Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:15, курсовая работа
Основная цель курсовой работы – раскрытие понятия занятости населения, механизмов регулирования занятости населения и поиск путей повышения эффективности воздействия и изменения направленности регулирования в условиях нового этапа развития экономики – перехода от стабилизации к экономическому росту.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие теоретические и методологические задачи:
раскрыто экономическое содержание занятости населения как экономической категории, показана ее связь с категорией рынка труда;
показано своеобразие процесса формирования и функционирования государственного регулирования занятости в России как части общей системы регулирования рыночной экономики;
раскрыты принципы организации государственного регулирования и механизмы воздействия на занятость на федеральном и региональном уровнях;
предложены меры по активизации государственного воздействия на занятость на региональном уровне в связи с расширением полномочий субъектов Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1. Занятость населения 4
1.1.Понятие занятости населения 4
1.2. Уровень занятости населения. 9
Глава 2. Анализ состояния рынка труда Российской Федерации в марте 2010 года 11
Глава 3. Государственная политика и социальная поддержка населения в области занятости 18
3.1. Цель и виды государственной политики занятости населения 18
3.2 Гарантии государства в области занятости, социальные гарантии и компенсации гражданам, увольняемым с предприятий, и безработным 21
3.3. Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ 27
Заключение 30
Список используемой литературы 31
Приложение 32
Федеральное агентство образования
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ
И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра
экономики труда и управления
персоналом
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теме:
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ:
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ,
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Выполнила: студентка
группы № зачетная книжк Руководитель: |
Новосибирск
2010
Содержание
Введение 3
Глава 1. Занятость населения 4
1.1.Понятие занятости населения 4
1.2. Уровень занятости населения. 9
Глава 2. Анализ состояния рынка труда Российской Федерации в марте 2010 года 11
Глава 3. Государственная политика и социальная поддержка населения в области занятости 18
3.1. Цель и виды государственной политики занятости населения 18
3.2 Гарантии государства в области занятости, социальные гарантии и компенсации гражданам, увольняемым с предприятий, и безработным 21
3.3. Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ 27
Заключение 30
Список используемой литературы 31
Приложение 32
Введение
Проблема занятости населения является многоаспектной проблемой рыночного хозяйства. Исходя из важности системного характера процессов становления рыночной экономики, занятость населения представляет собой не только важный производственный ресурс общества, эффективное использование которого является необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основу для социальной стабильности в обществе и гармоничного общественного развития в целом.
В
современный период развития рынка
очевидна потребность во всестороннем
анализе и глубокой проработке теоретических
и методологических аспектов государственного
регулирования занятости в
Актуальность
данной курсовой работы особенно возрастает
в настоящее время в связи
с новым организационно-
Несмотря
на то, что проблемы государственного
регулирования занятости и
Основная цель курсовой работы – раскрытие понятия занятости населения, механизмов регулирования занятости населения и поиск путей повышения эффективности воздействия и изменения направленности регулирования в условиях нового этапа развития экономики – перехода от стабилизации к экономическому росту.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие теоретические и методологические задачи:
раскрыто экономическое содержание занятости населения как экономической категории, показана ее связь с категорией рынка труда;
показано
своеобразие процесса формирования
и функционирования государственного
регулирования занятости в
раскрыты
принципы организации государственного
регулирования и механизмы
предложены меры по активизации государственного воздействия на занятость на региональном уровне в связи с расширением полномочий субъектов Российской Федерации.
Глава 1. Занятость населения
1.1.Понятие
занятости населения
Занятость населения является важной социально- экономической категорией, связанной с реализацией права чело века «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (Конституция РФ, статья 37, пункт 1). Понятие «занятость населения» при всей, на первый взгляд, очевидности содержит вопросы, которые требуют своего рассмотрения.
Федеральный закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» трактует занятость населения как «деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству страны и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход» (ст.1 пункт 1). Однако нужно отметить, что подобное понятие противоречит данному в этом же Законе (ст. 2) понятию «занятые», к которым относят не только разные категории работающих, но также и тех, кто временно отсутствует на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, забастовкой и иными подобными причинами. Следовательно, занятость характеризуется не только деятельностью, но и периодами временного бездействия людей в связи с болезнью, периодами отпусков и т.п. Более того, можно быть занятым, но не работать в силу того, что окончилось рабочее время и наступило время отдыха. В терминологии необходима точность и строгость формулировок.
Более точным, с нашей точки зрения, социально-экономическую категорию занятость населения можно определить, как состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, то есть не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия. Иначе говоря, занятость - это обеспеченность людей общественно необходимой работой, приносящей им заработок, трудовой доход.
Другим состоянием экономически активного населения по его отношению к наличию (отсутствию) работы будет безработица.
Состояние занятости напрямую связано с понятием «занятые», которое в официальной российской экономической практике имеет неоднозначную трактовку. Так, Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 10 января 2003 г., категорию занятых трактует шире, чем это определено в рекомендациях МОТ, которым следует Госкомстат России.
Особенности
определения показателей
численности занятых
По методологии МОТ (методике Госкомстата Российской Федерации от 25 мая 1993 г.) | По Федеральному закону «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 10 января 2003 г. |
1 | 2 |
Занятые
это: лица обоего пола в возрасте 16 лет
и старше, а также лица младших возрастов,
которые в рассматриваемый период:
• выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность;
• выполняли работу без оплаты
на семейном предприятии (Военнослужащие, работники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по методологии МОТ относятся к наемным работникам.) |
Занятые
это граждане:
• работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, указанных в сноске)*; • зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; • занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; • выполняющие работу по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, , заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
|
временно
отсутствовали на работе из-за болезни
или травмы, ухода за больными; ежегодного
отпуска или выходных дней; компенсационного
отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных
работ или работ в праздничные (выходные)
дни; работы по специальному графику; нахождения
в резерве (при работе на транспорте); установленного
законом отпуска по беременности, родам,
уходу за ребенком; обучения, переподготовки
вне своего рабочего места, учебного отпуска;
отпуска без сохранения содержания или с сохранением содержания по инициативе администрации; забастовки; других подобных причин; |
Временно отсутствующие на рабочем месте в связи с не трудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами. |
Не включаются в состав занятых зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, полученные через службу занятости, учащиеся и студенты, выполняющие оплачиваемые сельскохозяйственные работы по направлению учебных заведений |
* Из
числа граждан, участвующих в
общественных работах,
Сравнение категории «занятые» в обоих источниках показывает, что Федеральный закон в отличие от рекомендаций МОТ и методики Госкомстата России от 25 мая 1993 г., помимо различных групп работающих и временно отсутствующих на рабочем месте (что по существу совпадает в отмеченных документах) относит к занятым большую группу безработных, участвующих в общественных работах, а также граждан, обучающихся очно в разных учебных заведениях.
Что касается общественных работ, то трудно понять, почему одна часть безработных, участвующих в их выполнении, отнесена Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» к занятым, а другая - к незанятым. Почему, например, безработный, стремящийся возобновить трудовую деятельность после более чем годичного перерыва, и участвующий в общественных работах, относится к занятым, а если такое желание появилось у безработного в срок менее годового перерыва (даже на один день), будет отнесен к незанятым? Здесь можно предположить какие-то конъюнктурные соображения, о которых догадаться довольно сложно.
Относительно обучающихся очно положение более понятное. В самом деле, обучающиеся очно - люди занятые, такими их считает Федеральный закон. Но следует понимать, что в методике Госкомстата России речь идет о занятых как о части экономически активного населения, а обучающиеся очно к этой категории отнесены быть не могут, так как в силу специфики своей деятельности - дневного обучения - они должны быть экономически не активны, то есть не работать на производстве или в сфере услуг с целью получения заработка1.
Подобное, казалось бы, разночтение согласуется при рассмотрении видов и форм занятости. Дело в том, что практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости. Так, различают занятость продуктивную, социально-полезную, полную, рациональную, эффективную, скрытую и др. В пределах этих видов занятости выделяют такие формы, как частичную, временную, гибкую занятость и др.