Зарубежный опыт разработки региональных программ по созданию СЭЗ
Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:18, реферат
Описание работы
Свободные экономические зоны являются частью национальной системы льгот и стимулов экономического пространства, в них используется специальная система льгот и стимулов, которая не применяется в других частях страны. Можно сказать, что свободная экономическая зона, в какой то степени является обособленной географической территорией.
Содержание
1. Понятие, сущность, функции свободных экономических зон ……………..2 2. Сущность региональных программ и средства их реализации……………..5 3. Использование программно-целевого метода в региональной экономике развитых зарубежных стран на примере США…………………………………9 Библиографический список……………………………………………………..13
Понятие, сущность, функции свободных экономических зон ……………..2
Сущность региональных программ и средства их реализации……………..5
Использование программно-целевого метода в региональной экономике развитых зарубежных стран на примере США…………………………………9
Библиографический
список……………………………………………………..13
Понятие, сущность,
функции свободных экономических
зон
Свободные экономические
зоны являются частью национальной
системы льгот и стимулов экономического
пространства, в них используется специальная
система льгот и стимулов, которая не применяется
в других частях страны. Можно сказать,
что свободная экономическая зона, в какой
то степени является обособленной географической
территорией.
В научных
публикациях и отчетах международных организаций для характеристики
разного рода зон используется термин
- свободные экономические зоны. Но этот
термин не совсем отражает сущность данного
явления. А именно потому, что применяемые
экономические правила, законы, рычаги
в полной мере не освобождают от определенного
правового и хозяйственного режима, а
только облегчают его тем, что предоставляют
льготы, которые в свою очередь стимулируют
предпринимательство. По факту, государство
в таких зонах только сокращает масштабы
своего вмешательства в экономические
процессы.
Для некоторых
стран свободные экономические
зоны можно назвать специальными в смысле
экстерриториальности, это характеризуется
такими показателями как: уровень жизни
работников зоны, концентрация производственного
потенциала и многими другими. Для этих
зон более подходящим для использования
будет термин - специальные экономические
зоны.
Цели создания свободной экономической
зоны зависят от уровня социально-экономического
развития страны, в которой происходит
ее организация, от стратегических народнохозяйственных
планов этой страны и от многих других
факторов. В связи с этим цели и причины
создания свободной экономической зоны
могут быть различны друг от друга. Например,
в промышленно развитых странах, таких
как США, Великобритания, Франция свободные
экономические зоны в основном создавались
с такими целями как: активизация внешнеэкономических
связей, реализация региональной политики,
направленной на оживление мелкого и среднего
бизнеса в депрессивных районах, выравнивание
межрегиональных различий. В представленных
выше целях данной категории предпринимателей
предоставлялась большая свобода деятельности
и значительные финансовые льготы, чем
в других районах страны. Такие программы
не имели специальной ориентации на привлечение
иностранного капитала в страну базирования
свободной экономической зоны.
В некоторых
развивающихся государствах свободные
экономические зоны создавались
с похожими целями. Отличие от промышленно
развитых стран в этих государствах заключалось
в том, что упор при создании свободной
экономической зоны делался на привлечение
иностранного капитала, технологий, модернизацию
промышленности, повышение квалификации
рабочей силы.
Помимо названных
целей и причин, создание свободных экономических
зон связано с такими основными задачами,
как:
получение валютных средств на основе стимулирования промышленного экспорта;
ростом занятости;
превращением зон в полигоны по исследованию новых методов хозяйствования и полюса роста национального хозяйства.
Создание
свободных экономических зон рассматривается
организаторами как важная часть в реализации
принципов открытой экономики. Их работа
связывается как с либерализацией, так
и с активизацией внешнеэкономической
деятельности. В свободных экономических
зонах экономика имеет высокую степень
открытости внешней торговле, а таможенный,
налоговый и инвестиционный режимы должны
иметь благоприятствующий климат для
внешних и внутренних инвестиций.
Но организация свободной экономической
зоны может означать и то, что страна ее
базирования, использует частичную, локальную
открытость в виде специальной экономической
зоны, и не желает целиком открывать свою
экономику иностранному капиталу или
использовать особый инвестиционный климат
на всей ее территории.
Сущность региональных программ и средства
их реализации
Региональные программы являются системой взаимосвязанных мер,
плана действий органов местного самоуправления,
а также органов исполнительной власти, которые направляются на
создание планомерного равного социально-экономического
развития региона и повышение уровня жизни
населения, а также охрану окружающей
среды.
чтобы понять сущность региональных программ
необходимо рассмотреть их основные задачи
и цели. К задачам и целям таких региональных
программ можно отнести:
реализация пропорционального социально-экономического развития региона;
привлечение инвестиций в первостепенные отрасли народнохозяйственного комплекса по средствам создания свободных экономических зон и совместных предприятий;
улучшение структуры народнохозяйственного комплекса вследствие конверсии, переориентации некоторых предприятий машиностроительной отрасли на выпуск остродефицитных сельскохозяйственных машин, станков и оборудования, а также товаров длительного пользования для населения;
Использование материальных стимулов рационального использования ресурсов региона (природных, материальных, трудовых, финансовых);
квалитативное совершенствование производственной и социальной инфраструктуры;
защита окружающей среды;
сохранение культурного наследия и исторической самобытности населения;
улучшение демографического положения;
как следствие решения указанных выше целей и задач можно выявить постепенное улучшение жизненного уровня населения региона.
Региональные
программы по сроку их составления
можно разделить на следующие периоды:
краткосрочный (до 1 года),
среднесрочный (от 1 до 5 лет),
долгосрочный (более 5 лет).
При разработке региональной программы
необходимо учитывать деятельность всех
субъектов хозяйствования, в том числе
основных организационных (личных хозяйств,
партнерств и корпораций) и организационно-правовых
форм предприятий (открытых и закрытых
акционерных обществ, обществ с ограниченной
ответственностью, коммандитных обществ
и др.).
Обозначим основные этапы разработки
региональных программ:
всесторонний анализ достигнутого состояния социально-экономического развития региона заключающийся в выявление его наиболее важных проблем и причин возникновения их обострения;
всецелое обоснование главной и производных от нее целей и задач, определение путей, возможностей и средств реализации поставленной цели, в том числе финансового обеспечения. Таким образом, обоснование целей и задач развития региона должно базироваться на рационально разработанных планах предприятий, организаций и учреждений, а также органов местного самоуправления;
взаимосвязь основной цели программы и производных от нее целей и задач с программами и планами центральных органов власти;
предоставление разработанных программ в предусмотренные сроки на рассмотрение в областные или городские органы и органы местного самоуправления, и их исправление по итогам обсуждения.
Можно выделить
следующие важнейшие средства реализации
региональных программ:
первым является всецелое развитие производительных сил региона, использование его природных и трудовых ресурсов, научно-технического потенциала, и конечно же проведение структурных изменений в производительных силах;
второе средство это углубление внутрирегиональной и межрегиональной специализации, объединение, комбинирования производства;
третьим средством можно выделить совершенствование хозяйственного механизма путем оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных рычагов саморегулирования экономики при преобладании государственных экономических рычагов (финансово-кредитной, бюджетной, налоговой, инвестиционной, амортизационной и других форм политики);
четвертое это оптимальное сочетание централизма и децентрализации в государственном управлении регионами;
пятым является качественное улучшениепроизводственных отношений, отношений экономической собственности;
шестым средством является генерирование знаний в пределах региона, их трансформация в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а также инвестиционные проекты;
седьмое средство это активное привлечение частного капитала, в том числе иностранного;
и наконец восьмым средством является формирование соответствующего права собственности.
В зависимости
от местоположения отдельных регионов,
имеющейся минерально-сырьевой базы, природных
и климатических условий основными средствами
исполнения региональных программ могут
стать первоначальное развитие сельского
хозяйства, агропромышленного комплекса,
развитие курортно-рекреационного хозяйства,
морехозяйственного комплекса и тому
подобное. Важно при этом добиться органического
единства воспроизводственных макроэкономических
процессов, собрать стабильные и динамичные
стимулы социально-экономической деятельности
регионов.
Региональные программы целесообразно
составлять из следующих частей:
информационно-аналитической части, которая предусматривает комплексный анализ производительных сил, внутрирегиональной и межрегиональной специализации и кооперирования производства, эффективности использования различных ресурсов, наличия острых проблем, диспропорций, степени разгосударствления и приватизации экономики в регионе, уровня загрязнения окружающей среды, жизненного уровня населения, а также основных причин неудовлетворительного решения региональных проблем;
центральной части включающей обоснование основной и производных целей, путей их достижения, а также системы взаимосвязанных показателей, в которых количественно и качественно определяются такие цели, их реализация с помощью привлечения соответствующих ресурсов;
а также комплекса балансовых расчетов.
Использование
программно-целевого метода в региональной
экономике развитых зарубежных стран на примере США
Метод программно-целевого
управления представляет собой главное
средство осуществления региональной
политики развитых зарубежных стран и
является системой централизованных и
децентрализованных среднесрочных и долгосрочных
программ развития, которые в свою очередь
активно влияют на формирование территориальной
структуры хозяйства.
Методами
регионального программирования осуществляется влияние на развитие
двух третей территории Федеративной
Республики Германии, 40% территории Великобритании,
90% территории Норвегии, а также юг Италии
и север Швеции, являющихся более слабыми
в социально-экономическом развитии по
сравнению с другими регионами этих стран.