Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:54, статья
Генезис информационной экономики и проблемы формирования информационного общества в условиях ускорения научно-технической и производственно-технологической революции широко обсуждаются современными экономистами [3]. В этом плане следует отметить несколько исследовательских позиций. Американский экономист Ф. Махлуп выявил роль индустрии знаний в формировании человеческого капитала и ускорении социально-экономического развития общества.
• регулирование на рынке телекоммуникаций;
• антимонопольное регулирование;
• развитие международных программ научно-технического сотрудничества.
По уровню развития Интернет-экономики Евросоюз (по крайней мере, его ключевые страны, такие как Германия, Франция, Испания) отстает от СИТА, о чем свидетельствуют данные, о сравнительной доле расходов на информационно-коммуникационные технологии, общем числе пользователей Интернета и т.д. В то же время у стран ЕС есть и определенные позиции лидерства в ряде отраслей современной информационной экономики, в частности, на рынке телекоммуникаций. Это объясняется оптимальным характером государственного регулирования на данном рынке.
Кроме того, в рамках программы дерегулирования ключевых отраслей информационной экономики стран Евросоюза уже к 2002 г. телекоммуникационный рынок, ЕС был полностью либерализован и интегрирован, что позволило существенно снизить цены на телефонные услуги (до 2002 г. они были вдвое выше, чем в США), расширить распространение Интернета и электронной, торговли, услуг мобильных телефонных операторов. Сразу после начала политики дерегулирования телекоммуникации стали одной из важнейших отраслей народного хозяйства ряда стран ЕС по перспективам экономического роста.
Так,
в ФРГ мобильные
Антимонопольное регулирование, осуществляемое в ЕС, направленно на поддержание и развитие конкуренции на европейском информационном рынке. Соответствующие национальные и межгосударственные регулирующие органы (антимонопольные институты каждой страны-члена и Европейская Комиссия) занимаются мониторингом ситуации в сфере конкуренции на рынке информационных продуктов и при необходимости применяют штрафные санкции к компаниям-нарушителям.
По планам ЕС к 2010 г. намечено создать 20 млн. новых рабочих мест и обеспечить устойчивый прирост ВВП в размере 3% в год на основе стимулирования НТП, конкуренции и занятости, прежде всего, в малом бизнесе.
Намечено завершить создание единого рынка капиталов ЕС, облегчить доступ на этот рынок, реформировать систему социального обеспечения с тем, чтобы стимулировать инвестиции в новые технологии [2]. Специальные программы посвящены развитию Европейского космического агентства, оптоволоконных сетей, микропроцессорной и нанотехнологии, созданию нового европейского аэробуса и т.д.
ЕС обращает особое внимание на уменьшение различий в развитии Интернета между странами-членами. Программа действий Европейской Комиссии "Электронная Европа" — Европа нацелена на создание в Европе "самой динамичной и конкурентоспособной экономики в мире" путем полного использования возможностей, предлагаемых "новой экономикой" и сетью Интернет.
Азиатско-Тихоокеанский
регион (АТР) и Индия. По степени распространения
Интернета этот регион еще совсем недавно
— в 2000 г. — отставал от США и ЕС. Но ситуация
кардинальным образом поменялась уже
в 2002 г., когда Азия стала мировым лидером
по числу пользователей Интернета. В самом
начале XXI в. многие страны Юго-Восточной
Азии, а также Индия превращаются и в основных
производителей; информационных продуктов
Для России особый интерес представляет
анализ государственно-
В Японии с января 2001т. вступил в силу Основной закон о формировании информационного общества. На основании данного закона осуществляется государственная программа "Электронная Япония", задача которой — превращение страны в ведущую мировую информационную державу. Среди приоритетов программы "Электронная Япония" можно выделить [6]:
• всеобщую компьютерную грамотность населения и возможность эффективного и безопасного обмена информацией;
• создание эффективной информационной инфраструктуры страны на основе свободной и честной конкуренции на рынке телекоммуникаций (антимонопольная политика);
• привлечение в Японию лучших в мире специалистов в области; информационных технологий.
На пути реализации данной программы уже достигнуты определенные успехи. В частности, 14% населения страны имеют доступ к высокоскоростному Интернету. Успешно разрабатывается законодательство в области электронной коммерции, с апреля 2003 г. действует единая информационная сеть государственных административных органов, а в период до 2010 г. правительство рассчитывало привлечь в Японию из-за рубежа не менее 30 тыс. специалистов в информационной области [6].
Республика Корея строит свою национальную политику в области науки и техники на основе Программы "тотальных инноваций". Национальная инновационная система должна стать важнейшим фактором роста национального хозяйства страны. Соответствующая политика правительства Южной Кореи призвана сделать инновации двигателем развития XXI века, она осуществляется путем внедрения в государственную Промышленную политику "генов науки и технологий" [2]. Разработчиком и координатором выполнения программы "тотальных инноваций" является Совет по науке и технологиям при президенте страны. Основной приоритет получило развитие таких информационных отраслей национальной экономики как цифровое вещание производство специальных дисплеев, для цифровой передачи данных, производство интеллектуальных роботов. Данные отрасли должны стать катализатором новой фазы роста корейской экономики.
Так, особый интерес представляет опыт Республики Корея в создании высокоскоростного Интернета. Южная Корея, бесспорно, является мировым лидером в полномасштабном охвате населения высокой скоростью доступа к Интернету. Здесь около 75% домохозяйств могут пользоваться оптоволоконными каналами выхода в Интернет со скоростью доступа до 20 Мбит в секунду, в то время как в самой "продвинутой" информационной державе мира - США - лишь 18% домохозяйств используют высокоскоростной Интернет с параметрами передачи данных в секунду, не превышающими 3 Мбита.
Обеспечение высокоскоростного доступа в Интернет является долгосрочной стратегией развития рынка телекоммуникаций, поскольку стимулирует передачу телевизионной картинки в онлайновом режиме без потерь качества изображения не только на экран персонального компьютера, но и на мобильные переносные устройства с выходом в Интернет, которые чрезвычайно популярны в Республике Корея. Антимонополистическая политика правительства Южной Кореи поощряет, таким образом, не только конкуренцию между телефонными операторами и провайдерами оптоволоконной связи, но и развитие технологий передачи видеокартинки в Интернете, что способствует конкурентным преимуществам южнокорейских производителей мобильных устройств с доступом в Интернет.
Китай уступает только США и Японии. Только на образование и НИОКР в области фундаментальных исследований и медицины правительством было выделено 10 млрд. долл. При этом по числу инженеров и ученых, которые готовит китайская система образования, КНР уже сравнялась с США.
В ближайшие годы правительство КНР намерено содействовать распространению Интернет-технологий среди более 1 млн. компаний автомобильной, авиационной, нефтяной и других отраслей промышленности с тем, чтобы повысить качество менеджмента, эффективность закупок и конкурентоспособность [3]. Если в 2000 г. в стране насчитывалось 20 млн. пользователей Интернета, 85% из них — в возрасте 18—35 лет, то к 2004 г., как полагают эксперты, их число возрастет до 120 млн., что позволит догнать в этом отношении США и Японию. В 2006 г. КНР должна стать первой в мире державой по числу пользователей Интернета (около 155 млн. человек) [5]. Отметим, что законодательство Китая предусматривает государственное руководство развитием Интернета и жесткий контроль за размещаемой там информацией, особенно политического и морально-этического содержания.
Значительных успехов в формировании информационной экономики добилась также Индия. Этот успех тем более очевиден, что около 4 млн. индийцев, прямо или косвенно занятых в сфере услуг, производят в стране с миллиардным населением свыше половины ВВП. В индийских компьютерных компаниях, в свою очередь, работают 340 тыс. человек [5].
Индийская информационная индустрия специализируется на аутсорсинге, прежде всего, на такой его разновидности как оффшорное программирование - разработке программного обеспечения для последующей поставки в ведущие страны мира [1]. Развитие оффшорного программирования всячески поддерживается со стороны правительства страны, поскольку создает существенную часть, национального продукта страны в пропорции к. числу специалистов, занятых в данной отрасли. Так, в 2002 г. индийская компьютерная индустрия выпустила программных продуктов на 8,1 млрд. долл. (около 2% ВВП). Причем в том же году каждая третья из 500 крупнейших корпораций США разместила в Индии заказ на производство программного обеспечения (ПО).
Итак,
в мире уже накоплен достаточно большой
опыт государственного регулирования
информационной экономики на национальном
уровне. При чем источником передового
мирового опыта не обязательно являются
ведущие страны мира, такие как США, Канада,
Япония, государства Европейского Союза.
В ряде случаев примером успешного развития
информационной составляющей национального
хозяйства могут служить и развивающиеся
страны, такие как КНР или Индия, которые
не просто занимают нишу аутсорсинга в
международном разделении труда, но и
сами, подобно Китаю, по степенно начинают
диктовать стандарты развития информационно-коммуникационных
технологий, ведущим западным державам
[1]. Миро вал практика, таким образом, доказывает,
что "цифровой" разрыв между бедными
и богатыми странами мира может быть достаточно
быстро преодолен при наличии соответствующей
дальновидной национальной программы
раз вития информационной экономики на
базе стимулирования расходов на НИОКР
и занятости в отраслях национального
хозяйства, производящих высокотехнологичные
информационные продукты.
Литература: