Занятость населения: социально-экономическая сущность, направления совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы – раскрытие понятия занятости населения, механизмов регулирования занятости населения и поиск путей повышения эффективности воздействия и изменения направленности регулирования в условиях нового этапа развития экономики – перехода от стабилизации к экономическому росту.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие теоретические и методологические задачи:
раскрыто экономическое содержание занятости населения как экономической категории, показана ее связь с категорией рынка труда;
показано своеобразие процесса формирования и функционирования государственного регулирования занятости в России как части общей системы регулирования рыночной экономики;
раскрыты принципы организации государственного регулирования и механизмы воздействия на занятость на федеральном и региональном уровнях;
предложены меры по активизации государственного воздействия на занятость на региональном уровне в связи с расширением полномочий субъектов Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Занятость населения 4
1.1.Понятие занятости населения 4
1.2. Уровень занятости населения. 9
Глава 2. Анализ состояния рынка труда Российской Федерации в марте 2010 года 11
Глава 3. Государственная политика и социальная поддержка населения в области занятости 18
3.1. Цель и виды государственной политики занятости населения 18
3.2 Гарантии государства в области занятости, социальные гарантии и компенсации гражданам, увольняемым с предприятий, и безработным 21
3.3. Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ 27
Заключение 30
Список используемой литературы 31
Приложение 32

Работа содержит 1 файл

занятость населения.docx

— 138.92 Кб (Скачать)

    Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 2,9 раза превышает численность  безработных, зарегистрированных в  государственных учреждениях службы занятости населения. В конце  марта 2010г. в государственных учреждениях  службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 2234 тыс.человек.

    

    ____________________ 
1) По данным обследования населения по проблемам занятости: 1999-2008гг. - ноябрь, 2009г. - декабрь. 
2) По данным Роструда - на конец периода.

    Одна  из причин таких отклонений - это  методологические различия в части  охвата категорий населения.

    Безработными  в учреждениях службы занятости  населения не могут быть признаны лица, не достигшие 16-летнего возраста, проходящие очный курс обучения в  образовательных учреждениях, пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях1). При проведении обследования населения по проблемам занятости эти категории населения могут быть классифицированы как безработные, если в обследуемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.

    В марте 2010г. в составе общей численности  безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, более 0,6 млн. человек, или 10% составляли граждане, которые  не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 42,7% составляли лица проходящие очный курс обучения в образовательных  учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), и 57,3% - пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях.

    Кроме различий методологического характера, которые влияют на сравнимость размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости  и данным административного учета  службы занятости населения, имеются  причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы.

    

    _____________________ 
1) Безработные, зарегистрированные в учреждениях службы занятости населения - трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в учреждениях службы занятости населения по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.

    Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 57% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках  работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в марте 2010г. составила 41%, среди безработных женщин - 46%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

    Безработица по полу и месту  проживания. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в марте 2010г. составила 44,8%, доля городских жителей среди безработных - 63,6%.

    Безработица городского и сельского населения  характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей  по сравнению с уровнем безработицы  среди городских жителей. В марте 2010г. это превышение составляло 1,8 раза.

    Уровень безработицы по полу и месту проживания

    в процентах

  Всего Мужчины Женщины Городское население Сельское   
население
2009г.                      
Февраль 9,4     10,2     8,6     8,2 13,1
Май 8,5     9,2     7,9     7,7 10,9
Август 7,8     8,3     7,4     6,9 10,7
Сентябрь 7,6     8,1     7,0     6,7 10,2
Октябрь 7,7     8,2     7,3     6,7 10,7
Ноябрь 8,2     8,4     7,9     7,4 10,5
Декабрь 8,2     8,8     7,6     7,1 11,5
2010г.                      
Январь 9,2     9,9     8,4     7,8 13,4
Февраль 8,6     9,5     7,8     7,5 12,0
Март 8,6     9,3     7,9     7,2 12,8

    Возрастной  состав безработных. Средний возраст безработных в марте 2010г. составил 35,1 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,6%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 6,0%, 20-24 года - 20,6%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (37,0%) и 20-24 года (17,5%). По сравнению с февралем 2010г. уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-19 лет увеличился на 4,6 процентного пункта.

  

    В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в  марте 2010г. составил 19,8% (в феврале 2010г. - 18,9%), в том числе среди городского населения - 18,0%, среди сельского  населения - 24,2%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем  безработицы взрослого населения  в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,3 раза, сельского населения - 2,2 раза.

    Продолжительность поиска работы. Среди безработных 27,9% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 28,3% безработных (застойная безработица).

    Среди сельских жителей доля застойной  безработицы существенно выше, чем  среди городских, и в феврале 2010г. составила, соответственно, 35,5% и 24,2%.

    Наличие опыта работы. В численности безработных 24,7% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В марте 2010г. их численность составила 1,6 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (19% - за счет молодежи до 20 лет, 45% - от 20 до 24 лет, 17% - 25-29 лет).

    В марте 2010г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или  сокращением численности работников, ликвидацией организации или  собственного дела, составила 27,5%, а  доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с увольнением  по собственному желанию - 22,6%.

    Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

    Данные  по субъектам Российской Федерации  приведены в приложении.

 

Глава 3. Государственная  политика и социальная поддержка населения  в области занятости

3.1. Цель и виды государственной политики занятости населения

    Государственная политика занятости населения- это  часть социально-экономической политики государства, направленная на разрешение проблем занятости населения  в экономике на основе повышения  эффективности программ обеспечения  занятости, развития системы социального  партнерства, стимулирования мобильности  активного населения и усиления гибкости рынка труда.

Основные  принципы государственной  политики в области  содействия занятости  населения

    В Федеральном Законе «О занятости  населения в Российской Федерации» установлено, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и  свободно избранную занятость.

    Государственная политика в области содействия занятости  населения направлена на:

    - развитие  трудовых ресурсов, повышение их  мобильности, защиту национального  рынка труда;

    -обеспечение  равных возможностей всем гражданам  Российской Федерации независимо  от национальности, пола, возраста, социального положения, политических  убеждений и отношения к религии  в реализации права на добровольный  труд и свободный выбор занятости;

    - создание  условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие  человека;

    - поддержку  трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, осуществляемой  в рамках законности, содействие  развитию их способностей к  производительному, творческому  труду;

    -осуществление  мероприятий, способствующих занятости  граждан, испытывающих трудности  в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих  наказание в виде лишения свободы;  несовершеннолетние в возрасте  от 14 до 18 лет; лица предпенсионного  возраста (за два года до наступления  возраста, дающего право выхода  на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую  трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы;  граждане, уволенные с военной  службы, и члены их семей; одинокие  и многодетные родители, воспитывающие  несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;  граждане, подвергшиеся воздействию  радиации вследствие Чернобыльской  и других радиационных аварий  и катастроф; граждане в возрасте  от 18 до 20 лет из числа выпускников  учреждений начального и среднего  профессионального образования,  ищущие работу впервые;

    - предупреждение  массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

    - поощрение  работодателей, сохраняющих действующие  и создающих новые рабочие  места прежде всего для граждан,  испытывающих трудности в поиске  работы;

    -объединение  усилий участников рынка труда  и согласованность их действий  при реализации мероприятий по  содействию занятости населения;

    -координацию  деятельности в области занятости  населения с деятельностью по  другим направлениям экономической  и социальной политики, включая  инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение  доходов, предупреждение инфляции;

    -координацию  деятельности государственных органов,  профессиональных союзов, иных представительных  органов работников и работодателей  в разработке и реализации  мер по обеспечению занятости  населения;

    - международное  сотрудничество в решении проблем  занятости населения, включая  вопросы, связанные с трудовой  деятельностью граждан Российской  Федерации за пределами территории  РФ и иностранных граждан на  территории Российской Федерации,  соблюдение международных трудовых  норм Ст. 5 Федерального Закона  « О занятости населения в  Российской Федерации» (в ред.  ФЗ № 287 - ФЗ от 25. 12. 2008 г.) // СПС  « Консультант плюс».

Органы  Федеральной службы по труду и занятости, их права и обязанности

    Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) - это федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития. Она осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

    В число ее основных функций входят следующие:

    -контроль  и надзор за соблюдением трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы  трудового права, законодательства  о занятости населения, об альтернативной  гражданской службе;

Информация о работе Занятость населения: социально-экономическая сущность, направления совершенствования