Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:54, статья
Генезис информационной экономики и проблемы формирования информационного общества в условиях ускорения научно-технической и производственно-технологической революции широко обсуждаются современными экономистами [3]. В этом плане следует отметить несколько исследовательских позиций. Американский экономист Ф. Махлуп выявил роль индустрии знаний в формировании человеческого капитала и ускорении социально-экономического развития общества.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО АДАПТАЦИИ В РФ
Журавлева Олеся Александровна
Соискатель на звание
кандидата экономических наук
КБНЦ РАН
e-mail: alforik@rambler.ru
тел:
8-928-690-92-42
Генезис
информационной экономики и проблемы
формирования информационного общества
в условиях ускорения научно-технической
и производственно-
В конце 80-х годов анализ социально-экономических сдвигов в США и других странах позволил Д. Беллу дать характеристику постиндустриального общества как общества услуг. На основании исследования особой роли систем коммуникаций в постиндустриальном обществе Д. Белл сделал вывод о том, что современные рынки характеризуются развитием коммуникационных сетей, обеспечивающих бурный рост числа активных рыночных субъектов (за счет малого бизнеса), а также увеличением скорости и частоты деловых контактов [1].
В конце 90-х годов прошлого века в экономической литературе начался анализ роли Интернета как глобальной компьютерной сети в развитии общества [3]. Интернет рассматривается, прежде всего, через призму информатизации современного общества, к числу важнейших последствий которой отнесено возникновение и развитие информационного инжиниринга — новой отрасли исследований и разработок, во многом определяющей будущее мировой экономики. Подобные исследования выполнены по заказу Европейской комиссии [1].
Следует также отметить предшествующие им; работы, в которых век; информации рассматривается как арена развития новых технологий стратегического управления на всех уровнях — от фирмы до международной экономики. Эти технологии основываются на методах системного анализа и построения "дерева целей" [4].
Новая информационная среда ускоряет процесс преобразования общества, делает его подвластным общественному контролю. Создание новой телекоммуникационной инфраструктуры, компьютерная революция ставят перед Государством новые задачи по выбору информационной политики [3].
В ведущей информационной державе мира - США можно выделить несколько основных направлений государственного воздействия на сферу информационной экономики:
- государственное стимулирование научно-технического прогресса и занятости в отраслях "новой экономики";
- антимонопольное регулирование;
- регулирование рынка труда;
- создание и развитие (совершенствование) соответствующей нормативно-правовой базы.
Стимулирование НТП и занятости. Современная экономическая политика США направлена на оптимизацию соотношения между ростом ВВП и производительностью труда, на стимулирование НТП и занятости в ключевых секторах информационной экономики. Главная цель подобной политики администрации США - обеспечение устойчивого экономического роста.
В документах Белого дома, Конгресса, Совета по конкурентоспособности "США намечены следующие направления государственной научно-технологической политики по повышению конкурентоспособности экономики, науки и технологий на мировом рынке на рубеже XXI в.: [3]
1.
Стимулирование долгосрочных
2.
Создание благоприятного
3.
Активная государственная
4.
Ориентация федеральных
5.
Поддержка университетов и
Для
реализации вышеназванной политики
предусмотрены следующие
• налоговая политика;
• государственные программы финансирования НИОКР в области производства информационных продуктов, а также программы, направленные на развитие сферы образования и поддержку развития предпринимательства;
• антимонопольная политика;
• государственная политика в сфере занятости.
Налоговая политика американского правительства направлена на стимулирование инвестиций в информационную экономику, а также на создание выгодных условий для трудовой деятельности специалистов в информационной области. Это приводит к ускорению роста производительности труда и увеличению объемов выпуска продукции. В США каждое десятилетие инвестиции в средства информатики увеличивались в 4 раза, а производительность туда в 1997-2002 гг. увеличилась, в среднем, на 2,1%.
В
области государственной
Особый интерес представляет государственное стимулирование Интернет-образования в СИТА, отраженное в ряде нормативно-правовых актов: Так, Закон о телекоммуникациях, принятый в 1996г., содержит положение, согласно которому плата за пользование телекоммуникационными услугами не должна ограничивать доступ к ним школ, библиотек, больниц и клиник .
Поддержка предпринимательства проявляется в сниженных со стороны государства барьерах для вновь образуемых предприятий, их доступу к кредитным ресурсам, льготному налогообложению малого и среднего бизнеса. Все это в равной степени относится и к деятельности малых и средних компаний сферы информационной экономики.
Прежде всего, необходимо отметить, американскую практику содействия конкуренции на информационном рынке, особенно в области телекоммуникаций. Закон о телекоммуникациях ликвидирован или ослабил многие ограничения на владение вещательными мощностями. Так, в соответствии с этим законом, Федеральная комиссия связи (ФКС) отменила правило, допускавшее владение не более чем 12 телевизионными станциями, и увеличила лимит охвата аудитории с 25 до 35%. Это привело к активной перекупке вещательных компаний.
Большое значение: приобретает государственная политика сдерживания монополии крупнейших производителей новой техники, вкладывающих миллиарду долларов в сферу НИОКР. Выпуская новейшие разработки, продавая их большими тиражами, они фактически создают мировые стандарты под самих себя как единственных производителей соответствующей высокотехнологичной продукции. В результате конкуренция на определенных сегментах рынка прекращается, а среди производителей происходит раскол на лидеров-монополистов и аутсайдеров.
Важные конкурентные преимущества США обусловлены гибким трудовым законодательством Так, если соответствующие законы стран ЕС и в еще большей степени России; (Трудовой кодекс) ограничивают возможность увольнения излишнего персонала, что резко снижает эффективность инвестиций в НТП, то американские корпорации связаны своими соглашениями лишь с профсоюзами, которые в, отраслях информационной экономики не имеют особого влияния. Вместе с тем, правительственные агентства отдают себе отчет в том, что переподготовка безработных обходится как минимум на треть дороже, чем работников, которых еще только предстоит уволить. С этой целью в ряде американских штатов еще с 1980-х гг. действуют специальные программы переподготовки кадров, направленные на стимулирование адаптации к новым технологиям и на конкурентоспособность персонала. Данные программы финансируются правительствами штатов, к их реализации подключены частные компании и университеты.
В
условиях, когда развитие информационной
экономики стимулирует
Правовое обеспечение является важнейшим фактором - развития информационного рынка. Условия и характер развития информационной экономики в США и России пока несопоставимы, поэтому имеет смысл выделить те экономико-правовые аспекты информационного рынка США, которые могут быть использованы, в российских условиях.
Прежде всего, стоит обратить внимание на ряд положений американского Закона о телекоммуникациях 1996 г., которые, как нам кажется, можно адаптировать и к российским, условиям. В нем, в частности, прописаны:
• подробный перечень положений, которые должны соблюдаться местными телефонными компаниями, с тем, чтобы стимулировать конкуренцию. Закон дает возможность местным телефонными компаниям выйти на рынок междугородней и международной связи, при условии, что они получат на это разрешение Федеральной комиссии связи;
• ликвидация контроля над тарифами на услуги кабельного телевидения, за исключением базовых услуг, отмену запрета на предоставление услуг кабельного телевидения и видеопрограмм телефонными компаниями.
Опыт Канады интересен, прежде всего, успешной реализацией концепции электронного правительства. Благодаря информативности и интерактивности системы Интернет-сайтов государственных органов Канада занимает первое место в мире в неформальном конкурсе на лучшее электронное правительство [6].
Правительство Канады начало достаточно давно заниматься проблемами распространения электронной коммерции в стране, а также внедрением ИКТ в деятельность государственных служб. Уже в 1998г. была одобрена соответствующая программа подключения национальных пользователей к Интернету. Стратегия правительства Канады в области электронной коммерции предусматривала создание определенных базовых условий, которые должны были обеспечить благоприятную среду для, осуществления коммерческих сделок через Интернет. К числу таких базовых условий относились введение «нейтрального налогообложения технологий, разработка политики в области криптографии и инфраструктуры открытого ключа, разработка, руководящих принципов по защите потребителей и законодательства по охране персональной информации.
Статистическое управление Канады на базе ИКТ сумело внедрить программы сбора данных, результаты которых учитывались правительством при принятии решений в самых разных сферах деятельности. Использование самых передовых методов статистического обследования позволило собрать уникальную информацию о развитии Интернет-экономики и электронной коммерции в стране, учесть пожелания: потребителей информационных продуктов и сделать деятельность правительства более эффективной, переведя часть функций органов государственной власти в виртуальную сферу коммуникаций [3]. Теперь, набрав единый адрес электронного правительства Канады в Интернете, можно не только получить комплексную информацию различного характера, но и общаться с государственными! органами в интерактивном режиме.
Страны Европейского Союза представляют интересный; опыт регулирования развития информационной экономики в следующих областях: