Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 10:09, реферат
Цель экономического анализа – выявление и реализация резервов повышения эффективности деятельности предприятий, увеличения производства продукции (работ, услуг) при минимальных затратах труда и средств, обеспечение рентабельной работы предприятия.
Основной целью экономического анализа является подготовка информации для принятия оптимальных управленческих решений и для обоснования текущих и перспективных планов, направленных на достижение краткосрочных и стратегических целей предприятия.
Цель экономического анализа – выявление и реализация резервов повышения эффективности деятельности предприятий, увеличения производства продукции (работ, услуг) при минимальных затратах труда и средств, обеспечение рентабельной работы предприятия.
Основной
целью экономического
анализа является подготовка информации
для принятия оптимальных управленческих
решений и для обоснования текущих и перспективных
планов, направленных на достижение краткосрочных
и стратегических целей предприятия.
Реализация данной цели экономического
анализа предполагает оценку сложившейся
ситуации, диагностику и прогнозирование
ее развития и поиск путей достижения
желаемых результатов наиболее эффективными
способами. В соответствии
с этим выделяют три
функции анализа: оценочную, диагностическую
и поисковую.Оценочная функция экономического
анализа состоит в определении соответствия
состояния экономики предприятия ее целевым
параметрам и потенциальным возможностям,
диагностическая – в исследовании причин
отклонений от целевых параметров и прогнозировании
дальнейшего развития ситуации, а поисковая
– в выявлении потенциальных возможностей
достижения поставленных целей.
Субъектами анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и пр.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам — целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам — выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д. Вторая группа пользователей финансовой информации - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы пользователей. Это - аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы. В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность: Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансового анализа.
Взаимосвязь финансового и управленческого анализа
В сложившихся современных условиях экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия подразделяют на: финансовый (внешний) управленческий (внутренний). К финансовому анализу по традиции относят анализ, основывающийся на данных публичной бухгалтерской отчетности, этот вид анализа считают внешним по отношению к предприятию. К управленческому анализу по традиции относят внутрихозяйственный финансовый и внутрихозяйственный производственный анализ, которые основываются на данных управленческого учета. Этот вид анализа считают внутренним анализом, выполняемым на предприятии. Финансовый анализ является частью общего, полного анализа Хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно (несвязанных разделов: финансовый анализ и управленческий анализ). Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Финансовый анализ, основывающийся на данных только публичной бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами предприятия заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. При анализе только публичных отчетных данных используется весьма ограниченная часть информации о деятельности предприятия, что не позволяет раскрыть все стороны деятельности фирмы. Особенностями внешнего финансового анализа являются:
• множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;
• разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
• наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
• ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;
• ограничение задач анализа как следствие предыдущего фактора;
• максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляют:
• анализ абсолютных показателей прибыли;
• анализ
относительных показателей
• анализ финансового состояния, финансовой устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;
• анализ
эффективности использования
• экономическая
диагностика финансового
При проведении внутрихозяйственного финансового анализа используются в качестве источника информации, кроме финансовой отчетности, также и другие данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативная и плановая информация. Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа, может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ состояния запасов, анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности. В системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, иными словами, имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности. Вопросы финансового и управленческого анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией, в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок. Особенностями управленческого анализа являются:
• ориентация результатов анализа на цели и интересы руководства предприятия;
• использование всех источников информации для анализа;
• отсутствие регламентации анализа со стороны государственных органов;
• комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;
• интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;
• максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.
Ключевым вопросом для понимания сущности и результативности финансового анализа является концепция хозяйственной деятельности (бизнеса) как потока решений об использовании ресурсов (капиталов) с целью получения прибыли. Получение прибыли является конечной целью хозяйственной деятельности предприятия, потому что она есть необходимое условие для сохранения экономической жизнеспособности предприятия, сохранения возможности дальнейших вложений капитала и развития.
Независимо от того, в какой сфере деятельности осуществляется бизнес (торговля, сервис, производство), конечная цель не меняется. Все многообразие решений для достижения этой цели может быть сведено к трем основным направлениям:
• решения по вложению капиталов (ресурсов);
• операции, проводимые с помощью этих ресурсов;
• определение финансовой структуры бизнеса. Своевременное и качественное обоснование этих направлений финансовых решений является по существу содержанием финансового анализа, рассматриваемого как единое целое, независимо от того, внешний он или внутренний.
Экономический анализ – это прежде всего факторный анализ. Под факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.
Метод – это способ подхода к изучению реальной действительности, способ исследования природы и общества. Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.
На каждом этапе
применяются определенные аналитические
приемы и способы. Так, при первичной
обработке информации используются
методы группировки показателей, сравнение,
графическое представление
Научный подход позволяет выделить 3 группы методов:
1. Общеэкономические (сравнение, графический, балансовой увязки, цепных подстановок, арифметических разниц, логарифмический);
2. Статистические (средних и относительных величин, обработки рядов динамики, индексный, корреляционный, дисперсионный анализ);
3. Математические (матричные, теория межотраслевого баланса, теория производственных функций, линейное и нелинейное программирование, теория графов, игр).
По характеру взаимосвязи различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа.
Сущность, задачи финансового анализа
В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния компании на основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа – внутренний и внешний. Внутренний финансовый анализ проводится работниками самой организации. Информационная база такого анализа гораздо шире и включает любую информацию, циркулирующую внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений. Соответственно расширяются и возможности анализа. Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия. Внешний анализ менее детализирован и более формализован. Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью: оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия; оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения; выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации; спрогнозировать положение организации на рынке капиталов. В основе финансового анализа лежит анализ финансовой отчетности. Главная цель финансового анализа это своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Финансовый анализ включает вопросы анализа финансового положения, прибыли, реализации продукции и ее себестоимости.
Основными функциями финансового анализа являются:
Финансовый анализ представляет собой систему способов исследования хозяйственных процессов о финансовом положении предприятия и финансовых результатах его деятельности, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов, по данным бухгалтерской отчетности и некоторых других видов информации (организационно-правовой, нормативно-справочной, статистической и др.).