Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:39, курсовая работа
С 1 января 2008 года вступила в силу четвертая глава Гражданского кодекса Российской Федерации. Она посвящена правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
В современном мире, мире информации и новых технологий, в мире в котором общество и техника развиваются стремительнейшим образом, защита интеллектуальной собственности является очень важной проблемой. Ведь каждый ученый, поэт, писатель, программист, музыкант стремиться защитить созданный им «продукт» от посягательств на него и присвоения его трудов. Поэтому разработка методов защиты интеллектуальной собственности от хищения и несанкционированного использования является чрезвычайно важным процессом современном мире и в особенности в России.
Из-за недостаточного внимания и опыта решения проблем, связанных с использованием интеллектуальной собственности, российское государство несет значительные убытки.
Введение 2
1. История развития права на интеллектуальную собственность. 3
2. Интеллектуальная собственность как социально-экономическая категория 8
3. Понятие “интеллектуальной собственности”. 10
4. Структура и характеристика интеллектуальной собственности 12
4.1 Промышленная собственность 12
4.2 Новые объекты интеллектуальной собственности 15
4.3 Объекты авторского права 15
5. Нормативно-правовые акты Российской Федерации 17
6. Авторские права 17
7. Смежные права 19
8. Патентное право 20
9. Способы и механизмы защиты интеллектуальной собственности 21
9.1 Права на авторский знак 21
9.2 Права на промышленную собственность 22
10 Выводы и предложения 24
Список использованной литературы: 27
5) иные объекты интеллектуальной собственности – селекционные достижения и топологии интегральных микросхем.
Кроме того, к объектам интеллектуальной собственности указанная статья относит секреты производства (ноу-хау).
Термин “интеллектуальная собственность” представляет собой специфическое наименование нематериальных объектов авторского и патентного права, которые иногда еще называют «промышленная собственность» или «литературная собственность». Однако произведение (изобретение, товарный знак, фирменное наименование и т. д.), охраняемое авторским и патентным правом, имеет такие особенности духовного порядка, которые не позволяют отождествить его с вещью. Материальное воплощение идей и образов представляет собой «вещь» настолько условную, что по отношению к праву на объект любого творческого произведения правильнее применять термин “интеллектуальные права”.
Принимая
во внимание, что предметом гражданско-
Интеллектуальные права включают:
1) исключительные
права, являющиеся
2) личные неимущественные права;
3) иные права (право следования, право доступа и др.).
Рис.1. Классификация объектов интеллектуальной собственности.
К объектам промышленной собственности традиционно относят
В
соответствии со статьей 1347 ГК “Автором
изобретения, полезной
модели или промышленного
образца признается
гражданин, творческим
трудом которого создан
соответствующий результат
интеллектуальной деятельности.
Лицо, указанное в качестве
автора в заявке на выдачу
патента на изобретение,
полезную модель или
промышленный образец,
считается автором изобретения,
полезной модели или
промышленного образца,
если не доказано иное”.
Изобретения
Изобретения
защищаются патентами, выдаваемыми
от имени государства Патентным
ведомством. Эффективность защиты патентом
на изобретение целиком зависит
от формулы изобретения, поскольку
именно в ее независимые пункты определяют
весь объем юридической защиты. Патент
на изобретение действует в
Заявка на изобретение должна содержать:
1) заявление
о выдаче патента с указанием
автора изобретения и лица, на
имя которого испрашивается
2) описание изобретения, раскрывающее его с полнотой, достаточной для осуществления;
3) формулу
изобретения, выражающую его
4) чертежи
и иные материалы, если они
необходимы для понимания
5) реферат.
Полезные модели
Полезные модели по своей сути сходны с изобретениями, однако "проигрывают" им по признаку изобретательского уровня. Кроме того, в отличие от изобретения, полезной моделью может быть только техническое устройство, но не технология или промышленный способ.
Преимущество патента на полезную модель - это максимально упрощенная процедура выдачи патента: патент на полезную модель выдается лишь при выполнении формальных требований, касающихся представления документации в Патентное ведомство.
Никакой экспертизы на патентоспособность не проводится. Но риск аннулирования патента на полезную модель несколько выше, чем в случае с патентом на изобретение, поскольку если было заявлено устройство, не обладающее мировой новизной, любое лицо вправе аннулировать патент на полезную модель по этому критерию.
Патент
на полезную модель действует в течение
5 лет с возможным продлением не
более чем на 3 года.
Промышленные образцы
Промышленный образец - это дизайнерское решение изделия, получаемого промышленным способом. Именно оригинальный внешний вид продукции или упаковки привлекает покупателей, позволяет им отдать предпочтение товарам того или иного производителя.
Назначение патента на промышленный образец - обеспечить защиту прав законных владельцев подобных художественно-конструкторских решений от несанкционированного использования или копирования другими лицами.
Патент на промышленный образец, изданный от имени государства, гарантирует более весомую правовую защиту, нежели авторское право, охраняющее произведения дизайна без какого-либо государственного удостоверения.
Основные требования к промышленному образцу - это мировая новизна и оригинальность.
Патент
на промышленный образец действует до
истечения 10-и лет с даты подачи заявки
в Федеральную службу по интеллектуальной
собственности, патентам и товарным знакам
(Роспатент). Срок действия патента может
быть продлен Роспатентом по ходатайству
патентообладателя, но не более чем на
пять лет.
Товарные знаки
Одним из инструментов формирования стабильного спроса на продукцию конкретного производителя является товарный знак. По-другому его еще называют торговой маркой, знаком обслуживания или брендом. Товарный знак выступает гарантом качества, служит активным средством привлечения внимания, позволяет потребителям сделать осознанный выбор при покупке.
Товарный знак можно разработать самостоятельно и зарегистрировать в установленном порядке во избежание подделок и недобросовестного использования конкурентами. Затем он применяется для собственных нужд и "раскручивается" путем активной рекламы.
После
того как товарный знак
Можно выделить следующие функции товарных знаков:
Товарные знаки следует отличать от фирменных наименований, которые призваны различать производителей (а не производимые товары и услуги). Значительное число товарных знаков воспроизводит часть фирменного наименования его владельца. Кроме того, возможны ситуации, когда фирменные наименования будут совпадать с товарными знаками (например, когда в качестве товарного знака зарегистрировано наименование юридического лица). Однако и в последнем случае обычно не воспроизводится полное фирменное наименование.
Новые объекты интеллектуальной собственности сейчас представляют собой
Статья 1465 ГК гласит: “Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны”.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", коммерческая тайна – это "конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду".
Оно позволяет не только хранить секреты производителей, но и преследовать тех, кто на них посягает. Согласно российскому законодательству к коммерческой тайне относятся информация, которая:
Согласно ст. 1259 Гражданского Кодекса — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.
Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в объективной форме, также является объектом авторского права.
Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:
Объекты авторского права
Информация о работе Законодательство в сфере интеллектуальной собственности в России