Зарубежный опыт разработки региональных программ по созданию СЭЗ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:18, реферат

Описание работы

Свободные экономические зоны являются частью национальной системы льгот и стимулов экономического пространства, в них используется специальная система льгот и стимулов, которая не применяется в других частях страны. Можно сказать, что свободная экономическая зона, в какой то степени является обособленной географической территорией.

Содержание

1. Понятие, сущность, функции свободных экономических зон ……………..2
2. Сущность региональных программ и средства их реализации……………..5
3. Использование программно-целевого метода в региональной экономике развитых зарубежных стран на примере США…………………………………9
Библиографический список……………………………………………………..13

Работа содержит 1 файл

реферат по сэз.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

Оглавление

  1. Понятие, сущность, функции свободных экономических зон ……………..2

  1. Сущность региональных программ и средства их реализации……………..5

  1. Использование программно-целевого метода в региональной экономике развитых зарубежных стран на примере США…………………………………9

Библиографический список……………………………………………………..13

Понятие, сущность, функции свободных экономических  зон

Свободные экономические  зоны являются частью национальной системы льгот и стимулов экономического пространства, в них используется специальная система льгот и стимулов, которая не применяется в других частях страны. Можно сказать, что свободная экономическая зона, в какой то степени является обособленной географической территорией.

В научных  публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин - свободные экономические зоны. Но этот термин не совсем отражает сущность данного явления. А именно потому, что применяемые экономические правила, законы, рычаги в полной мере не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а только облегчают его тем, что предоставляют льготы, которые в свою очередь стимулируют предпринимательство. По факту, государство в таких зонах только сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.

Для некоторых  стран свободные экономические зоны можно назвать специальными в смысле экстерриториальности, это характеризуется такими показателями как: уровень жизни работников зоны, концентрация производственного потенциала и многими другими. Для этих зон более подходящим для использования будет термин -  специальные экономические зоны.

Цели создания свободной экономической зоны зависят от уровня социально-экономического развития страны, в которой происходит ее организация, от стратегических народнохозяйственных планов этой страны и от многих других факторов. В связи с этим цели и причины создания свободной экономической зоны могут быть различны друг от друга. Например, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны в основном создавались с такими целями как: активизация внешнеэкономических связей, реализация региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В представленных выше целях данной категории предпринимателей предоставлялась большая свобода деятельности и значительные финансовые льготы, чем в других районах страны. Такие программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала в страну базирования свободной экономической зоны.

В некоторых  развивающихся государствах свободные  экономические зоны создавались  с похожими целями. Отличие от промышленно развитых стран в этих государствах заключалось в том, что упор при создании свободной экономической зоны делался на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

Помимо названных  целей и причин, создание свободных экономических зон связано с такими основными задачами, как:

  • получение валютных средств на основе стимулирования промышленного экспорта;

  • ростом занятости;

  • превращением зон в полигоны по исследованию новых методов хозяйствования и полюса роста национального хозяйства.

Создание  свободных экономических зон рассматривается организаторами как важная часть в реализации принципов открытой экономики. Их работа связывается как с либерализацией, так и с активизацией внешнеэкономической деятельности. В свободных экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешней торговле, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы должны иметь благоприятствующий климат для внешних и внутренних инвестиций.

Но организация свободной экономической зоны может означать и то, что страна ее базирования, использует частичную, локальную открытость в виде специальной экономической зоны, и не желает целиком открывать свою экономику иностранному капиталу или  использовать особый инвестиционный климат на всей ее территории.

Сущность региональных программ и средства их реализации

Региональные программы являются системой взаимосвязанных мер, плана действий органов местного самоуправления, а также органов исполнительной власти, которые направляются на создание планомерного равного социально-экономического развития региона и повышение уровня жизни населения, а также охрану окружающей среды. 
чтобы понять сущность региональных программ необходимо рассмотреть их основные задачи и цели. К задачам и целям таких региональных программ можно отнести:

  •  реализация пропорционального социально-экономического развития региона;

  •  привлечение инвестиций в первостепенные отрасли народнохозяйственного комплекса по средствам создания свободных экономических зон и совместных предприятий;

  •  улучшение структуры народнохозяйственного комплекса вследствие конверсии, переориентации некоторых предприятий машиностроительной отрасли на выпуск остродефицитных сельскохозяйственных машин, станков и оборудования, а также товаров длительного пользования для населения;

  • Использование материальных стимулов рационального использования ресурсов региона (природных, материальных, трудовых, финансовых);

  •  квалитативное совершенствование производственной и социальной инфраструктуры;

  •  защита окружающей среды; 

  •  сохранение культурного наследия и исторической самобытности населения;

  •  улучшение демографического положения;

  •  как следствие решения указанных выше целей и задач можно выявить постепенное улучшение жизненного уровня населения региона.

Региональные  программы по сроку их составления можно разделить на следующие периоды:

  • краткосрочный (до 1 года),

  • среднесрочный (от 1 до 5 лет),

  • долгосрочный (более 5 лет).

При разработке региональной программы необходимо учитывать деятельность всех субъектов хозяйствования, в том числе основных организационных (личных хозяйств, партнерств и корпораций) и организационно-правовых форм предприятий (открытых и закрытых акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, коммандитных обществ и др.). 
Обозначим основные этапы разработки региональных программ:

  1. всесторонний анализ достигнутого состояния социально-экономического развития региона заключающийся в выявление его наиболее важных проблем и причин возникновения их обострения;

  1. всецелое обоснование главной и производных от нее целей и задач, определение путей, возможностей и средств реализации поставленной цели, в том числе финансового обеспечения. Таким образом, обоснование целей и задач развития региона должно базироваться на рационально разработанных планах предприятий, организаций и учреждений, а также органов местного самоуправления;

  1. взаимосвязь основной цели программы и производных от нее целей и задач с программами и планами центральных органов власти;

  1. предоставление разработанных программ в предусмотренные сроки на рассмотрение в областные или городские органы и органы местного самоуправления, и их исправление по итогам обсуждения.

Можно выделить следующие важнейшие средства реализации региональных программ:

    • первым является всецелое развитие производительных сил региона, использование его природных и трудовых ресурсов, научно-технического потенциала, и конечно же проведение структурных изменений в производительных силах;

    • второе средство это углубление внутрирегиональной и межрегиональной специализации, объединение, комбинирования производства;

    • третьим средством можно выделить совершенствование хозяйственного механизма путем оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных рычагов саморегулирования экономики при преобладании государственных экономических рычагов (финансово-кредитной, бюджетной, налоговой, инвестиционной, амортизационной и других форм политики);

    • четвертое это оптимальное сочетание централизма и децентрализации в государственном управлении регионами;

    • пятым является качественное улучшениепроизводственных отношений, отношений экономической собственности;

    • шестым средством является генерирование знаний в пределах региона, их трансформация в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки,  а также инвестиционные проекты;

    • седьмое средство это активное привлечение частного капитала, в том числе иностранного;

    • и наконец восьмым средством является формирование соответствующего права собственности.

В зависимости  от местоположения отдельных регионов, имеющейся минерально-сырьевой базы, природных и климатических условий основными средствами исполнения региональных программ могут стать первоначальное развитие сельского хозяйства, агропромышленного комплекса, развитие курортно-рекреационного хозяйства, морехозяйственного комплекса  и тому подобное. Важно при этом добиться органического единства воспроизводственных макроэкономических процессов, собрать стабильные и динамичные стимулы социально-экономической деятельности регионов. 
Региональные программы целесообразно составлять из следующих частей:

  • информационно-аналитической части, которая предусматривает комплексный анализ производительных сил, внутрирегиональной и межрегиональной специализации и кооперирования производства, эффективности использования различных ресурсов, наличия острых проблем, диспропорций, степени разгосударствления и приватизации экономики в регионе, уровня загрязнения окружающей среды, жизненного уровня населения, а также основных причин неудовлетворительного решения региональных проблем;

  • центральной части включающей обоснование основной и производных целей, путей их достижения, а также системы взаимосвязанных показателей, в которых количественно и качественно определяются такие цели, их реализация с помощью привлечения соответствующих ресурсов;

  •  а также комплекса балансовых расчетов.

Использование программно-целевого метода в региональной экономике развитых зарубежных стран на примере США

Метод программно-целевого управления представляет собой главное средство осуществления региональной политики развитых зарубежных стран и является системой централизованных и децентрализованных среднесрочных и долгосрочных программ развития, которые в свою очередь активно влияют на формирование территориальной структуры хозяйства.

Методами  регионального программирования осуществляется влияние на развитие двух третей территории Федеративной Республики Германии, 40% территории Великобритании, 90% территории Норвегии, а также юг Италии и север Швеции, являющихся более слабыми в социально-экономическом развитии по сравнению с другими регионами этих стран.

Информация о работе Зарубежный опыт разработки региональных программ по созданию СЭЗ