Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:01, реферат
Рынок-это форма организации общественного производства, которая обеспечивает
взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен. Механизм
цен- ключевое звено рыночных отношений, т.к. именно он обеспечивает связь
между производителями и потребителями, продавцами и покупателями,
уравновешивая предложения товаров и услуг со спросом на них. Основных
субъектов рыночного хозяйства принято разделять на три группы: домашние
хозяйства, бизнес (предприниматели) и правит
¨ цены на применяемые ресурсы (под воздействием изменения
цен на ресурсы кривая предложения может смещаться как влево так и вправо.
Подорожание ресурсов приводит к смещению кривой предложения влево и сокращению
предложения. Снижение цен на ресурсы приводит к смещению кривой вправо и
повышает предложение.)
¨ капитал и технология производства (на величину затрат на
производство могут воздействовать и эффективность, результативность применения
ресурсов. Внедрение новой техники и технологии приводит к повышению
предложения.)
¨ государственная экономическая политика (продавая
продукцию, производитель за счет вырученных средств должен не только возместить
затраты, получить прибыль, но и выплатить налоги государству. Увеличение
налоговых ставок, при прочих равных условиях, отрицательно влияет на рыночное
предложение, а их снижение – положительно.)
¨ цены на другие товары (альтернативность использования
товаров играет важное значение при выборе сферы производства. При повышении
цены на один продукт, увеличится предложение этого продукта, но одновременно с
этим произойдет снижение предложения альтернативного продукта – его кривая
сместится влево.)
¨ ценовые ожидания продавцов (предполагаемое повышение цен
в будущем, может привести к снижению предложения сегодня, т.е. кривая сместится
влево. И наоборот, ожидаемое снижение цен вынуждает продавцов максимизировать
продажу товаров по сложившимся ценам, чтобы компенсировать будущие потери.
Кривая предложения сместится вправо).
¨ число продавцов на рынке (изменение числа продавцов
может вызываться как путем перемещения ресурсов из одной сферы в другую, так и
за счет внешнего фактора, увеличивающего общие размеры применяемых ресурсов.
Теснота связи
между предложениями и
воздействие, измеряется коэффициентом эластичности предложения. он
рассчитывается путем сопоставления удельного прироста предложения к удельному
приросту фактора, его вызывающего. При характеристике тесноты связи выделяют:
¨ абсолютно неэластичные предложения (когда предложение остается неизменным
несмотря на рост или снижение цены. Это происходит при полной занятости
какого-либо ресурса и отсутствии ресурсов-субститутов).
¨ слабо эластичное предложение (для него требуется значительное повышение
цены для незначительного роста предложения);
¨ сильно эластичное предложение (отражает активную реакцию продавцов на
доже незначительное изменение цены).
¨ абсолютно эластичные предложения (предложение увеличивается при
неизменных ценах).
Можно рассчитывать коэффициенты эластичности предложения по цене, по ценам на
ресурсы, по налогам и дотациям государства, по ценам на другие товары.
Механизмом, с помощью которого достигается взаимное согласие потребителя и
производителя, является рынок. Рынок- это способ взаимодействия экономических
субъектов, основанный на ценовой системе и конкуренции. Это особый механизм
координации экономических действий.
Покупатели готовы приобрести, а продавцы готовы продать самые различные товары.
Все зависит от их цены. Избыточное предложение порождает уменьшение цены
. При дефиците товара избыточный спрос ведет к росту цен за единицу товара.
Колебания цен в конечном счете приводят к установлению такой цены, при которой
спрос и предложение совпадают. Цену единицы продукции, при которой совпадают
спрос и предложение, принято называть ценой равновесия. Соответственно,
количество товара, уравновешивающее спрос и предложение, называют равновесным
количеством. Равновесная цена- это единственная цена из всех возможных, при
которой отсутствуют как избыточное предложение, так и избыточный спрос. Любая
другая цена нарушает соответствие, и поэтому кто-то из участников обмена будет
стремиться ее изменить, постепенно направляя к цене равновесия. Достижение
последней будет означать, что все, кто хотел бы и в состоянии приобрести
продукцию по такой цене, смогут удовлетворить свои потребности. Точно так же
все продавцы, кого удовлетворяет сложившаяся цена, продадут свои товары.
При построении графика точка пересечения кривой спроса и предложения является
ценой равновесия.
Учитывая характер кривых, такая точка может быть одна. Конкурентная борьба,
изменяя цены, будет способствовать достижению рыночного равновесия.
Равновесная цена определяется положением кривых спроса и предложения. Поэтому
все факторы, которые могут сместить кривые, изменяют и цену равновесия. При
любой цене, превышающей цену равновесия, величина предложения окажется больше
величины спроса. Избыток товара вызовет конкурентное снижение цены
продавцами, стремящихся избавиться от своего излишка. Любая цена ниже
равновесной цены, влечет за собой возникновение нехватки продукта, т.е. при
этом величина спроса превышает величину предложения.
При увеличении спроса и неизменности других условий, кривая спроса
переместится вправо и цена равновесия и равновесное количество товаров
возрастет (рис.а). При уменьшении спроса сдвигают кривую влево, цена равновесия
и равновесное количество уменьшается (рис.б).
При увеличении предложения кривая сместиться вправо, что приведет к
снижению цены равновесия, но при этом увеличивает равновесное количество
(рис.в). При уменьшении
предложения кривая
этом увеличится равновесная цена и уменьшится равновесный объем (рис.г).
При одновременном изменении спроса и предложения все будет зависеть от
эластичности реагирования на эти факторы потребителей и производителей. При
увеличении предложения и сокращении спроса (противоположное движение кривых)
снижение цены окажется большим, чем если бы оно явилось результатом каждого из
этих факторов, взятого в отдельности. Направление изменения количества продукта
зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса.
При одновременном сокращении предложения и увеличении спроса увеличение
равновесной цены окажется большим, чем если бы оно было вызвано любым из этих
факторов в отдельности. Воздействие на равновесное количество продукта в данном
случае разнонаправлено и в зависит от относительных параметров изменений
предложения и спроса. Если уменьшение предложения относительно больше, чем
увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно
было первоначально. но если сокращение предложения относительно меньше, чем
повышение спроса, равновесное количество продукта в результате этих изменений
возрастет.
Если предложение и спрос увеличиваются (кривые смещаются в одном
направлении), при этом увеличение предложения больше, чем увеличение спроса, то
равновесная цена снизится. Если произойдет противоположное, то равновесная цена
увеличится. Воздействие на равновесное количество продукта однозначно:
увеличение и предложения и спроса ведет к увеличению количества продукта. Это
означает, что равновесное количество продукта возрастет на большую величину,
чем величина изменения под влиянием каждого из факторов, взятых в отдельности.
Уменьшение предложения и спроса ведет к уменьшению количества продукта.
Если масштабы уменьшения предложения больше масштабов сокращения спроса,
равновесная цена возрастает. Когда ситуация противоположная, равновесная цена
снижается.
Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на
уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются, называется
уравновешивающей функцией цен.
Осуществляя координацию спроса и предложения, рыночный механизм обеспечивает
согласование интересов продавца и покупателя путем достижения равновесной
цены и равновесного количества. Равновесная цена может изменяться вследствие
изменения спроса и предложения, сдвигающего кривые на графике и перемещающие
точку их пересечения. Рынок обеспечивает доведение готового товара до
потребителя, снабжение производства ресурсами, установление соответствия
произведенного продукта и затрат на него общественным потребностям,
распределение ресурсов и конечных товаров.
Цена товара |
4 | 6 | 10 | 12 |
Количество предложенных товаров |
1 | 4 | 6 | 7 |
Использованная литература.
1. «Курс экономической теории» под. ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой
Киров 1994
2.
«Основы экономики» А.А. Задоя,
3. «Экономика: микро- и макроанализ» С.Н.Ивашковский М.1999
4. «Основы экономики» под. ред. И.Ф.Радионовой. К.1995
5.
«Экономикс» Кэмбелл Р.