Зарубежный опыт разработки региональных программ по созданию СЭЗ
Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:18, реферат
Описание работы
Свободные экономические зоны являются частью национальной системы льгот и стимулов экономического пространства, в них используется специальная система льгот и стимулов, которая не применяется в других частях страны. Можно сказать, что свободная экономическая зона, в какой то степени является обособленной географической территорией.
Содержание
1. Понятие, сущность, функции свободных экономических зон ……………..2 2. Сущность региональных программ и средства их реализации……………..5 3. Использование программно-целевого метода в региональной экономике развитых зарубежных стран на примере США…………………………………9 Библиографический список……………………………………………………..13
Наиболее
известны крупномасштабные и долгосрочные
региональные программы в США, например:
“Программа долины реки Теннеси”, охватывающая часть территорий 7 штатов, особенно остро переживавших время “великой депрессии”,
“Федеральная программа развития района Аппалачских гор”, включающая самый большой по территории “проблемный” регион страны (территории 13 штатов площадью 420 тыс. кв. км и с населением 19 млн. человек).
В 1933 году специальным
актом Конгресса США был создан
орган управления “Программой
долины реки Теннеси” - управление долины
реки Теннеси (ТВА), действующее на правах
государственной корпорации. Эта корпорация
несла полную ответственность за разработку
и реализацию программы. ТВА владела на
правах государственной собственности
соответствующими основными фондами (8
млрд. долларов), осуществляла финансирование
мероприятий программы и располагала,
таким образом, действенными рычагами
управления.
Статус государственной корпорации избавил
ТВА от какого-либо ведомственного подчинения
и создал значительную самостоятельность
в принятии и финансировании программных
решений. ТВА была подотчетна только Конгрессу
и Президенту США.
Изначально программа осуществлялась
в виде многоцелевого комплекса мероприятий
по использованию ресурсного потенциала
региона, таких как:
освоение гидроэнергетических ресурсов;
привлечение частного капитала в регион путем установления более низких, чем в других регионах, тарифов на электроэнергию,
развитие речного судоходства, орошаемого земледелия,
создание новых рабочих мест и зон отдыха,
повышение жизненного уровня населения.
Главной особенностью
этой государственной корпорации
являлось связь функции управления региональной
программой с производственной деятельностью.
ТВА являлась большой производственной
организацией с мощной строительной, производственной
и научно-технической базой. Таким образом,
деятельность ТВА, как государственной
организации, осуществлялась в рамках
и на принципах фунциклирования рыночной
экономики. Это является показателем того,
что между государственным и
рыночным секторами экономики нет принципиальных
различий, препятствующих их взаимодействию
и эффективному функционированию.
Для управления
программой развития Аппалачей был
создан центральный орган — “Аппалачская
региональная комиссия”(АРК), оформленная
как специальное независимое ведомство.
В состав комиссии входили губернаторы
13 штатов, ежегодно переизбираемые как
временные сопредседатели, и представитель
федерального правительства — постоянный
сопредседатель, так как данное построение
комиссии было признано наилучшим со стороны
обеспечения интересов конкретных территорий
и страны в целом.
Перед Аппалачской
программой стояла задача уничтожить изолированность
района как главную причину его длительного
хозяйственного застоя путем развертывания
автодорожного строительства. Сооружение
шоссейных дорог занимало важнейшее положение
в программе. Также, она содержала ряд
подпрограмм по различным сферам и отраслям
территориального хозяйства, включая
такие как:
здравоохранение;
образование;
профессионально-техническую подготовку рабочей силы;
и тому подобное.
Работа по
составлению программы начиналась
с низших территориальных звеньев, для это были специально
созданы “местные округа развития”, которые
таковыми и являлись. Разработанные ими
программы учитывали предложения местных
органов власти и содержали в себе следующее:
обоснование наиболее важных проблем округа;
формулировку целей развития;
перечень конкретных проектов;
обеспечивающих достижение этих целей;
схемы финансирования.
Подготовленные в округах планы служили
базой программ штатов, создаваемых для
территорий, входящих в Аппалачский регион.
Проекты, подготовленные штатами, были
представлены их губернаторами Аппалачской
региональной комиссии. На основе скорректированных
и скооперированных планов штатов региональная
комиссия составляла общий план развития
всего региона. Решение о выделении федеральных
ассигнований по утвержденной программе
выносилось на следующий финансовый год
Конгрессом.
Изначально центральный орган управления
программой — АРК определялся как планово-координационный,
но с 1967 года ей были переданы ассигнования
по программе, которые она распределяла
среди участвовавших ведомств. На комиссию
с аппаратом 110 человек возлагалась вся
ответственность за исполнение программных
заданий, т.е. были уравновешенны полномочия
и ответственность органа управления
программой за достижение ее целей.
После принятия
в 1965 году “Программы Аппалачей” по требованию
отдельных штатов с очагами депрессии
и отсталой экономической структурой хозяйства в период 1966-1978
годов было образовано 8 междуштатных
регионов, полностью или частично охватывающих
территорию 28 штатов. Вместе с Аппалачским
районом, междуштатные программы регионального
развития имели распространение на две
трети территории США.
Как свидетельствует
опыт развитых стран, программно-целевой
метод управления помогает осуществить качественное
соединение программных целей и путей
их достижения и включает в себя механизмы
государственного и рыночного регулирования.
Библиографический
список
Общество. Культура. Управление: Сб. научн. трудов - М.: МИЭТ, 2002.
Региональная экономика, ред. Морозова Т., М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.
Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди, 1997, N 3
Кузнецов Ю.И. Свободные зоны и национальная экономика, Дрофа, М., 1998.
Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. - Биржевые ведомости, 1995, N 1-2.