Зарубежный опыт регулирования развития информационной экономики и возможности его адаптации в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:54, статья

Описание работы

Генезис информационной экономики и проблемы формирования информационного общества в условиях ускорения научно-технической и производственно-технологической революции широко обсуждаются современными экономистами [3]. В этом плане следует отметить несколько исследовательских позиций. Американский экономист Ф. Махлуп выявил роль индустрии знаний в формировании человеческого капитала и ускорении социально-экономического развития общества.

Работа содержит 1 файл

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО АДАПТАЦИИ В РФ.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

   ЗАРУБЕЖНЫЙ  ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ  РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ И ВОЗМОЖНОСТИ  ЕГО АДАПТАЦИИ  В РФ

      Журавлева Олеся Александровна

    Соискатель  на звание

    кандидата экономических наук

    КБНЦ  РАН

    e-mail: alforik@rambler.ru

    тел: 8-928-690-92-42 
     

   Генезис информационной экономики и проблемы формирования информационного общества в условиях ускорения научно-технической и производственно-технологической революции широко обсуждаются современными экономистами [3]. В этом плане следует отметить несколько исследовательских позиций. Американский экономист Ф. Махлуп выявил роль индустрии знаний в формировании человеческого капитала и ускорении социально-экономического развития общества. В работах "Производство и распространение знаний в США" и "Экономика информации и человеческого капитала" Ф. Махлуп показал, что уже в 60-х-70-х гг. XX в. производство и распространение информации стали ведущей отраслью национального хозяйства наиболее развитых стран [2].

   В конце 80-х годов анализ социально-экономических сдвигов в США и других странах позволил Д. Беллу дать характеристику постиндустриального общества как общества услуг. На основании исследования особой роли систем коммуникаций в постиндустриальном обществе Д. Белл сделал вывод о том, что современные рынки характеризуются развитием коммуникационных сетей, обеспечивающих бурный рост числа активных рыночных субъектов (за счет малого бизнеса), а также увеличением скорости и частоты деловых контактов [1].

   В конце 90-х годов прошлого века в экономической литературе начался анализ роли Интернета как глобальной компьютерной сети в развитии общества [3]. Интернет рассматривается, прежде всего, через призму информатизации современного общества, к числу важнейших последствий которой отнесено возникновение и развитие информационного инжиниринга — новой отрасли исследований и разработок, во многом определяющей будущее мировой экономики. Подобные исследования выполнены по заказу Европейской комиссии [1].

   Следует также отметить предшествующие им; работы, в которых век; информации рассматривается как арена развития новых технологий стратегического управления на всех уровнях — от фирмы до международной экономики. Эти технологии основываются на методах системного анализа и построения "дерева целей" [4].

   Новая информационная среда ускоряет процесс  преобразования общества, делает его подвластным общественному контролю. Создание новой телекоммуникационной инфраструктуры, компьютерная революция ставят перед Государством новые задачи по выбору информационной политики [3].

   В ведущей информационной державе  мира - США можно выделить несколько основных направлений государственного воздействия на сферу информационной экономики:

   -  государственное стимулирование научно-технического прогресса и занятости в отраслях "новой экономики";

   -   антимонопольное регулирование;

   - регулирование рынка труда;

   - создание и развитие (совершенствование) соответствующей нормативно-правовой базы.

   Стимулирование  НТП и занятости. Современная  экономическая политика США направлена на оптимизацию соотношения между ростом ВВП и производительностью труда, на стимулирование НТП и занятости в ключевых секторах информационной экономики. Главная цель подобной политики администрации США - обеспечение устойчивого экономического роста.

   В документах Белого дома, Конгресса, Совета по конкурентоспособности "США намечены следующие направления государственной научно-технологической политики по повышению конкурентоспособности экономики, науки и технологий на мировом рынке на рубеже XXI в.: [3]

   1.    Стимулирование долгосрочных гражданских  НИОКР   в   передовых областях науки и технологий.

   2. Создание благоприятного предпринимательского  климата для осуществления НИОКР.

   3. Активная государственная поддержка  формирования и деятельности  исследовательских союзов для расширения промышленных инноваций.

   4. Ориентация федеральных исследований  на удовлетворение потребностей экономики и их соответствие возможностям бюджета.

   5. Поддержка университетов и совершенствование  школьного и вузовского образования.

   Для реализации вышеназванной политики предусмотрены следующие механизмы государственного регулирования информационной экономики:

           •   налоговая политика;

       •   государственные       программы       финансирования       НИОКР       в области производства     информационных     продуктов,     а     также программы, направленные на развитие сферы образования и поддержку развития предпринимательства;

           •   антимонопольная политика;

           •   государственная политика в сфере занятости.

   Налоговая политика американского правительства направлена на стимулирование инвестиций в информационную экономику, а также на создание выгодных условий для трудовой деятельности специалистов в информационной области. Это приводит к ускорению роста производительности труда и увеличению объемов выпуска продукции. В США каждое десятилетие инвестиции в средства информатики увеличивались в 4 раза, а производительность туда в 1997-2002 гг. увеличилась, в среднем, на 2,1%.

   В области государственной поддержки  НИОКР можно отметить тот факт, что в США до 28% всех исследований осуществляется на средства, выделенные правительством (причем доля расходов на фундаментальные исследования в ВВП составляет 0,6%), и уже к 1995 г. до 43% докторов наук, работающих в компьютерных науках, получали на; свои исследования федеральные фанты[3].

   Особый  интерес представляет государственное стимулирование Интернет-образования в СИТА, отраженное в ряде нормативно-правовых актов: Так, Закон о телекоммуникациях, принятый в 1996г., содержит положение, согласно которому плата за пользование телекоммуникационными услугами не должна ограничивать доступ к ним школ, библиотек, больниц и клиник .

     Поддержка предпринимательства  проявляется в сниженных со  стороны государства барьерах для вновь образуемых предприятий, их доступу к кредитным ресурсам, льготному налогообложению малого и среднего бизнеса. Все это в равной степени относится и к деятельности малых и средних компаний сферы информационной экономики.

   Прежде  всего, необходимо отметить, американскую практику содействия конкуренции на информационном рынке, особенно в области телекоммуникаций. Закон о телекоммуникациях ликвидирован или ослабил многие ограничения на владение вещательными мощностями. Так, в соответствии с этим законом, Федеральная комиссия связи (ФКС) отменила правило, допускавшее владение не более чем 12 телевизионными станциями, и увеличила лимит охвата аудитории с 25 до 35%. Это привело к активной перекупке вещательных компаний.

   Большое значение: приобретает государственная  политика сдерживания монополии крупнейших производителей новой техники, вкладывающих миллиарду долларов в сферу НИОКР. Выпуская новейшие разработки, продавая их большими тиражами, они фактически создают мировые стандарты под самих себя как единственных производителей соответствующей высокотехнологичной продукции. В результате конкуренция на определенных сегментах рынка прекращается, а среди производителей происходит раскол на лидеров-монополистов и аутсайдеров.

   Важные  конкурентные преимущества США обусловлены гибким трудовым законодательством Так, если соответствующие законы стран ЕС и в еще большей степени России; (Трудовой кодекс) ограничивают возможность увольнения излишнего персонала, что резко снижает эффективность инвестиций в НТП, то американские корпорации связаны своими соглашениями лишь с профсоюзами, которые в, отраслях информационной экономики не имеют особого влияния. Вместе с тем, правительственные агентства отдают себе отчет в том, что переподготовка безработных обходится как минимум на треть дороже, чем работников, которых еще только предстоит уволить. С этой целью в ряде американских штатов еще с 1980-х гг. действуют специальные программы переподготовки кадров, направленные на стимулирование адаптации к новым технологиям и на конкурентоспособность персонала. Данные программы финансируются правительствами штатов, к их реализации подключены частные компании и университеты.

   В условиях, когда развитие информационной экономики стимулирует аутсорсинг, включающий; в том числе и перевод  трудоемких процессов по производству информационных продуктов в страны с низкой оплатой труда, правительство США выступило с инициативой по ограничению подобной; практики американскими ТНК с тем, чтобы рабочие места в информационной экономике создавались в США, а не за рубежом. Актуальность ограничения аутсорсинга, популярного у ведущих американских компаний, объясняется тем фактом, что при общем лидерстве США в расходах на НИОКР в. мире (почти 300 млрд. долл. в 2001 г.), по доле расходов на НИОКР в объеме продаж корпораций (в среднем - 1,7%) США, заметно уступают Финляндии (5,7%), Швеции (5,1%), Японии (4,2%), Швейцарии (3;3°/о), ФРГ (3,2%), Канаде (2%). Аутсорсинг является одной из главных причин подобного отставания, поскольку исследовательские центры многих американских компаний действуют за рубежом, что искажает реальную картину инноваций американских ТНК. Адекватные меры со стороны правительства могли бы способствовать нормализации этой ситуации.

   Правовое  обеспечение является важнейшим  фактором - развития информационного рынка. Условия и характер развития информационной экономики в США и России пока несопоставимы, поэтому имеет смысл выделить те экономико-правовые аспекты информационного рынка США, которые могут быть использованы, в российских условиях.

   Прежде  всего, стоит обратить внимание на ряд положений американского Закона о телекоммуникациях 1996 г., которые, как нам кажется, можно адаптировать и к российским, условиям. В нем, в частности, прописаны:

   • подробный перечень положений, которые  должны соблюдаться местными телефонными компаниями, с тем, чтобы стимулировать конкуренцию. Закон дает возможность местным телефонными компаниям выйти на рынок междугородней и международной связи, при условии, что они получат на это разрешение Федеральной комиссии связи;

   • ликвидация контроля над тарифами на услуги кабельного телевидения, за исключением базовых услуг, отмену запрета на предоставление услуг кабельного телевидения и видеопрограмм телефонными компаниями.

   Опыт  Канады интересен, прежде всего, успешной реализацией концепции электронного правительства. Благодаря информативности и интерактивности системы Интернет-сайтов государственных органов Канада занимает первое место в мире в неформальном конкурсе на лучшее электронное правительство [6].

   Правительство Канады начало достаточно давно заниматься проблемами распространения электронной коммерции в стране, а также внедрением ИКТ в деятельность государственных служб. Уже в 1998г. была одобрена соответствующая программа подключения национальных пользователей к Интернету. Стратегия правительства Канады в области электронной коммерции предусматривала создание определенных базовых условий, которые должны были обеспечить благоприятную среду для, осуществления коммерческих сделок через Интернет. К числу таких базовых условий относились введение «нейтрального налогообложения технологий, разработка политики в области криптографии и инфраструктуры открытого ключа, разработка, руководящих принципов по защите потребителей и законодательства по охране персональной информации.

   Статистическое  управление Канады на базе ИКТ сумело внедрить программы сбора данных, результаты которых учитывались правительством при принятии решений в самых разных сферах деятельности. Использование самых передовых методов статистического обследования позволило собрать уникальную информацию о развитии Интернет-экономики и электронной коммерции в стране, учесть пожелания: потребителей информационных продуктов и сделать деятельность правительства более эффективной, переведя часть функций органов государственной власти в виртуальную сферу коммуникаций [3]. Теперь, набрав единый адрес электронного правительства Канады в Интернете, можно не только получить комплексную информацию различного характера, но и общаться с государственными! органами в интерактивном режиме.

   Страны  Европейского Союза представляют интересный; опыт регулирования развития информационной экономики в следующих областях:

Информация о работе Зарубежный опыт регулирования развития информационной экономики и возможности его адаптации в РФ