Занятость как экономическая категория. Полная, свободно избранная и продуктивная занятость населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 06:33, реферат

Описание работы

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Из вышесказанного можно сделать вывод, что в странах с рыночной экономикой занятость и безработица изучаются систематически.
Действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый компл

Содержание

1. Сущность занятости
2. Виды занятости
3. Компенсации и гарантии при потере работы
4. Государство и занятость
5. Статистические данные
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 54.89 Кб (Скачать)

б) защита от необоснованого отказа в принятии на работу и незаконного освобождения, а также содействие в сохранении работы;

в) безвозмездное  содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве соответственно призванию, способностям, профессиональной подготовке, образованию, с учетом общественных нужд, всеми доступными средствами, включая профессиональную ориентацию и переподготовку;

г) компенсацию  материальных затрат в связи с  направлением на работу в другую местность;

 д)  выплату выходного пособия работникам, которые потеряли постоянную  работу на предприятиях, в учреждениях  и организациях, в случаях и  на условиях, предусмотренных действующим  законодательством; ( Подпункт "д" пункта 1 статьи 4 с изменениями, внесенными согласно Законом N 665/ 97-ВР от 21.11.97 )

 е)  безвозмездное обучение безработным  новым профессиям, переподготовку  в учебных заведениях или в  системе государственной службы  занятости с выплатой материальной  помощи;

 ж)  выплату безработным в установленном  порядке помощи по безработице,  материальной помощи по безработице,  материальной помощи членам семьи,  которые находятся на их содержании, и других видов помощи;

 з)  включение периода переподготовки  и обучение новым профессиям, участию в оплачиваемых общественных  роботах, получение помощи по  безработице и материальной помощи  по безработице к стажу работы, а также к беспрерывному трудовому  стажу;

 к)  предоставление работы по специальности  на период не меньше трех  лет молодым специалистам - выпускникам  государственных учебных заведений  государства, прежде заявленных  предприятиями, учреждениями, организациями

2. Государственные  органы обеспечивают публикацию  статистических данных и информационных  материалов о предложениях и  спросе на рабочую силу, возможности  трудоустройства, профессиональной  подготовки и переподготовки, профессиональной  ориентации и социально-трудовой реабилитации, в том числе инвалидов.

      Дополнительные  гарантии занятости  для отдельных  категорий населения:

1. Государство  обеспечивает предоставление дополнительных  гарантий относительно трудоустройства  трудоспособным гражданам в трудоспособном  возрасте, которые нуждаются в  социальной защите и не способные  на равных конкурировать на рынке работы, в том числе:

 а)  женщинам, которые имеют детей  в возрасте до шести лет;

 б)  одиноким матерям, которые имеют  детей возрастом до четырнадцати  лет или детей-инвалидов;

 в) молодежи, которые закончили или прекратили обучение в средних общеобразовательных школах, профессионально-технических или высших учебных заведениях, освободились со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы и которым предоставляется первое рабочее место, детям (сиротам), которые остались без заботы родителей, а также лицам, которым исполнилось пятнадцать лет и которые по согласию одного из родителей или лица, которое их заменяет, могут, в порядке исключения, приниматься на работу;

 г)  лицам предпенсионного возраста (мужчинам по достижению 58 лет, женщинам - 53 лет);

д) лицам, уволенным после отбытия наказания  или принудительного лечения;

е) инвалидам, которые не достигли пенсионного  возраста.

2. Для трудоустройства указанных в пункте 1 этой статьи категорий граждан (кроме инвалидов, которые не достигли пенсионного возраста) местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов по представлению центров занятости устанавливают квоту рабочих мест для предприятий (объединений), учреждений и организаций независимо от форм собственности и организационных форм с численностью работающих свыше 20 лиц для бронирования ими до 5 процентов общего количества рабочих мест, в том числе с гибкими формами занятости.

3. В  случае отказа в приеме на  работу граждан из числа категорий,  указанных в пункте 1 этой статьи (кроме инвалидов, которые не  достигли пенсионного возраста), в пределах установленной брони  из предприятий, учреждений и  организаций государственная служба  занятости взимает штраф за  каждый такой отказ в размере  четырех минимальных заработных  плат. Полученные средства направляются  к Фонду общеобязательного государственного  социального страхования Украины  на случай безработицы и могут  использоваться для финансирования  затрат предприятий, учреждений  и организаций, которые создают  рабочие места для этих категорий  населения свыше установленной  квоты. 

      Регулирование занятости

1. С  целью создания условий для  полного осуществления гражданами  права на работу государство  предусматривает: 

-мероприятия инвестиционной и налоговой политики, направленные на рациональное размещение продуктивных сил, повышение мобильности трудящихся, создание новых технологий, поощрение предпринимательства, создание малых предприятий и применение гибких режимов работы и работы дома, другие мероприятия, которые оказывают содействие сохранению и развитию системы рабочих мест;

-обеспечение прав и интересов работников, создание благоприятных условий на производстве, усовершенствование законодательства о занятости населения и работе;

-проведение аналитических и научных исследований структуры экономики и прогнозирование следующих изменений качества и распределения рабочей силы;

-регулирование внешнеэкономической деятельности в части привлечения и использование иностранной рабочей силы в Украине на основе квотирования и лицензирование;

-содействие в случае необходимости созданию дополнительных рабочих мест предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, а также улучшению условий работы в общественном производстве;

-организацию профессиональной ориентации.

2. На  территории Украины вводится  сбор статистической информации  и административных данных, которые  отображают состояние рынка работы  и положение в сфере занятости  населения. 

      Государственная и территориальные программы занятости населения:

1. С  целью содействия занятости населения,  удовлетворение нужд граждан  в работе Кабинетом Министров  Украины и местными государственными  администрациями, органами местного  самоуправления разрабатываются  годовые и долгосрочные государственная и территориальные программы занятости населения

2. Государственная и территориальные программы занятости населения направленные на:

а) содействие развитию на структурной перестройке  экономики, созданию условий для  направления освобождающихся работников в первую очередь на рентабельные производства и в приоритетные области  народного хозяйства;

б) предотвращение развития безработицы и ее сокращение путем повышения экономической  заинтересованости предприятий и организаций в создании дополнительных рабочих мест, преимущественно с гибкими формами занятости;

в) улучшение  системы воспроизведения рабочей  силы в сочетании с развитием  рабочих мест, профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и повышение  квалификации населения, эффективное  использование трудовых ресурсов;

г) защита безработных и их семей от отрицательных  следствий безработицы и обеспечение  занятости граждан, которые нуждаются  в социальной защите и неспособны на равных условиях конкурировать на рынке работы;

д) формирование материальной, кадровой, информационной, финансовой и научно-методической базы государственной службы занятости;

е) мероприятия  содействия занятости населения, которое  проживает в сельской местности.

Государственная служба занятости

1. Для  реализации государственной политики  занятости населения, профессиональной  ориентации, подготовки и переподготовки, трудоустройства и социальной  поддержки временно не работающих  граждан в порядке, который  определяется Кабинетом Министров  Украины, создается государственная  служба занятости, деятельность  которой осуществляется под руководством  Министерства труда и социальной  политики Украины, местных государственных  администраций и органов местного  самоуправления

Государственная служба занятости состоит из:

Государственного  центра занятости Министерства труда  и социальной политики Украины, центра занятости Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских, районных, городских в  городах центров занятости, центров  организации профессионального  обучения незанятому населению и  центрам профессиональной ориентации населения, инспекций по контролю за соблюдением законодательства о  занятости населения

Регулирование правового положения государственных  служащих, которые работают в указанных  подразделах государственной службы занятости, осуществляется соответственно Закону Украины "О государственной службе".

В состав государственной службы занятости  входят также учебные заведения  профессиональной подготовки незанятого населения, информационно-вычислительные центры, территориальные и специализированные бюро занятости, центры реабилитации населения, предприятия, учреждения и организации, подчиненные службе занятости

2. Услуги, связанные с обеспечением занятости  населения, предоставляются государственной  службой бесплатно.

3. Деятельность  государственной службы занятости  финансируется за счет средства  Фонда общеобязательного государственного  социального страхования Украины  на случай безработицы, предусмотренных на эти цели.

4. В  составе государственной службы  занятости создается инспекция,  которая осуществляет контроль за выполнением законодательства о занятости предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и хозяйствование, фермерами и другими работодателями.

5. Налогообложение  деятельности предприятий и организаций,  которые входят в состав государственной  службы занятости, осуществляется  соответственно законодательству  Украины.

6. Деятельность, связанная с посредничеством  в трудоустройстве на работу  за границей, ведется лишь на  основании лицензии, которая выдается  в порядке, установленном законодательством.  В случае проведения указанной  деятельности без лицензии к  субъектам хозяйствования применяются  санкции в виде штрафов в  размерах установленных законом.  Указанные средства направляются  в Государственный бюджет Украины. 

5. Статистические данные

2005-2009гг. 
 

График  динамики занятости  населения Украины  по полу с 2005 по 2009гг.

      Наибольшее  количество занятого населения зарегистрировано в 2008г.-59,3%, а наименьшее в 2005 и 2009гг.- 57,7%. Наибольшее количество занятых  женщин в 2008г.-54% и наименьшее в 2006г.-53%, а мужчин в 2008г.-65,2% и в 2009г.-62,1% соответственно. 
 
 
 
 

График  динамики занятости  населения Украины  по возрастным группам  с 2005 по 2009гг.

      Наибольшее и наименьшее количество занятого населения по возрастным группам распределилось следующим образом:

                                  Наибольшее                             Наименьшее

15-24                         2008г. – 37,3%                         2005г.-34,2%

Информация о работе Занятость как экономическая категория. Полная, свободно избранная и продуктивная занятость населения