекс глава 31 «Земельный налог». Благодаря дифференцированным ставкам земельный налог может быть действенным экономическим регулятором: когда, например, органы местного самоуправления уменьшая налоговое бремя для сельскохозяйственных земель, создают для них более благоприятный режим для развития. И наоборот, устанавливая максимально разрешенную НК РФ ставку земельного налога на земли, занятые относительно эффективным видом производства, наполняют бюджет и заставляют производство развиваться еще более интенсивно. При помощи данного налога обуславливается экономическая эффективность использования земли для той или иной деятельности.
Изучив основные этапы развития земельного налога можно утверждать, что на протяжении всей истории обложение земли играло основополагающую роль в податных системах, земля была главным источником богатства. Земельный налог явился первой формой прямого реального обложения, первоначально носившей чрезвычайный характер, но вскоре земельный налог начал взиматься на постоянной и регулярной основе.
В настоящее
время земельное
Проведенный анализ динамики показателей поступления земельного налога в бюджет муниципального образования показал, что земельный налог во многом определяет доходную часть отдельно взятого муниципального образования. Доля земельного налога, мобилизованного МРИ ФНС РФ № 1 по РМ в республиканский бюджет на протяжении 2009-2011 гг. остается практически неизменной и составляет 2,5 – 3,3 %. Наибольшую долю земельный налог занимает в структуре ресурсных платежей – до 2,5 %.
Общий объем земельного налога, контролируемого МРИ ФНС РФ № 1 по Республике Мордовия, за 2009-2011 гг. составил 108 729 тыс.р. Прослеживается динамика сокращения поступлений земельного налога в бюджеты муниципальных районов, что объясняется увеличением недоимки в районный бюджет и сокращением числа налогоплательщиков. За последние 3 года самая высокая задолженность по земельному налогу в районный бюджет была в 2009г. Она превышала предыдущее значение в 1,5 раза. По состоянию на 01.01.2011 г. ситуация улучшилась – недоимка снизилась. Основная доля недоимки приходится на несвоевременную уплату налога физическими лицами – 1091 тыс. р. (93%). У юридических лиц недоимка также связана с неуплатой текущих платежей по земельному налогу (ООО «Мобильные газовые системы»).
Кроме того трудности взимания земельного налога обусловлены такими обстоятельствами, как несовершенство правовой базы; величина земельного налога не зависит от потенциальной доходности земельного участка; ошибки применения налоговых льгот; проблемы по идентификации сведений об объектах земельной собственности, полученных из Управления Росреестра по РМ; нестыковка данных Росрегистрации и Роснедвижимости.
Вышеперечисленные проблемы, складывающиеся в процессе контроля за своевременным и полным поступлением земельного налога в бюджеты муниципальных образований, требуют от налоговых органов дополнительного рабочего времени, вынуждают обращаться за дополнительными разъяснениями в финансовые отделы муниципальных районов, не позволяют своевременно отреагировать и принять единственно верное решение по правильности или неправильности исчисления налогоплательщиком суммы земельного налога, заставляют поддерживать высокий уровень квалификации и совершенствовать профессиональных навыки и умения. Таким образом возникает разрешения существующих правовых и практических проблем с целью повышения эффективности администрирования земельного налога.
Оценка результативности работы налоговой инспекции по контролю за налогообложением земли показывает положительную тенденцию – снижение количества проверок (доля камеральных проверок в период 2008-2010 гг. составляет 1,9 – 3,0 %) и увеличение выявленных нарушений (на долю земельного налога приходится 0,9-2,4% нарушений).
Наиболее распространенными нарушениями при исчислении и уплате земельного налога являются несвоевременно представленный расчет по земельному налогу соответственно и нарушение сроков уплаты земельного налога. Также можно отметить, что налогоплательщики продолжают допускать ошибки при заполнении декларации и авансового расчета по земельному налогу. По фактам выявленных нарушений по итогам камерального анализа применяются меры ответственности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе производятся доначисления. Доначисления по земельному налогу составляют 0,1 – 4,3 %.
Анализ результатов выездных налоговых проверок плательщиков земельного налога показал, что на земельный налог приходится немалая доля выездных налоговых проверок 9,5 – 11,9 %. Доначислений в ходе выездных налоговых проверок за исследуемый период не осуществлялось, что свидетельствует об оптимизации работы налоговой инспекции в части более тщательного отбора налогоплательщиков для выездных проверок.
В
современных условиях формирование
эффективной государственной
Совершенствование налоговой базы местного самоуправления должно происходить путем увеличения собираемости налогов, закрепленных за муниципальным уровнем. Этого можно добиться, устранив дефекты в регулировании налоговых отношений на всех уровнях публичной власти, а также обеспечив надлежащее администрирование местных налогов за счет совершенствования деятельности органов местного самоуправления, органов государственной власти и их взаимодействия в данной сфере.
Для
решения проблем правильности исчисления
земельного налога необходимо более
точно и конкретно прописать
в законодательных актах
Резервами увеличения поступлений земельного налога являются предъявление его по земельным участкам, занятым под многоквартирными домами. Однако большинством муниципальных образований мероприятия по формированию таких земельных участков в целях налогообложения не проводятся. Еще одной мерой по увеличению и улучшению качества налогооблагаемой базы по земельному налогу является завершение регистрации земельных паев земель сельскохозяйственного назначения. При этом важно добиваться полного отражения данных о земельных паях в государственном земельном кадастре. На региональном уровне необходимо ввести практику субсидирования затрат на проведение землеустроительных работ по земельным участкам сельскохозяйственного назначения, а также процесс регистрации неиспользуемых и невостребованных земельных участков и паев в собственность районов, что позволит в последующем сдавать их в аренду
Органы местного самоуправления также должны занять активную позицию в этом вопросе. ОМСУ необходимо наделить полномочиями по оказанию содействия гражданам, на основании их заявлений или доверенностей, в подготовке необходимых документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, технического учета (инвентаризации) созданных на земельных участках объектов недвижимого имущества, государственной регистрации прав на них.
Указанные действия поведут за собой регистрацию в законном порядке прав собственности на земельные участки, а также созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, что повлечет за собой появление законных оснований для взимания земельного налога. Кроме того, требует доработки и вопрос о порядке изменения кадастровой стоимости земли в случае изменения вида фактического функционального использования земельного участка, а также своевременная актуализация сведений о кадастровой оценке земель поселений.
Также, необходимо на уровне регионального законодательства установить обязанность по проведению инвентаризации и сверки земельных участков за органами самоуправления совместно с территориальными органами Роснедвижимости в целях установления общего земельного фонда по каждому сельскому поселению. Крайне важным является обеспечение на региональном уровне разработки комплекта организационно-методических документов, обеспечивающих электронное взаимодействие государственных информационных ресурсов в сфере имущественно-земельных отношений ЕГРП и ЕГРЗ с муниципальными информационными ресурсами.