Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:38, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение процессов международной миграции капитала на всех его стадиях.
Международная миграция капитала означает движение финансовых потоков между кредиторами и заемщиками в различных странах.
В настоящее время масштабы и значимость международного перемещения капиталов достигают такого уровня, что данный процесс можно рассматривать как особую форму международных экономических отношений.
Изучение какого-либо процесса, в данном случае – международной миграции капитала, как экономического явления – возможно только, если он является часто повторяющимся, типичным и характерным для современного мирового хозяйства явлением. Охарактеризовать экономическое явление можно, определив само понятие, рассмотрев его эволюцию, выявив характерные черты, особенности и формы реализации, изучив современные тенденции развития. Все это позволит нам определить международную миграцию капитала как форму международных экономических отношений.
Введение
Раздел 1. Миграция капитала как форма МЭО (международных экономических отношений)
1.1. Миграция капитала в мировом хозяйстве: сущность и причины
1.2. Экономические теории международной миграции капитала
Выводы к разделу 1.
Раздел 2. Развитие процесса международной миграции капитала и её основные закономерности в современных условиях
2.1. Эволюция развития процесса международной миграции капитала (в каких формах происходит эта миграция, из каких стран капитал мигрирует и в какие страны, каковы причины)
2.2. Современные (в ХХ-ХХI вв.) закономерности миграции капитала в мировом хозяйстве
Выводы к разделу 2.
Раздел 3. Место Украины (или вашей страны) в международной миграции капитала и его критический анализ в контексте современных закономерностей развития данного процесса
Выводы к разделу 3.
Общие выводы
Список использованной литературы
2.2. Современные (в ХХ-ХХI вв.) закономерности миграции капитала в мировом хозяйстве
В числе новых тенденций в процессе международной миграции капитала можно выделить следующие:
1. Экспорт частного
капитала растет более
2. Крупными
импортерами капитала стали
3. Четко
прослеживается тенденция
4. В
качестве экспортеров капитала
выступает ряд развивающихся
стран (Сингапур, Сянган (Гонконг), Республика
Корея, Саудовская Аравия, Бразилия
и ряд других стран). Нельзя
не заметить, что ведущие страны
ОПЕК в основном экспортируют
ссудный капитал (
5. Все
больше в процесс миграции
капитала вовлекаются бывшие
социалистические страны, особенно
Польша, Венгрия, Чехия, а также
КНР. Включились в этот
1. Единого таможенно-валютного контроля над репатриацией выручки от экспорта и импорта товаров и услуг;
2. Особого контроля над бартерными операциями;
3. Лицензирования вывоза капитала;
4. Инвентаризации российских инвестиций за рубежом, выяснения действительного числа предприятий и объемов капитальных вложений.
Значение
административных мер нельзя преувеличивать,
так как побудительным мотивом
деятельности предприятий за рубежом
является экономический интерес, и
именно он определяет направление и
характер движения капитала. Стратегической
мерой по сокращению "бегства
капитала" за рубеж должно стать
создание такого инвестиционного климата
в России, который стал бы привлекательным
как для внутренних российских капиталов,
так и для зарубежных инвестиций,
ищущих прибыльного применения.
Раздел 3. Место Украины (или вашей страны) в международной миграции капитала и его критический анализ в контексте современных закономерностей развития данного процесса
Сегодня в развитии Украины как независимого государства одним из приоритетных направлений является вхождение в мировое сообщество и если наше государство претендует на роль активного участника мировых процессов, оно обязано найти свое место в новой системе международных отношений, стать в полной мере современным.
В последнее время наблюдается
увеличение числа научных
Актуальность данной темы обусловлена постепенным включением Украины в интеграционные процессы, участием в международных организациях, в мировой экономической и политической системах в целом. Строительство независимой Украины объективно требует её вхождение в мировое хозяйство на принципах равноправия и взаимной выгоды в сотрудничестве. Возможность экономического, социального и политического развития государства, как составляющей мирового хозяйства, зависит от того, насколько успешно будут проходить эти процессы.
Целью работы является характеристика социально-экономического и политического состояния Украины и проблем интеграции в мировое сообщество.
Соответственно данной цели в работе поставлены следующие задачи: обосновать целесообразность интеграции Украины в международное сообщество, определить проблемы, мешающие интеграции и определить пути повышения международного престижа и интеграционной деятельности Украины в международное сообщество.
В конце ХХ века Украина лишь начала делать первые шаги к активному участию в современных мировых процессах. Несмотря на то, что она находится в центре Европы, рядом с прогрессирующими государствами, активно преобразующими свои экономики, Украина заметно отстала и не успевает за процессами, которые происходят в соседних государствах. Если принять во внимание, ресурсы, которыми владеет Украина, её географическое положение, научный потенциал, а также стремительно меняющиеся тенденции мирового развития, то Украина просто обязана найти свой путь. Ведь деградация на фоне преуспевания практически всех соседей не может продолжаться долго. Мир динамичен, и тот, кто отстает, гибнет.
Вхождение
Украины в состав глобальных мировых
хозяйственных связей необходимо для
того, чтобы получить дополнительные
импульсы экономического роста, увеличить
эффективность и
Выстраивая
отношения с внешним миром, Украина
руководствуется соображениями
политической и экономической
Под интеграцией Украины в мировое сообщество в первую очередь понимается вхождение в ЕС. Анализируя состояние интеграции в европейское сообщество, следует отметить участие Украины в международных организациях и проектах. Украина - одна из стран - основателей ООН. В 1992 г. Украина стала субъектом международных экономических отношений. Она вступила в ряд международных экономических организаций: МВФ, МБРР, ЕБРР, Международную финансовую корпорация, Совет Европы, ВТО.
Вступление в ВТО привело к тому, что в Украину стали поступать товары зарубежных производителей. Это, в конечном итоге, не только не принесло ощутимых положительных моментов для нашей страны, но и усугубила ситуацию ещё больше. Многие отечественные заводы не смогли конкурировать с дешевыми и качественными зарубежными товарами. Поэтому инвесторы не готовы рисковать и вкладывать капитал в условиях не стабильной политической и экономической обстановки.
В 2009 году, когда финансовый кризис «нанес удар» всему миру, Украина сместилась на порядок ниже в своем развитии, нежели она находилась до этого. И теперь предприятия должны разрабатывать новые стратегии выживания и развития для обеспечения своего устойчивого положения, используя положительный опыт других стран.
В 2011 г американский журнал International Living в своем ежегодном рейтинге Quality of Life Index, определяющем страны, наиболее благоприятные для проживания, понизил Украину по сравнению с 2010 годом на пять пунктов, поставив её на 73 место – между Намибией и Ботсваной. В рейтинге Legatum Prosperity Index британской исследовательской организации Legatum Institute, оценивающем богатство и благополучие стран, за тот же период Украина опустилась на 69 место [2, с.36]. Среди постсоветских стран хуже ситуация лишь в Узбекистане и Молдове. Средняя зарплата в государстве составляет 263 дол. Проанализировав уровень процентных ставок, инфляцию, темпы роста ВВП и его долю на душу населения, авторы Quality of Life Index пришли к выводу, что Украина по этим критериям находиться в тройке худших стран мира: позади только Зимбабве и Сомали.
Однако на фоне своих ближайших соседей по постсоветскому пространству – России и Беларуси, Украина занимает более высокий рейтинг, опережая их уровнем развития гражданских свобод. Зато по другим значимым категориям – развитию инфраструктуры, состоянию окружающей среды и экономическому развитию – Украина от них отстает. Ведение бизнеса только усложнилось, порог вхождения на любые рынки вырос, в Украине самая сложная в Европе система налогообложения. Администратор программы развития ООН, Хелен Кларк, считает, что благополучие граждан страны зависит от индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), учитывающий продолжительность жизни, состояние медицины и образования. Согласно их выводам, за последние пять лет ИРЧП хотя и незначительно, но вырос- с 0,69 до 0,71, и Украина перешла из середнячков в группу стран с высоким индексом. Согласно новому индексу развития человеческого потенциала Украина занимает 69 место. Данный уровень удалось набрать за счет образованности населения.
В Украине цены на продукты питания сравнялись с ценами ведущих стран мира, таких как Великобритания, Германия и США. По данным Госкомстата Украины цены на продукты питания достигли у нас 50% доходов средней семьи. В странах с развитой экономикой затраты на еду в структуре зарплаты микроскопические: в Италии- 14,7; во Франции -13,6; в Нидерландах-11,7; в Германии-11,2; а Канаде-10,5, ; В США- 10,1; в Великобритании- 9. Причина столь завышенной цены на продукты питания вызваны тремя перекосами: тотальной коррупцией, монополизацией рынков, отсталостью финансового и сельскохозяйственного секторов Украины.
Согласно заключению международной организации по вопросам миграции, Украина занимает одно из первых мест среди государств Юго-Восточной Европы по количеству жертв торговли людьми.
В
рейтинге стран мира по показателям
создания ими благоприятных условий
ведения бизнеса Украина
Заметным проявлением глобализации в Украине стали миграционные оттоки населения на международные рынки труда, главным образом в качестве дешевой рабочей силы. Одновременно с этим эмиграция из страны квалифицированных специалистов существенно снижает ее трудовой потенциал. Крайне острой является проблема интеллектуальной миграции, где Украина уже достигла порога «критической массы», превышение которого ведет к необратимым последствиям.
Что
касается вхождения Украины в
мировое информационное общество, то
необходимой материальной предпосылкой
служит достаточный уровень
Анализ параметров экономического и социального развития Украины со странами ЕС свидетельствует о большом различии между нами. По нынешним показателям Украина не отвечает критериям ЕС.
Европейский
выбор Украины не подразумевает
её однозначного тяготения к Европе,
а предполагает создание системы
взаимоотношений Украины в
Приоритетным для Украины является взаимодействие и сотрудничество со странами СНГ и Россией. Актуальным для нас также является развитие внешнеэкономической деятельности с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Однако наша интеграция в систему экономических отношений с государствами АТР требует решения многих экономических и политических проблем, затраты времени на адаптацию украинского законодательства к требованиям и специфике региона.
Стоит напомнить, что G20 — это 19 крупнейших национальных экономик и Европейский Союз (ЕС). Украина в данный момент является частью Европы, только географически. По всем остальным параметрам мы — страна третьего мира, с высоким уровнем образованности, с имеющимся промышленным потенциалом.
Информация о работе Закономерности миграции капиталав мировом хозяйстве