Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:40, курсовая работа
В курсовой работе исследуется механизм взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетной налоговой политики государства в обеспечении макроэкономического равновесия, который содержит в себе следующие этапы:
1) виды и инструменты фискальной политики;
2) инструменты и типы монетарной политики;
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ ВИДЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, КОНЦЕПЦИИ 6
1.1 ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 6
1.2 ВИДЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, КОНЦЕПЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 6
2. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ТИПЫ 11
2.1 ИНСТРУМЕНТЫ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ 11
2.2 ТИПЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 16
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФИСКАЛЬНОЙ И МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
РЕФЕРАТ
курсовой работы
«Взаимодействие
фискальной и монетарной политики в
обеспечении
Объем работы: 28с., в том числе 3 рис., 16 наим. лит.
Ключевые слова: фискальная политика, монетарная политика, государственные закупки, налоги, трансферты, обязательные резервы, ставка рефинансирования, правительство, центральный банк.
В курсовой работе исследуется механизм взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетной налоговой политики государства в обеспечении макроэкономического равновесия, который содержит в себе следующие этапы:
1) виды и инструменты фискальной политики;
2) инструменты и типы монетарной политики;
3)взаимодействие фискальной и монетарной политики.
В ходе исследования было раскрыто взаимодействие Правительства и Национального банка для сохранения устойчивых темпов экономического роста и достижения целевых показателей развития национальной экономики.
В результате проведенного анализа сделаны следующие выводы:
1) центральному банку следует информировать участников рынка о ситуации в экономике, прогнозе инфляции, наличии рисков для ценовой стабильности в будущем и планируемых мероприятиях по достижению целевого уровня инфляции.
2) правительству и центральному банку необходимо наладить обмен информацией о прогнозе расходов и доходов государственного бюджета и связанных с этим изменениях в объеме размещенных депозитов правительства в центральном банке, что позволит повысить эффективность применения инструментов монетарной политики.
3)правительству следует избегать прямого административного управления уровнем цен на товары и услуги в целях расширения влияния монетарных инструментов на уровень цен в экономике и, соответственно, уровень инфляции.
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития отечественной экономики особо остро встает вопрос о выработке новых приоритетов экономической политики для поддержания экономического роста в нашей стране, формировании такой модели экономической системы, которая бы обладала долгосрочным потенциалом динамичного развития. Среди большого количества ресурсов, используемых в механизме государственного регулирования экономического роста, особое значение имеет обеспечение эффективного взаимодействия фискальной и монетарной политики.
В историческом аспекте соотношение фискальной и монетарной политики периодически изменялось. Наиболее влиятельные экономические школы и направления отстаивали приоритетность использования либо бюджетно-налоговой, либо денежно-кредитной политики. Действительно, каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны. Кроме того, исследования последних десятилетий показывают различную эффективность воздействия инструментов представленных видов экономической политики на экономические процессы.
Методологические подходы к проблеме эффективного взаимодействия инструментов фискальной и монетарной политики, основанные на неоклассической и кейнсианской концепциях, не привели к возникновению единого мнения относительно механизмов данного взаимодействия. Таким образом, в настоящее время особую актуальность приобретает исследование теоретических и методологических подходов к описанию макроэкономической политики как сложной системе взаимосвязанных элементов, формирование которых складывается под воздействием множества объективных и субъективных факторов.
Изучению вопросов влияния
фискальной и монетарной политики на
экономическую конъюнктуру
Цель исследования - выявление механизма взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики государства в обеспечении макроэкономического равновесия.
В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие задачи:
— изучить основные теоретические подходы к вопросу об использовании фискальной и монетарной политики в процессе государственного регулирования экономики;
—систематизировать факторы, определявшие характер взаимодействия фискальной и монетарной политики в экономике Республики Беларусь;
Предметом исследования выступают экономические отношения, складывающиеся в связи с реализацией макроэкономической политики в процессе государственного регулирования экономики.
Объектом исследования являются инструменты фискальной и монетарной политики, а также модели и принципы их взаимодействия в механизме обеспечения экономического роста.
Фискальная
политика представляет собой меры,
которые предпринимает
Целями фискальной
политики как любой стабилизационной
(антициклической) политики, направленной
на сглаживание циклических
1) стабильного экономического роста;
2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции)[16, c. 192].
Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
- государственные закупки;
- налоги;
- трансферты.
Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов [8, c. 99].
При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.
Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.
Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.
Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.
Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики:
- стимулирующую
- сдерживающую [7, c. 131].
Рисунок 1.1- стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рисунок 1.1), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают:
Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:
Кроме того, различают фискальную политику:
- дискреционную
- автоматическую (недискреционную).
Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики[10, c. 263].
Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:
а) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций);
б) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);
в) пособия по безработице;
г) пособия по бедности.
Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.
Однако поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics») Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рисунок 1.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет.