Занятость и безработица как форма проявления рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 17:40, контрольная работа

Описание работы

1. Категории занятости населения.
2. Скрытая безработица.
3. Вторичная занятость.
4. Виды безработицы.
5. Методики определения уровня безработицы.
6. Социально-экономические последствия безработицы.
7. Методы борьбы с безработицей.
8. Структура безработицы и фазы экономического цикла.
9. Развитие организации общественных работ как форма занятости

Работа содержит 1 файл

Контрольная-Управление рынком труда.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Кроме колебаний совокупного спроса существуют и другие факторы влияющие на фазы экономического цикла: а) изменения  зависящие от смены времен года в  сельском хозяйстве, строительстве, автомобильной  промышленности, сезонность розничной торговли б) вековые тенденции экономического развития страны, зависящие от ресурсной базы, численности и структуры населения, правильного управления.

Наиболее  естественна и безопасна фрикционная  безработица - вызванная постоянными  изменениями в структуре производства и потребления товаров и услуг. Эти изменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. В результате наниматель не находит нужного ему работника, а работник - нанимателя, хотя работник сохраняет достаточную квалификацию, хотя она и относится к той работе потребность в которой уже снизилась. Фрикционную безработицу социологи считают обязательным условием поддержания эффективности экономики и постоянного обновления производства. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность, продолжающаяся до тех пор, пока квалифицированные специалисты не изменят свою специализацию. Потому фрикционная безработица - явление, которое устранить не только невозможно, но и нецелесообразно. Будем считать этот тип безработицы, неизбежной платой общества за промышленное развитие, то есть в чем-то даже положительным явлением.

Куда  больше опасна структурная безработица, вызываемая крупными изменениями экономики, когда производство избавляется  от предприятий, и даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест для тех, кто там работал раньше. Поэтому структурная безработица весьма опасна в качестве катализатора социальных волнений. Именно структурная безработица в Англии 80-х привела к масштабной забастовке в горнодобывающей отрасли, имевшей огромный внутренний и международный резонанс. Социальная защита людей пострадавших от структурной безработицы, максимально возможное снижение ее продолжительности обычно находятся в центре государственной политике занятости. К сожалению, стоит признать, что в России государство не делает почти ничего для смягчения последствий структурной безработицы, а ведь именно она была основным видом безработицы в период экономического спада 90-х годов и сейчас продолжает угрожать целым отраслям. Безработица, связанная с экономическими циклами спада-подъема, носит название циклической. Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. Так, например, с циклической безработицей охватившей США в годы великой депрессии правительство Рузвельта боролось созданием специальных организаций общественных работ, которые гарантировали всем безработным рабочее место и заработную плату за счет реализации масштабных государственных программ. Таким способом было построено немало знаменитых американских дорог очень высокого качества, и была обеспечена транспортная связность огромной страны не только за счет железнодорожных средств сообщения. Опять же стоит отметить, что ничего подобного в России не осуществляется и не планируется и в результате серьезных средств для борьбы с циклической безработицей у нас нет. А ведь экономика не может находиться на подъеме бесконечно. Вспомним США, ведь эта страна перед великой депрессией испытывала целую череду лет экономического подъема и роста благосостояния.

Еще один из типов безработицы - сезонная безработица, следствие временной занятости  в отдельных отраслях, преимущественно  сельского хозяйства. Поскольку сельское хозяйство в России находится в далеко не лучшем состоянии, а численность сельского населения снижается, эта безработица нам не грозит. Так и хочется добавить - очень жаль.

Последней среди типов безработицы стоит  назвать - скрытую безработицу, к которой относятся работники, формально имеющие работу, но в действительности являющиеся "лишними". Это может быть следствием или неэффективной организации труда когда работу одного человека делают двое, или результатом экономической неэффективности предприятия, когда сотрудников не увольняют, а просто перестают платить заработную плату или урезают ее до возможного минимума. Каждому знакомому с реалиями современной экономической ситуации в РФ, ясно, что скрытая безработица представлена у нас весьма широко, но правительство предпочитает ее вовсе не замечать, чтобы не портить отчетность.

    9. Развитие организации  общественных работ  как форма занятости  населения.

      Во  многих странах общественные работы применяются для снижения напряженности  на рынках труда, особенно в период реструктуризации экономики, когда практически неизбежным становится всплеск безработицы.

      Ранее такие виды трудовой деятельности, как общественные работы, по различным  причинам не находили применения, хотя потребность в них ощущалась  остро. Основным препятствием служило отсутствие нормативных актов, определяющих принципы организации таких работ, порядок и условия их финансирования, оплаты труда граждан и т.п.

      Рост  активности органов службы занятости  в части формирования института  общественных работ отмечается во второй половине 1992 года, после принятия нормативных актов.

      Практика  организации общественных работ  берет свое начало с конца XIX века. Впервые их применили в Англии, затем в Германии, во Франции, в США, Канаде и других странах. Сохраняют они свое значение и в настоящее время.

      Значительная  часть общественных работ производится в рамках специальных национальных программ. Например, в Бельгии программа  «Специальная система временной  занятости» предусматривает предоставление мест зарегистрированным безработным в государственном секторе.  В Канаде «Программа местной инициативы» содержит проекты общественных работ по расширению и улучшению сферы коммунально-бытовых услуг. В Австралии местные программы оказания помощи молодежи предусматривают их участие в мероприятиях по охране природы и развитию непроизводственной сферы и т.п.

      Как показывает международная практика, в программах отдается предпочтение тем проектам, которые ориентированы  на создание устойчивой занятости для  безработных и служат одновременно подготовкой или дополнением к другой программе экономического развития.

      Как свидетельствует практика, за период с 1991 по 2007 год, органами службы занятости  Автономного округа были организованы общественные работы для 38,2 тыс. человек.

      Количество  граждан, принявших участие в  общественных работах в рамках программы  «Содействие занятости населения  Костромской области на 2009-2010 годы»  на 6 апреля 2009 года в общественных работах  приняли участие 968 граждан. Из них  в сфере лесного хозяйства  - 5 человек; культура – 12 человек; соц. обеспечение – 16 человек; дорожное хозяйство – 20 чел.; здравоохранение – 25 чел.; образование – 41; строительство – 42; торговля – 46; сельское хозяйство – 75 человек; администрации СП – 158 человек и ЖКХ – 471 человек.

      Проведение  общественных работ позволяет в  ряде территорий решить некоторые вопросы  социально-экономического развития городов  и районов.

      В связи с принятием постановления  Правительства Российской Федерации  «Об организации общественных работ» и Положения об оплачиваемых общественных работах» службы занятости населения Челябинской области активизировали свою деятельность по организации общественных работ.

      В 1992 году органами службы занятости  основное внимание уделяется обработке  форм и методов организации и проведения общественных работ, определению совместно с органами исполнительной власти и предприятиями основных видов общественных работ и направлений их развития, а также ориентации безработных граждан на участие в этих работах.

      Челябинским областным центром занятости  населения в 1992 г. во все службы были направлены нормативные документы  по организации общественных работ, а также в помощь службам занятости  были разработаны методические материалы:

  • этапы работ по организации и проведению общественных работ;
  • практика применения нормативных документов по организации и проведению общественных работ;
  • основные виды общественных работ, рекомендуемых для применения в городах и районах области.

В настоящее  время Постановлением Главы горда  Челябинска утвержден Перечень приоритетных видов общественных работ, имеющих социально-полезную направленность:

  • Благоустройство и озеленение территорий, обслуживание мест отдыха и туризма;
  • Строительство, ремонт и содержание дорог;
  • Содержание и использование жилищного фонда и объектов соцкультбыта (детских учреждений, учреждений культуры и здравоохранения, домов инвалидов и престарелых и т.д,);
  • Помощь в организации досуга детей в учреждениях культуры, лагерях труда и отдыха, детских садах;
  • Обслуживание санаторно-курортных зон;
  • Участие в переписи населения, статистических и социологических исследованиях;
  • Канцелярские, архивные, курьерские работы и др.;
  • Подсобные и погрузочно-разгрузочные работы;
  • Другие доступные виды трудовой деятельности.

В связи со сложившейся ситуацией на рынке труда, повышением уровня безработицы и в целом в экономике страны можно предположить что организация общественных работ  может быть одной из направлений антикризисной программы  в сфере занятости населения.  
10. Элементы политики занятости.

С началом  рыночных преобразований в России социальная политика рассматривалась в качестве элемента общей экономической стратегии  страны. Предполагалось сочетать либеральный  подход, постепенно освобождающий государство  от роли распорядителя экономических и социальных процессов, с использованием задела, который был создан прежней системой.

Однако, по существу, первостепенное внимание удалялось экономическим преобразованиям, а доминирующими в российской социальной политике в переходный период оказались пожарные меры  в отношении отдельных слоев населения (шахтеры, учителя, военные, инвалиды) при консервации системы социальной защиты на уровне денежно-компенсационных механизмов. В настоящее время становиться ясно, что этот выбор был обусловлен не только ограниченностью материально-финансовых ресурсов и ставкой на использование социальных резервов населения и его долготерпение, но и просчетами в определении общей стратегии развития, недооценкой социальной составляющей реформ.

Такая недооценка социального фактора имеет ряд негативных последствий, сказавшихся отразившихся на населении России - это падение уровня жизни основной массы населения, растущая дифференциация доходов, резкое сокращение доступных социальных благ, рост безработицы.

То, что  ситуация в сфере занятости носит  кризисный характер у специалистов не вызывает сомнений, хотя это и затушевывается достаточно низкими показателями официальной безработицы. К концу мая 1996 г. она составляла в России всего 3.7% экономически активного населения. Однако сохраняются огромная скрытая безработица  и резкая региональная дифференциация показателей состояния рынка труда (во много раз) при том, что в 47 регионах Российской Федерации уровень безработицы превышал средне российский. 

Отчисления  в региональные фонды занятости из-за сокращения (или остановки) промышленного производства на многих территориях недостаточны для покрытия потребности даже в пособиях по безработице, не говоря уже об активной политике занятости.

Провозгласив  передачу многих социальных функций из центра в регионы, государство не обеспечила для этого необходимой законодательной базы, не определило достаточно четко источники средств для их практической реализации.

Новая социально-политическая ситуация поставила  во главу угла вопрос о распределении обязанностей и полномочий между федеральными и региональными властями, а также между государством, с одной стороны, и неправительственными организациями и частными лицами - с другой.

Трудности, возникшие в процессе перераспределения  социальных функций, разграничения Федерации и ее субъектов, а также изменения соотношения различных форм собственности, наглядно выявились в ходе муниципализации социальных объектов приватизированных предприятий. Местные и областные администрации были вынуждены в 1995-1996 г.г. принять на себя дополнительные социальные функции. Федеральным центром была принята программа муниципализации объектов социальной сферы, которая предполагала выделение на эти цели региональных финансовых ресурсов, а в случае их недостатка - помощь из федеральных источников.

Многие  эксперты отмечают, что предусмотренных  расходов и федеральных компенсаций  для региональных и местных бюджетов недостаточно; частные же структуры  не могут быстро “переварить” такой  огромный сектор для приложения капитала.

 Приведенный выше анализ ситуации в сфере занятости в России  в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка  труда к саморегулированию все еще незначительна . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Занятость и безработица как форма проявления рынка труда