Взаимодействие фискальной и монетарной политики в обеспечении макроэкономического равновесия в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе исследуется механизм взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетной налоговой политики государства в обеспечении макроэкономического равновесия, который содержит в себе следующие этапы:
1) виды и инструменты фискальной политики;
2) инструменты и типы монетарной политики;

Содержание

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ ВИДЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, КОНЦЕПЦИИ 6
1.1 ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 6
1.2 ВИДЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, КОНЦЕПЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 6
2. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ТИПЫ 11
2.1 ИНСТРУМЕНТЫ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ 11
2.2 ТИПЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 16
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФИСКАЛЬНОЙ И МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

Взаимодействие фискальной и монетарной политики в обеспечении макроэкономического равновесия в Республике Беларусь.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

    в)  правительству и центральному банку необходимо наладить обмен информацией о прогнозе расходов и доходов государственного бюджета и связанных с этим изменениях в объеме размещенных депозитов правительства в центральном банке, что позволит повысить эффективность применения инструментов монетарной политики.

   г) правительству  следует избегать прямого административного управления уровнем цен на товары и услуги в целях расширения влияния монетарных инструментов на уровень цен в экономике и, соответственно, уровень инфляции.

   д) правительству и центральному банку важно обратить внимание на становление финансового рынка и развитие его инструментов, что позволит центральному банку расширить набор инструментов для управления экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

        Исследование, проведенное в курсовой работе, позволило сделать следующие выводы:

1.) Фискальная (налогово-бюджетная) политика (англ. Fiscal policy) — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства.

Фискальная  политика, помимо монетарной политики, является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель — стабилизация уровня валового внутреннего продукта и, соответственно, совокупного спроса. Затем, необходимо государству поддерживать макроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен. Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение.

2.) Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования. Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Денежно-кредитное  регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Различают два  вида монетарной политики:

- стимулирующую

- сдерживающую.

Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой  активности в целях борьбы с безработицей. Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Стимулирующая монетарная политика заключается в  проведении центральным банком мер  по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:

- снижение нормы резервных требований

- снижение учетной ставки процента

- покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании  центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:

- повышение нормы резервных требований;

- повышение учетной ставки процента;

- продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

3. Для достижения эффективного регулирования экономики со стороны правительства и центрального банка органам государственной власти необходимо осуществление следующих мероприятий в целях реализации стабилизационной политики:

    а)  важно четко определить целевые показатели экономики, за которые отвечают правительство и центральный банк совместно, а также инструменты, с помощью которых они будут достигнуты.

     б) центральному банку следует информировать участников рынка о ситуации в экономике, прогнозе инфляции, наличии рисков для ценовой стабильности в будущем и планируемых мероприятиях по достижению целевого уровня инфляции.

    в)  правительству и центральному банку необходимо наладить обмен информацией о прогнозе расходов и доходов государственного бюджета и связанных с этим изменениях в объеме размещенных депозитов правительства в центральном банке, что позволит повысить эффективность применения инструментов монетарной политики.

   г) правительству следует избегать прямого административного управления уровнем цен на товары и услуги в целях расширения влияния монетарных инструментов на уровень цен в экономике и, соответственно, уровень инфляции.

   д) правительству и центральному банку важно обратить внимание на становление финансового рынка и развитие его инструментов, что позволит центральному банку расширить набор инструментов для управления экономикой.

Перечисленные теоретические рекомендации актуальны в том числе для их использования органами государственной власти в Республике Беларусь. Реализация данных мероприятий позволит осуществлять сбалансированную макроэкономическую политику в стране, эффективно нейтрализовать последствия внешних шоков и содействовать стабильному экономическому росту государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Балацкий Е.В. Эффективность фискальной политики государства. // Проблемы прогнозирования. - 2000. - №5.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория – М., Юрайт, 2005.

3. Бункина М.К. Национальная экономика, – М., Логос, 2003.

4. Ивашковский С.Н. Макроэкономика, – М., Дело, 2002.

5. Каллаур П.В. Обеспечение монетарной стабильности: конфликт или гармония целей? // Банкаўскi веснiк. 2007. № 19(384). - С. 4—7.

6. Коршунов В.В. Взаимосвязь производных способов присвоения и налогообложения в переходной российской экономике. // Финансы и кредит. - 2003. - №6.

7. Макконелл К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика – Т. 1. - 13-е изд. – М., Инфра-М., 2003.

8. Матвеева Т.Ю. Макроэкономика: Курс лекций для экономистов – М., дело, 2001 – 560 с.

9. Мулен Э. Теория игр с примерами из математической экономики: Пер. с франц. — М.: Мир, 1985.

10. Носова С.С. Экономическая теория – М., Владос, 2000.

11. Программа развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006—2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 15.01.2007 № 27. – 76 с.

12. Смирнов А.Д. Лекции по моделям макроэкономики // Экономический журнал ВШЭ. 1999.- С. 101—138.

13. Тарасевич Л.С. Макроэкономика, –М., Юрайт, 2003.

14. Усоский В.Н. Ограничения на выбор режима денежно-кредитной политики в экономике Беларуси // Проблемы выбора эффективной денежно-кредитной политики в условиях переходной экономики: сборник докладов Второй международной научно-практической конференции, Минск, 19—20 мая 2008 г. // Редколлегия: П.В. Каллаур, А.О. Тихонов, Ю.П. Власкин и др. — Минск: Национальный банк Республики Беларусь, 2008. – С.23-26

15. Экономика / под ред. Е.Н. Лобачевой. – М., Экзамен, 2003.

16. Экономическая теория / под ред. В.Д. Камаева – М., Владос, 2001

 


Информация о работе Взаимодействие фискальной и монетарной политики в обеспечении макроэкономического равновесия в Республике Беларусь