Зарубежный опыт разработки региональных программ по созданию СЭЗ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:18, реферат

Описание работы

Свободные экономические зоны являются частью национальной системы льгот и стимулов экономического пространства, в них используется специальная система льгот и стимулов, которая не применяется в других частях страны. Можно сказать, что свободная экономическая зона, в какой то степени является обособленной географической территорией.

Содержание

1. Понятие, сущность, функции свободных экономических зон ……………..2
2. Сущность региональных программ и средства их реализации……………..5
3. Использование программно-целевого метода в региональной экономике развитых зарубежных стран на примере США…………………………………9
Библиографический список……………………………………………………..13

Работа содержит 1 файл

реферат по сэз.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

Наиболее  известны крупномасштабные и долгосрочные региональные программы в США, например:

  • “Программа долины реки Теннеси”, охватывающая часть территорий 7 штатов, особенно остро переживавших время “великой депрессии”,

  • “Федеральная программа развития района Аппалачских гор”, включающая самый большой по территории “проблемный” регион страны (территории 13 штатов площадью 420 тыс. кв. км и с населением 19 млн. человек).

В 1933 году специальным  актом Конгресса США был создан орган управления “Программой долины реки Теннеси” - управление долины реки Теннеси (ТВА), действующее на правах государственной корпорации. Эта корпорация несла полную ответственность за разработку и реализацию программы. ТВА владела на правах государственной собственности соответствующими основными фондами (8 млрд. долларов), осуществляла финансирование мероприятий программы и располагала, таким образом, действенными рычагами управления.

Статус государственной корпорации избавил ТВА от какого-либо ведомственного подчинения и создал значительную самостоятельность в принятии и финансировании программных решений. ТВА была подотчетна только Конгрессу и Президенту США.

Изначально программа осуществлялась в виде многоцелевого комплекса мероприятий по использованию ресурсного потенциала региона, таких как:

  • освоение гидроэнергетических ресурсов;

  • привлечение частного капитала в регион путем установления более низких, чем в других регионах, тарифов на электроэнергию,

  • развитие речного судоходства, орошаемого земледелия,

  • создание новых рабочих мест и зон отдыха,

  • повышение жизненного уровня населения.

Главной особенностью этой государственной корпорации являлось связь функции управления региональной программой с производственной деятельностью. ТВА являлась большой производственной организацией с мощной строительной, производственной и научно-технической базой. Таким образом, деятельность ТВА, как государственной организации, осуществлялась в рамках и на принципах фунциклирования рыночной экономики. Это является показателем того, что между государственным и рыночным секторами экономики нет принципиальных различий, препятствующих их взаимодействию и эффективному функционированию.

Для управления программой развития Аппалачей был  создан центральный орган — “Аппалачская региональная комиссия”(АРК), оформленная как специальное независимое ведомство. В состав комиссии входили губернаторы 13 штатов, ежегодно переизбираемые как временные сопредседатели, и представитель федерального правительства — постоянный сопредседатель, так как данное построение комиссии было признано наилучшим со стороны обеспечения интересов конкретных территорий и страны в целом.

Перед Аппалачской  программой стояла задача уничтожить изолированность района как главную причину его длительного хозяйственного застоя путем развертывания автодорожного строительства. Сооружение шоссейных дорог занимало важнейшее положение в программе. Также, она содержала ряд подпрограмм по различным сферам и отраслям территориального хозяйства, включая такие как:

  • здравоохранение;

  • образование;

  • профессионально-техническую подготовку рабочей силы;

  • и тому подобное.

Работа по составлению программы начиналась с низших территориальных звеньев, для это были специально созданы “местные округа развития”, которые таковыми и являлись. Разработанные ими программы учитывали предложения местных органов власти и содержали в себе следующее:

  • обоснование наиболее важных проблем округа;

  • формулировку целей развития;

  • перечень конкретных проектов;

  • обеспечивающих достижение этих целей;

  • схемы финансирования.

Подготовленные в округах планы служили базой программ штатов, создаваемых для территорий, входящих в Аппалачский регион. Проекты, подготовленные штатами, были представлены их губернаторами Аппалачской региональной комиссии. На основе скорректированных и скооперированных планов штатов региональная комиссия составляла общий план развития всего региона. Решение о выделении федеральных ассигнований по утвержденной программе выносилось на следующий финансовый год Конгрессом.

Изначально центральный орган управления программой — АРК определялся как планово-координационный, но с 1967 года ей были переданы ассигнования по программе, которые она распределяла среди участвовавших ведомств. На комиссию с аппаратом 110 человек возлагалась вся ответственность за исполнение программных заданий, т.е. были уравновешенны полномочия и ответственность органа управления программой за достижение ее целей.

После принятия в 1965 году “Программы Аппалачей” по требованию отдельных штатов с очагами депрессии  и отсталой экономической структурой хозяйства в период 1966-1978 годов было образовано 8 междуштатных регионов, полностью или частично охватывающих территорию 28 штатов. Вместе с Аппалачским районом, междуштатные программы регионального развития имели распространение на две трети территории США.

Как свидетельствует  опыт развитых стран, программно-целевой  метод управления помогает осуществить качественное соединение программных целей и путей их достижения и  включает в себя механизмы государственного и рыночного регулирования.

Библиографический список

    1. Общество. Культура. Управление: Сб. научн. трудов - М.: МИЭТ, 2002.

    1. Региональная экономика, ред. Морозова Т., М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.

    1. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди, 1997, N 3

    1. Кузнецов Ю.И. Свободные зоны и национальная экономика, Дрофа, М., 1998.

    1. Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. - Биржевые ведомости, 1995, N 1-2.

    1. http://ekonomy.info/2009-05-19-08-06-01/133-2009-05-23-20-41-05.html

    1. http://uchebnik-besplatno.com/natsionalnaya-ekonomika-uchebnik/regionalnyie-programmyi.html

    1. http://vasilievaa.narod.ru/ru/stat_rab/book/ZPR_reg/ZPR_1.6.html




Информация о работе Зарубежный опыт разработки региональных программ по созданию СЭЗ