Занятость молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:38, контрольная работа

Описание работы

Переход России к рыночным отношениям существенно изменил социально-трудовую сферу. Дефицит рабочей силы сменяется дефицитом рабочих мест, что и приводит к возник-новению безработицы. Возникает ситуация, когда обеспечение всех граждан рабочими местами уже не есть нечто само собой разумеющееся. В связи с этим актуальными становятся рассмот-рение современных процессов, происходящих на рынке труда, исследование последствий роста безработицы и выявление спе-цифики социальной деятельности с определенными категориями безработных граждан, особенно с молодежью.

Работа содержит 1 файл

Занятость молодежи.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

    - социально-психологическая адаптация  молодых людей к рыночным условиям;

    - обеспечение занятости с ориентацией  на интересы и спо-собности  человека;

    - создание системы информации, способствующей  приня-тию решения о трудоустройстве,  обучении и переквалифика-ции;

    - правовое просвещение молодежи;

    - профилактика правонарушений среди подростков и мо-лодежи;

    - содействие системе поддержки  молодой семьи. Поставленные задачи  реализуются на основе соответству-ющих  региональных социальных программ.

    Эффективным средством социальной защиты молодежи в условиях рыночной экономики является страхование от безра-ботицы. В России в соответствии с действующим законодатель-ством государство гарантирует:

    - свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом  труда;

    - охрану труда, правовую защиту  от необоснованного уволь-нения  или необоснованного отказа в приеме на работу в соответ-ствии с законодательством Российской Федерации о труде;

    - бесплатное содействие в подборе  подходящей работы и трудоустройстве  при посредничестве огранив службы  заня-тости.

    Безработным гражданам в возрасте от 18 лет гарантиру-ются:

    - бесплатное получение услуг по  профессиональной ори-ентации, профессиональной  подготовке, переподготовке и повышению  квалификации, психологической поддержке  по направлению органов службы  занятости;

    - обеспечение социальной поддержки;

    - компенсация в соответствии с законодательством Российс-кой Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

    - бесплатное медицинское обслуживание  и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение;

    - возможность заключения срочных  трудовых договоров на участие  в оплачиваемых общественных  работах, организуемых с учетом  возрастных и иных особенностей  граждан.

    Важной  составляющей государственной социальной поддер-жки для молодежи является выплата пособий и компенсаций вследствие безработицы. Государство гарантирует безработ-ным:

    - выплату пособий по безработице,  в том числе в период временной  нетрудоспособности безработного;

    - выплату стипендии в период профессиональной подготов-ки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

    - возможность участия в оплачиваемых  общественных работах;

    - возмещение затрат в связи  с добровольным переездом в  другую местность для трудоустройства по предложениям орга-нов службы занятости.

    Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют  право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. Работающие молодые люди, желающие сменить место рабо-ты, также могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.

    Служба  занятости решает не только социальные, экономи-ческие, но и психологические  проблемы безработного. Прогно-зирование  поведения безработных на рынке  труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний -- одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с молодежью. Стабильное эмоциональное состояние спо-собствует быстрому трудоустройству.

    Содействие  занятости и трудоустройству  молодежи может быть организовано по нескольким направлениям:

    1. Образование молодежи -- проблема комплексная, ее ре-шение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи. Одним из направлений деятельности является содействие допол-нительному образованию молодежи через организацию и функ-ционирование профильных клубов и центров дополнительного образования. Чтобы предотвратить появление новых безработных, необходимо вести систематическую профориентационную работу с абитуриентами, которая должна со-действовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и ситуации на рынке труда.

    Для успешной адаптации школьников к  трудовой деятель-ности реализуется  программа "Путь в профессию", которая призвана сыграть значимую роль в профессиональном самооп-ределении  школьника. В ходе реализации программы  появля-ется возможность заинтересовать учащихся в профориентации.

    Программа "Эффективное поведение на рынке  труда" рас-считана уже на более  взрослую категорию молодежи (18-23 года), т. е. на выпускников профессиональных учебных заведений. Она предлагает активные формы обучения навыкам эффективного поведения на рынке труда. Основная проблема выпускников не в том, что они получили несоответствующее образование, а в том, что они не умеют грамотно строить отношения с рабо-тодателем при трудоустройстве. Известно, что работодатели охотнее берут на работу коммуникабельных, уверенных в себе, инициативных людей, а самой главное -- умеющих творчески подходить к решению проблем. Данная программа определяет не только практический опыт трудоустройства, но и повышает личные качества молодых людей, т. е. делает их более конкурен-тоспособными на рынке труда.

    Реализация  данных программ дает молодежи возможность  эффективно адаптироваться к современным  условиям рынка труда.

    2. Содействие профессиональной подготовке молодежи. В системе мер социальной защиты населения от безрабо-тицы важное место занимает право молодежи на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости.

    Профессиональная  подготовка, переподготовка и повыше-ние квалификации безработной молодежи осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополни-тельного образования, учебных центрах органов службы заня-тости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

    Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации име-ют молодые инвалиды, длительно не работающие граждане (по истечении шестимесячного периода безработицы), уволенные с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности), и др.

    Эффективность системы профессионального образования молодежи подтверждается высокой долей трудоустройства по окончании обучения граждан.

    3. Изменение порядка приема молодежи на работу. Ра-ботодатели сегодня предъявляют завышенные требования к молодым специалистам. Многие компании не видят перспектив применения труда подростков и молодежи и относятся к их спо-собностям и возможностям с большим неуважением, не видят для них условий карьерного роста в рамках своего предприятия. Следовательно, основной мерой по социальной поддержке мо-лодежи может стать смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и др.

    Сегодня есть возможность совместить вторичную  занятость несовершеннолетних с  ориентацией на будущую профессию. При разумной организации данная форма занятости молодежи может быть экономически выгодна компаниям и предприятиям и ориентирована на выполнение социальных функций. Соци-альный эффект от реализации программы вторичной занятости подростков может полностью оправдать экономические затраты на ее реализацию, поскольку приобщение подростков к трудовой деятельности, безусловно, оказывает позитивное влияние.

    4. Квотирование мест для молодежи. Для усиления соци-альной защищенности молодых людей в некоторых муниципаль-ных образованиях уже приняты постановления о квотировании рабочих мест для молодежи. Однако вследствие отсутствия закона о квотировании рабочих мест для молодежи социально незащищенным категориям молодых людей не гарантируется получение рабочих мест.

    5. Развитие предпринимательской деятельности. В систе-ме занятости молодежи характерной является частичная или скрытая безработица, когда работодатель дает возможность трудиться неполный рабочий день, неделю или официально не регистрирует работника. По мнению многих специалистов, для нормализации ситуации в области занятости населения требуется развитие предпринимательства, особенно в малых городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, способ-ствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда.

    В стратегическом плане речь идет о  подготовке поколения людей, способных  наращивать финансово-экономические, науч-ные, образовательные, социально-политические, культурные и духовные ресурсы страны. В силу специфики и стратегической важности для будущего страны предпринимательскую подго-товку следует рассматривать как самостоятельную образова-тельную область и развивать по двум направлениям. Первое касается всех без исключения молодых людей и направлено на развитие их способностей, знаний, умений и навыков в проектно-практической деятельности, на формирование предприни-мательского образа. Второе является линией подготовки специа-листов, профессионально занимающихся предпринимательской деятельностью в области промышленного производства, сфере услуг, торговли, рекламы, массмедиа, банковского дела и т. д. и формирующих новые источники ресурсов с целью получения прибыли.

    6. Привлечение молодежи к оплачиваемым обществен-ным работам. Элементом поддержки безработной молодежи является финансирование государством общественных работ и привлечение к ним молодежи.

    Под общественными работами понимается трудовая де-ятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

    Право на участие в общественных работах  имеют молодые люди, зарегистрированные в органах службы занятости в  целях поиска подходящей работы, и  безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются молодые безработные, не получающие пособие, и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и професси-ональные особенности человека.

    Общественная  работа позволяет снизить социальную напря-женность, при этом часть молодых  безработных обеспечивается рабочими местами с оплатой труда.

    Удельный  вес граждан до 30 лет, принимавших  участие в общественных работах, составляет в среднем по России около 30%. В основном это люди, впервые ищущие работу и не имею-щие трудовых навыков, однако месячный заработок участника общественных работ очень мал. Объем вовлечения граждан в данную форму занятости зависит не только от финансирования, но и от желания безработной молодежи в ней участвовать.

    7. Организация ярмарок вакансий. В целях оказания граж-данам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве в ходе сотрудничества с работодателями служба занятости организует ярмарки вакансий. Данная форма работы дает воз-можность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в ходе непосредственного общения с работодателем выяснить ва-рианты и условия трудоустройства. В последнее время широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки для определенных групп населения (молодежи, инвали-дов, специалистов в определенной сфере трудовой деятельности, высококвалифицированных работников и т. д.).

    8. Создание специальных молодежных организаций для ре-шения проблемы занятости. Сегодня социальные предприятия для молодых людей -- реальное явление на молодежном рынке труда. Несмотря на то, что действуют они в различных секторах и отраслях экономики, решаемые ими задачи дают основание выделить данные предприятия в отдельную категорию.

    При создании социальных предприятий приходится преодо-левать целый ряд проблем, связанных с неопределенностью  их правового статуса. Вместе с тем  одной из задач создания данных организаций является выполнение важнейших социальных функций (увести подростков с улиц, снизить напряженность в молодежной среде и др.). Создание рабочих мест для подрост-ков и молодежи дает им возможность сочетать работу с учебой, определиться с выбором профессии, приобрести опыт трудовой деятельности. Организуя подготовку и обучение молодых работ-ников, предприятие как бы включается в реализацию социаль-ной молодежной политики. Поэтому важно создавать и развивать такие механизмы, которые позволили бы молодежи не только зарабатывать, но и учиться новой, интересной профессии, приоб-ретать знания и опыт. Когда подросток приобретет необходимые навыки, сформируется и профессионально, и психологически, он может стать полноценным участником рынка труда.

Информация о работе Занятость молодежи