Закономерности миграции капиталав мировом хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является изучение процессов международной миграции капитала на всех его стадиях.
Международная миграция капитала означает движение финансовых потоков между кредиторами и заемщиками в различных странах.
В настоящее время масштабы и значимость международного перемещения капиталов достигают такого уровня, что данный процесс можно рассматривать как особую форму международных экономических отношений.
Изучение какого-либо процесса, в данном случае – международной миграции капитала, как экономического явления – возможно только, если он является часто повторяющимся, типичным и характерным для современного мирового хозяйства явлением. Охарактеризовать экономическое явление можно, определив само понятие, рассмотрев его эволюцию, выявив характерные черты, особенности и формы реализации, изучив современные тенденции развития. Все это позволит нам определить международную миграцию капитала как форму международных экономических отношений.

Содержание

Введение
Раздел 1. Миграция капитала как форма МЭО (международных экономических отношений)
1.1. Миграция капитала в мировом хозяйстве: сущность и причины
1.2. Экономические теории международной миграции капитала
Выводы к разделу 1.
Раздел 2. Развитие процесса международной миграции капитала и её основные закономерности в современных условиях
2.1. Эволюция развития процесса международной миграции капитала (в каких формах происходит эта миграция, из каких стран капитал мигрирует и в какие страны, каковы причины)
2.2. Современные (в ХХ-ХХI вв.) закономерности миграции капитала в мировом хозяйстве
Выводы к разделу 2.
Раздел 3. Место Украины (или вашей страны) в международной миграции капитала и его критический анализ в контексте современных закономерностей развития данного процесса
Выводы к разделу 3.
Общие выводы
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 61.12 Кб (Скачать)

2.2. Современные  (в ХХ-ХХI вв.) закономерности миграции капитала в мировом хозяйстве

В числе новых  тенденций в процессе международной  миграции капитала можно выделить следующие:

1. Экспорт частного  капитала растет более быстрыми  темпами по сравнению с ростом  вывоза государственного капитала.

2. Крупными  импортерами капитала стали США.  Примерно 5 млн. американцев работают  сейчас на предприятиях, принадлежащих  иностранным инвесторам.

3. Четко  прослеживается тенденция перекрестной  миграции капитала в рамках  промышленно развитых стран.На долю промышленно развитых стран в целом приходится более 70% всех иностранных инвестиций. Такое положение объясняется тем, что прогрессирующими отраслями являются автомобилестроение, электронная и электротехническая промышленность, телекоммуникации и связь, информационные технологии, для развития которых требуется квалифицированная рабочая сила и высокая платежеспособность населения.

4. В  качестве экспортеров капитала  выступает ряд развивающихся  стран (Сингапур, Сянган (Гонконг), Республика  Корея, Саудовская Аравия, Бразилия  и ряд других стран). Нельзя  не заметить, что ведущие страны  ОПЕК в основном экспортируют  ссудный капитал (преимущественно  в США). Причем объемы экспорта  ссудного капитала из этих  стран зависят от мировых цен  на нефть и нефтепродукты. 

5. Все  больше в процесс миграции  капитала вовлекаются бывшие  социалистические страны, особенно  Польша, Венгрия, Чехия, а также  КНР. Включились в этот процесс  Россия и другие страны СНГ. Активное участие стран с переходной экономикой в международном инвестиционном процессе должно способствовать повышению эффективности функционирования их экономик. Не стоит в стороне от процессов международной миграции капиталов и Россия. Странно, но Россия, прибегая к зарубежным займам, является одним из крупнейших в мире экспортеров капитала. По данным "Круглого стола бизнеса России" в середине 90-х годов общий объем находящихся за рубежом ресурсов, включая вывезенные и инвестированные капиталы, иностранные долги составляют огромную сумму - от 500 до 600 млрд. долл. При этом экспорт капитала, начавшийся с конца 80-х годов, продолжается. За рубежом действуют тысячи фирм с российским капиталом. Часть из них была основана там еще в советское время, но большая часть - в последние годы. По некоторым оценкам объемы инвестиций этих российских предприятий за рубежом составляют 9-10 млрд. долл. Для сравнения, например, аналогичные капиталовложения США приближаются к 1 трлн. долл., а у Японии и Великобритании они составляют несколько сотен миллиардов долларов. Большинство Российских зарубежных предпринимательских инвестиций находятся на Западе, в том числе в оффшорных центрах и налоговых гаванях. Там же преимущественно находятся и зарубежные капиталовложения российских физических и юридических лиц в ссудной форме (т. е. банковские депозиты, средства на счетах других финансовых институтов и т. п.). Часть из них размещена на короткий срок для осуществления текущих внешнеэкономических операций. Их величина оценивается в 25-35 млрд. долларов. Вывоз капитала из России осуществляется двумя путями: законным путем и незаконными способами, принявшими форму "бегства капитала". Законный путь вывоза капитала основан на постановлении Совета министров СССР от 18 мая 1989 г. № 412 "О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом". В связи с этим к законному вывозу капитала относятся все государственные и негосударственные предприятия, созданные в соответствии с этим постановлением и внесенные в Государственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием. Основная масса частного капитала из России вывозится в рамках так называемого "бегства капитала". Оно началось в 1989 г., когда правительство СССР приняло решение о предоставлении предприятиям, объединениям и организациям права прямого выхода на внешние рынки. Процесс оттока капитала из России активизировался с 1990 г. Для того, чтобы представить, какие потери в результате этого процесса несет Россия, можно привести такие цифры: ежегодная утечка капитала оценивается в 12-24 млрд. долл. (по некоторым оценкам до 50 млрд. долл.). Для сравнения: весь экспорт нефтепродуктов за 2009 г. составил 29,3 млрд. долл. В настоящее время утечка капитала стала принимать изощренные формы, не всегда поддающиеся контролю законодательства. Этот процесс, в частности, включает в себя: Не переведенную в Россию экспортную выручку. Только в 1999 г. ее объем составил около 4,6 млрд. долл. В 2009 г. Эта цифра составила 2 млрд. долл. Наибольшие недодачи в федеральный бюджет отмечены по таким видам товаров, как нефть, нефтепродукты и цветные металлы. Занижение экспортных и завышение импортных цен, особенно активно используемых в бартерных сделках; Осуществление авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товара и зачисления валюты на зарубежные счета российских резидентов. Утечку валюты на импортных операциях эксперты оценивают в 3-4 млрд. долл. в год. В результате недобросовестных бартерных операций из России ежегодно "утекает" около 1 млрд. долл. Контрабандный вывоз СКВ и другие ухищрения. В понятие "утечка капиталов" некоторыми экономистами предлагается включать также упущенную выгоду для российской экономики в рамках внешнеторговых операций, а также иностранную валюту во внутреннем обороте российской экономики. Бегство капитала характерно для стран с галопирующей инфляцией, высокими налогами и политической нестабильностью. Все это характерно для России. К этим причинам можно добавить факторы недоверия государству, отсутствие льгот и стимулов для хранения и инвестирования капиталов внутри страны. "Убегая" из России, частный капитал вывозится за рубеж не столько по классическим причинам, сколько из-за стремления его владельцев поместить его в более стабильной экономике. Одновременно, вспоминая о криминале в 90-е годы, следует отметить, что немалую часть составляют средства, нажитые незаконным путем, вывоз которых за рубеж является одним из способов их "отмывания". Этот процесс характерен не только для России, но и для многих стран, где имеются значительные криминальные структуры. Правительство России пытается ограничить, взять под контроль процесс утечки капитала за рубеж, превратить его в канализируемый, контролируемый вывоз капитала. Контроль над движением валютных средств - это, в первую очередь, контроль над банковскими учреждениями, осуществляющими операции по их переводу. Такое движение за пределы России может осуществляться в двух формах: наличной и безналичной. Первая форма - это компетенция таможенных органов, вторая - преимущественно Центробанка России. Важно также, чтобы средства российских предприятий и организаций находились на счетах именно российских банков. Если они уйдут на счета зарубежных банков (а именно это сейчас и происходит), то окажутся вне досягаемости российских контролирующих органов. Нужно иметь в виду, что любая система контроля и регулирования должна быть комплексной и внедряться целиком, чтобы не образовать новых дыр для утечки капитала. В рамках создания комплексной системы по предотвращению или значительному сокращению "бегства капитала" предлагаются следующие меры. Прежде всего, усиление государственного регулирования российских зарубежных инвестиций, направление их в наиболее прибыльные, благоприятные в инвестиционном отношении страны, зоны, регионы. Например, в страны СНГ, свободные экономические зоны, Азиатско-Тихоокеанский регион. Целесообразность инвестиций российских фирм за рубежом должна определяться общегосударственными интересами. Приоритет должен отдаваться развитию внутреннего российского производства. Ограничение процесса "бегства капитала" может осуществляться путем применения следующих конкретных мер:

1.  Единого таможенно-валютного контроля над репатриацией выручки от экспорта и импорта товаров и услуг;

2.  Особого контроля над бартерными операциями;

3.  Лицензирования вывоза капитала;

4.  Инвентаризации российских инвестиций за рубежом, выяснения действительного числа предприятий и объемов капитальных вложений.

Значение  административных мер нельзя преувеличивать, так как побудительным мотивом  деятельности предприятий за рубежом  является экономический интерес, и  именно он определяет направление и  характер движения капитала. Стратегической мерой по сокращению "бегства  капитала" за рубеж должно стать  создание такого инвестиционного климата  в России, который стал бы привлекательным  как для внутренних российских капиталов, так и для зарубежных инвестиций, ищущих прибыльного применения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Раздел 3. Место Украины (или вашей страны) в международной миграции капитала и его критический анализ в контексте современных закономерностей развития данного процесса

    Сегодня  в развитии  Украины  как независимого государства одним из приоритетных направлений является вхождение в мировое сообщество и если наше государство претендует на роль активного участника мировых процессов, оно обязано найти свое место в новой системе международных отношений, стать в полной мере современным.    

      В последнее время наблюдается  увеличение числа научных разработок, посвященных вопросам интеграции  Украины в мировое хозяйство.  Проблемы путей интеграции в международную экономику и политику освещены в научных работах С. Шаталина, Л. Абалкина, П. Самуэльсона, Е. Авдокушина,  О. Прексина,  Ю. Пахомова,  В. И. Пантина, Г.И. Ванштейна.

    Актуальность  данной темы обусловлена постепенным  включением Украины в интеграционные процессы, участием в международных  организациях, в мировой экономической  и политической  системах в целом. Строительство независимой Украины объективно требует её вхождение в мировое хозяйство на принципах равноправия и взаимной выгоды в сотрудничестве. Возможность экономического, социального и политического развития государства, как составляющей мирового хозяйства, зависит от того, насколько успешно будут проходить эти процессы.

    Целью работы является  характеристика социально-экономического и политического состояния Украины и проблем  интеграции в мировое сообщество.

    Соответственно  данной цели в работе поставлены следующие  задачи: обосновать целесообразность интеграции Украины в международное  сообщество, определить  проблемы,  мешающие интеграции и определить пути повышения международного престижа и интеграционной деятельности Украины в международное сообщество.

    В конце ХХ века Украина лишь начала делать первые шаги к активному участию  в современных мировых  процессах. Несмотря на то, что она находится в центре Европы, рядом с прогрессирующими государствами, активно преобразующими свои экономики, Украина заметно отстала и не успевает за процессами, которые происходят в соседних государствах. Если принять во внимание, ресурсы, которыми владеет Украина, её географическое положение, научный потенциал, а также стремительно меняющиеся тенденции мирового развития, то Украина  просто обязана найти  свой путь. Ведь деградация на фоне преуспевания практически всех соседей не может продолжаться долго.  Мир динамичен, и тот, кто отстает, гибнет.

    Вхождение Украины в состав глобальных мировых  хозяйственных связей необходимо для  того, чтобы получить дополнительные импульсы экономического роста, увеличить  эффективность и конкурентоспособность  национальной экономики, а также  повысить уровень жизни граждан.

    Выстраивая  отношения с внешним миром, Украина  руководствуется соображениями  политической и экономической целесообразности. Страна идентифицирует себя как государство  европейского типа, что обусловливается  ее историческим прошлым, географическим положением и экономическими связями  со странами Европы. Находясь на пересечении  линий интересов мировых центров  силы — России, ЕС, США, Азии, Украина  не может оставаться в стороне  от происходящих изменений.

    Под интеграцией  Украины в мировое сообщество  в первую очередь понимается вхождение в ЕС. Анализируя состояние интеграции в европейское сообщество, следует отметить участие Украины в международных организациях и проектах. Украина - одна из стран - основателей ООН. В 1992 г. Украина стала субъектом международных экономических отношений. Она вступила в ряд международных экономических организаций: МВФ, МБРР, ЕБРР, Международную финансовую корпорация, Совет Европы, ВТО.

    Вступление  в ВТО привело к тому, что  в Украину стали поступать  товары зарубежных производителей. Это, в конечном итоге, не только не принесло ощутимых положительных моментов для  нашей страны, но и усугубила ситуацию ещё больше. Многие отечественные  заводы не смогли конкурировать с  дешевыми и качественными зарубежными  товарами. Поэтому инвесторы не готовы рисковать и вкладывать капитал  в условиях не стабильной политической и экономической обстановки.

    В 2009 году, когда финансовый кризис «нанес удар» всему миру, Украина сместилась на порядок ниже в своем развитии, нежели она находилась до этого. И  теперь предприятия должны разрабатывать  новые стратегии выживания и  развития для обеспечения своего устойчивого положения, используя  положительный опыт других стран.

    В 2011 г американский журнал International Living в своем ежегодном рейтинге Quality of Life Index, определяющем страны, наиболее благоприятные для проживания, понизил Украину по сравнению с 2010 годом на пять пунктов, поставив её на 73 место – между Намибией и Ботсваной. В рейтинге Legatum Prosperity Index британской исследовательской организации  Legatum Institute, оценивающем богатство и благополучие стран, за тот же период Украина опустилась на 69 место [2, с.36]. Среди постсоветских стран хуже ситуация лишь в Узбекистане и Молдове. Средняя зарплата в государстве составляет 263 дол. Проанализировав уровень процентных ставок,  инфляцию, темпы роста ВВП и его долю на душу населения, авторы Quality of Life Index  пришли к выводу, что Украина по этим критериям находиться в тройке худших стран мира: позади только Зимбабве и Сомали.  

    Однако  на фоне своих ближайших соседей  по постсоветскому пространству –  России и Беларуси, Украина занимает более высокий рейтинг, опережая их уровнем развития гражданских  свобод. Зато по другим значимым категориям – развитию инфраструктуры, состоянию  окружающей среды и экономическому развитию – Украина от них отстает. Ведение бизнеса только усложнилось, порог вхождения на любые рынки  вырос, в Украине самая сложная в Европе система налогообложения. Администратор программы развития ООН, Хелен Кларк, считает, что благополучие граждан страны зависит от индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), учитывающий продолжительность жизни, состояние медицины и образования. Согласно их выводам, за последние пять лет ИРЧП хотя и незначительно, но вырос- с 0,69 до 0,71, и Украина  перешла из середнячков в группу стран с высоким индексом.  Согласно новому индексу развития человеческого потенциала Украина занимает  69 место. Данный уровень удалось набрать за счет образованности населения. 

    В Украине цены на продукты питания  сравнялись с ценами ведущих стран  мира, таких как Великобритания, Германия и США.  По данным   Госкомстата Украины цены на продукты питания  достигли у нас 50% доходов средней семьи. В странах с развитой экономикой затраты на еду в структуре зарплаты микроскопические: в Италии- 14,7; во Франции -13,6; в Нидерландах-11,7; в Германии-11,2; а Канаде-10,5, ; В США- 10,1; в Великобритании- 9. Причина столь завышенной цены на продукты питания вызваны тремя перекосами: тотальной коррупцией, монополизацией рынков, отсталостью финансового и сельскохозяйственного секторов Украины.

    Согласно  заключению международной организации  по вопросам миграции, Украина занимает одно из первых мест среди государств Юго-Восточной Европы по количеству жертв торговли людьми.

    В рейтинге стран мира по показателям  создания ими благоприятных условий  ведения бизнеса Украина занимает 145 место из 183, из бывших советских  республик после нас лишь Узбекистан.

    Заметным  проявлением глобализации в Украине  стали миграционные оттоки населения  на международные рынки труда, главным  образом в качестве дешевой рабочей  силы.  Одновременно с этим эмиграция из страны квалифицированных специалистов существенно снижает ее трудовой потенциал. Крайне острой является проблема интеллектуальной миграции, где Украина уже достигла порога «критической массы», превышение которого ведет к необратимым последствиям.

    Что касается вхождения Украины в  мировое информационное общество, то необходимой материальной предпосылкой служит достаточный уровень компьютеризации  населения, предполагающий не только соответственные  количественные  показатели распространенности компьютеров, но  и определенный уровень культуры использования этих средств получения и передачи информации.

    Анализ  параметров экономического и социального  развития Украины со странами ЕС свидетельствует  о большом различии между нами. По нынешним показателям Украина  не отвечает критериям ЕС.

    Европейский выбор Украины не подразумевает  её однозначного тяготения к Европе, а предполагает создание системы  взаимоотношений Украины в пространстве Россия - Европа - Северная Америка - СНГ. Именно эта система в глобальном контексте и предопределяет набор  стратегий и перспектив путей  развития Украины в ХХI веке.

    Приоритетным  для Украины является взаимодействие и сотрудничество  со странами СНГ и Россией. Актуальным  для нас также  является развитие внешнеэкономической деятельности с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Однако наша интеграция в систему экономических отношений с государствами АТР требует решения многих экономических и политических проблем, затраты времени на адаптацию украинского законодательства к требованиям и специфике региона.

    Стоит напомнить, что G20 — это 19 крупнейших национальных экономик и Европейский  Союз (ЕС). Украина в данный момент является частью Европы, только географически. По всем остальным параметрам мы —  страна третьего мира, с высоким  уровнем образованности, с имеющимся  промышленным потенциалом.

Информация о работе Закономерности миграции капиталав мировом хозяйстве