ВТО как международная организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование вступления Казахстана в ВТО. Цель работы предполагает решение следующих задач:
- Рассмотреть ВТО – как международную организацию, ее задачи, функции, основные направления деятельности;
- Изучить проблемы вступления Казахстана в ВТО: экономические, производственные, сельскохозяйственные;
- Рассмотреть открывающиеся перспективы при вступлении Казахстана в ВТО.

Содержание

Введение
1 ВТО – как международная организация
1.1 Задачи и функции ВТО
1.2 Основные направления деятельности ВТО
2 Проблемы Казахстана при вступлении в ВТО
2.1 Проблемы производства
2.2 Проблемы экономической безопасности
2.3 Проблемы сельского хозяйства
3 Перспективы, стремления и меры по вступлению в ВТО
3.1 Финансовые перспективы
3.2 Выход на мировой рынок
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

fg.docx

— 55.39 Кб (Скачать)

Такие структурные  изменения соответствуют общемировым  тенденциям. Для сравнения: доля сельского хозяйства в ВВП России за эти годы снизилась с 17 до 5 процентов, в Латвии – с 22 до 4 процентов, в Литве – с 27 до 6 процентов, в Эстонии – с 17 до 4 процентов, в Чехии – с 6 до 3 процентов. Добавим, что в самых развитых странах доля сельского хозяйства не превышает 1% ВВП. 

Таблица 1.  

Структура ВВП Республики Казахстан, 1990-2005 гг. 

(в процентах)

  

1990* 

1995 

1997  

1998 

2000 

2005** 

Валовой внутренний продукт 

100,0 

100,0 

100,0 

100,0 

100,0 

100,0 

Производство товаров 

66,5 

42,3 

37,0 

37,9 

45,9 

43,5

Сельское, лесное и  рыбное хозяйства 34,0 12,3 11,4 8,6 8,1 6,4

Промышленность 20,5 23,5 21,4 24,4 32,6 29,7

Строительство 12,0 6,5 4,2 4,9 5,2 7,4 

Производство услуг 

34,7 

54,0 

58,9 

56,7 

48,4 

52,7

Торговля 8,2 17,2 15,7 15,1 12,4 12,4

Транспорт 8,6 9,4 10,3 12,3 10,0 9,6

Связь 0,8 1,3 1,4 1,5 1,5 2,1

Прочие услуги 17,1 26,1 31,5 27,8 24,5 28,6

Итого по отраслям 101,2 96,3 95,9 94,6 94,3 96,2

Косвенно-измеряемые услуги финансового посредничества 0,9 -0,7 -0,5 -0,6 -0,9 -2,1

Валовая добавленная  стоимость 100,3 95,6 95,4 94,0 93,4 94,1

Чистые налоги -0,3 4,4 4,6 6,0 6,6 5,9 
 

Примечание: * – данные 1990 г. рассчитаны в рублевом эквиваленте, ** – оперативные данные. Источник: Агентство РК по статистике. Динамика производства валовой продукции  сельского хозяйства имеет неустойчивую тенденцию. В частности, темпы производства продукции животноводства растут медленно, а темпы роста продукции растениеводства  имеют значительные колебания по годам. Такая ситуация обусловлена  двумя причинами. Во-первых, в кризисные 90-е годы в животноводстве было отмечено значительное снижение поголовья скота, а его нынешний рост предопределяется их медленным естественным приростом. Во-вторых, растениеводство весьма сильно зависит от природно-климатических  условий. Основными производителями  продукции сельского хозяйства  являются личные подсобные хозяйства  населения, на долю которых приходится более 50% валовой продукции отрасли, в том числе около 86% – продукции  животноводства. Анализ состояния сельского  хозяйства свидетельствует, что  в целом ситуация здесь по-прежнему характеризуется нестабильностью  и низкой конкурентоспособностью. Для  развития сельского хозяйства страны характерен экстенсивный тип развития. К числу основных проблем и факторов, ограничивающих развитие сельскохозяйственного сектора экономики республики, можно отнести: - слабую конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции; - снижение доли сельского хозяйства в конечной цене готовой продукции, поскольку в процессе ее реализации возникает значительное число посредников, не имеющих отношения к непосредственно к производству; - высокий уровень накопленной задолженности сельхозпроизводителей по обязательствам; - существенную зависимость сельского хозяйства от климатических условий; - неэффективное использование природно-климатического потенциала местности при возделывании сельскохозяйственных культур и выращивании животных; - нерациональное использование пашни; - многочисленность агропромышленных формирований, размеры которых не позволяют вести сельхозпроизводство с учетом наиболее полного использования материальных, трудовых и иных ресурсов; - недостаток квалифицированных кадров и рост численности самостоятельно занятых, что является одно из причин низкой производительности труда в сельскохозяйственном производстве; - низкий уровень доходов сельского населения. 
 

3 Перспективы, стремления  и меры по вступлению в ВТО 

  

3.1 Финансовые перспективы 

Весомыми аргументами  в пользу быстрого вступления Казахстана в ВТО является возможность получения  немедленных выгод при открытии рынков других стран для отечественного предпринимательства. Казахстан также  рассчитывает со вступлением в ВТО  на увеличение потока зарубежных инвестиций, на развитие банковской системы, на повышение  капитализации, на ускорение реформы  и на расширение процесса интеграции в мировую экономику. Например, известен ряд требований, предъявляемых к  России от имени ВТО. В частности, от России требуется “выравнивание” внутренних и внешних цен на энергоносители, ликвидация экспортных пошлин на сырьевые товары, а также изменить порядок  взимания НДС внутри СНГ. Если аналогичные  требования предъявляются странами-членами  ВТО и к Казахстану, то было бы целесообразным сопоставлять предполагаемые выгоды от вступления в ВТО в данном этапе с неизбежными потерями. Для принятия оптимальных решений  при подготовке к вхождению Казахстана в ВТО, будет полезным открытое обсуждение на данной конференции процесса присоединения. Необходимо, также, в государственном  масштабе приступить, наряду с информационно-разъяснительной  работой среди предпринимателей о соглашениях ВТО, к подготовке кадров для работы в новых условиях на внутреннем рынке после присоединения  к ВТО. Вступление страны в ВТО  предполагает снятие всяких барьеров для импорта и отмену субсидий, предназначенных для внутренней поддержки производства и поддержки  экспорта сельскохозяйственной продукции  и продовольствия. При очень слабом развитии и незащищенности, сельскохозяйственный сектор Казахстана не выдержит внешнеторговой экспансии развитых стран, соседей  по региону и стран Евросоюза, которые ежегодно субсидируют экспорт  своих фермерских хозяйств в размере 5,6 млрд. евро. Казахстанские фермеры  сегодня работают в зоне рискованного земледелия в условиях хронического дефицита сельхозтехники, минеральных  удобрений, пестицидов и воды. В результате, себестоимость произведенной ими  продукции оказывается настолько  дорогой, что становятся невыгодными  реализация и доставка из одного региона  в другой, и даже внутри страны. Необходимо максимально увеличить субсидирование сельхозсектора по той простой причине, что размеры субсидий для вступающей в ВТО страны определяются на основе данных о размерах субсидий в течение нескольких последних лет. В общих правилах ВТО в области торговых отношений существуют следующие запреты: - на предоставление отечественным производителям любых субсидий, которые нарушают положения соответствующих соглашений ВТО (в т.ч. экспортные и импортные субсидии, предоставляемые по государственным программам развития конкретных отраслей промышленности); - на запрещение или ограничение импорта конкретных товаров; - на введение антидемпинговых, компенсационных или специальных защитных пошлин; - на лицензирование импорта товаров; - на запрещение или ограничение экспорта конкретных товаров; - на введение национальных стандартов, которые могут рассматриваться как технические барьеры в торговле; - на применение льготного налогообложения товаров отечественного производства по сравнению с импортными товарами и др. Согласно Соглашений о субсидиях и компенсационных мерах, которое было разработано еще в период деятельности ГАТТ, установлены категории субсидий, среди которых следует отметить экспортные субсидии, которые государственными органами в странах-членах ВТО запрещено предоставлять отечественным фирмам. Данный запрет окажет отрицательное влияние на развитие экспорта отечественных товаров с высокой степенью переработки или стимулирование импортозамещения. По причине сырьевой ориентированности экономики Казахстана, трудно будет защитить производства других секторов от иностранной конкуренции. 

В первую очередь, экспансию  транснациональных корпораций, имеющих  огромный опыт конкурентной борьбы, испытывают на себе текстильная промышленность, машиностроение, финансовый сектор (страховые  компании и банки), розничная торговля. Вступление в ВТО не гарантирует  защиту от применения против наших  товаров антидемпинговых мер  и не поможет в преодолении  специального режима – нетарифного  ограничения на торговлю сталью (данные ограничения находятся за рамками  ВТО). Казахстан сегодня признан  страной с рыночной экономикой, в  связи с чем стало возможным противостоять дискриминациям в сфере внешней торговли, не став еще членом ВТО. Этому способствует и то, что Казахстан давно пользуется режимом наибольшего благоприятствования в отношении с основными торговыми партнерами. При вступлении в ВТО выигрывает тот сектор экономики, где производится и реализуется конкурентоспособный товар. К сожалению, сегодня продукция многих отраслей казахстанской экономики не является конкурентоспособной и не востребована на внешнем рынке. При низкой конкурентоспособности отечественной продукции, вхождение в ВТО спровоцирует интервенцию дешевых импортных товаров и услуг, в результате, вместо ожидаемого наплыва инвестиций, мы уступим существенную долю отечественного рынка иностранным фирмам. Хуже того, отдельные неконкурентоспособные отрасли могут вообще прекратить существование. На тот рынок, куда есть возможность поставить товар, с инвестициями не торопятся. Конкурентоспособность продукции определяется техническим уровнем, качеством, внешним видом. Проблема многих товаропроизводителей – в отсутствии фирменного стиля, узнаваемой торговой марки, собственного имени. Однако решающим фактором при конкурентной борьбе все-таки является не качество, а более низкая цена. Последний фактор является самым труднопреодолимым для наших производителей из-за высокой ставки за кредит, отсутствия инвестиций, и в результате отсутствует доступ к новым технологиям. Вхождение в ВТО потребует от Казахстана принятие обязательств по дальнейшей либерализации доступа иностранных услуг (аудит, консалтинг, строительство, международные перевозки, туризм и т.д.) и их поставщиков на казахстанский рынок. Китай и отдельные развивающиеся страны рассчитывают на открытие развитыми странами-членами ВТО отдельных секторов экономики с тем, чтобы увеличить их участие в мировой торговле услугами. Важной составляющей поставки услуг, является, по их мнению – перемещение физических лиц. Либерализация в этой области может привести к миграции дешевой рабочей силы и специалистов, что усугубит без того сложную проблему безработицы в отдельных странах. - Особого изучения требует учет возможных негативных последствий для малого бизнеса в случае вхождения Казахстана в ВТО и меры для его защиты. Именно в секторе малого предпринимательства сосредоточен основной потенциал экономического роста страны. Нужна новая государственная программа поддержки малого бизнеса для создания условий выживаемости его в конкурентной борьбе с предпринимателями других членов ВТО. Необходимо создать инфраструктуру поддержки предпринимательства (бизнес-инкубаторы, технопарки, кредитные союзы и страховые компании, информационные, исследовательские и маркетинговые центры и т.д.) и стимулировать инвестиционные и инновационные процессы. В программе приоритеты должны отдаваться оказанию малым предприятиям помощи в приобретении лицензий и ноу-хау, товарных знаков, технологий, а также сдачи в аренду им оборудования и площадей на предприятиях отрасли. Таким образом, вступление Казахстана в ВТО – вопрос, в сущности, решенный. Казахстан не может оставаться вне организации, нормами которой регулируются сегодня около 95% всей мировой торговли товарами и услугами, и которая объединяет 150 стран мира.  

  
 

3.2 Выход на мировой  рынок 

Как известно, традиционными  преимуществами Казахстана в международном  разделении труда являются природные  богатства и минерально-сырьевые ресурсы. Республике принадлежат мировое  первенство по абсолютным запасам и  добыче ряда из них и бесспорное лидерство в расчете на душу населения. В коммерческих масштабах страна обладает природными запасами трех черных металлов, 29 цветных, двух драгоценных, 84 промышленных минералов, а также  энергоносителей. Занимая седьмое  место в мире по запасам нефти, шестое – по запасам газа и второе – по запасам урана, Казахстан  вошел в ряд крупнейших экспортеров  энергетической продукции. По объемам  нефтедобычи Казахстан в настоящее  время занимает 2-е место в СНГ  и 18-е – в мире после стран  Ближнего Востока, России, Венесуэлы, Китая, Норвегии, Канады, Великобритании, Индонезии, Бразилии и некоторых африканских  государств. При этом следует отметить, что основными потребителями  углеводородов являются США, Япония, Китай, Корея, Индия и европейские  страны (60% мирового потребления). Мировой  опыт свидетельствует, что сырьевое богатство национальной экономики  позитивно воздействует на рост объема валового внутреннего продукта страны. И не случайно особая роль в Стратегии  «Казахстан -2030» отводится энергетической отрасли промышленности. Определяя  в качестве долгосрочных приоритетов  топливно-энергетические ресурсы, эффективное  использование которых будет  способствовать устойчивому росту  экономики и улучшению жизни  народа, программа нацеливает на решение  вопросов, имеющих принципиальное значение для всего нефтегазового комплекса. Энергетический сектор Казахстана быстро адаптировался к требованиям  мирового рынка. Если взглянуть на структуру  экспорта, то более 70% приходится на сырьевые энергетические продукты. Казахстан  ежегодно обеспечивает до 20% всего импорта  газа и нефти, поставляемого в  страны ЕС. По данным Агентства статистики Республики Казахстан, доля по некоторым  странам Европы достигает весьма значительного уровня: Италия – 74%, Великобритания – 11%, Германия – 10%. Помимо стран ЕС Казахстан имеет два  потенциальных рынка сбыта: США  и Китай. Сегодня минерально-сырьевой комплекс Казахстана и его важнейшая составляющая – нефтегазовая индустрия вызывают со стороны отечественных и зарубежных инвесторов повышенный интерес. Общий объем иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль составил более 60 миллиардов долларов. Открытие инвестиционным консорциумом «ОКИОК» уникальной нефтегазоносной структуры Кашаган в значительной степени повлияло на распределение запасов углеводородов между крупными транснациональными компаниями. В Казахстане на их долю приходится более 90% извлекаемых запасов и, соответственно, объемов добычи нефти. Открытие месторождения Кашаган позволило увеличить запасы нефти в республике на 35%. Неуклонный рост добычи сырья предполагает решение вопросов расширения нефтяного экспорта, диверсификации рынков сбыта, максимально эффективного использования трубопроводной системы. Так как Казахстан не имеет прямого выхода к открытому морю, то его маркетинговая стратегия основывается на эффективном использовании стратегического расположения в центре Евразии. В стране построена разветвленная сеть экспортных трубопроводов, соединяющих крупнейшие нефтяные месторождения Казахстана с потребителями на Западе и Востоке. На сегодняшний день основными направлениями транспортировки казахстанских углеводородов на мировой рынок являются: меридиальный маршрут – через Россию, страны Балтики в Европу; через Каспийско-Черноморский транспортный узел в Европу; восточный маршрут в Китай и страны Азиатско¬Тихоокеанского региона. Ряд проектов казахстанской стороны имеет серьезные экономические и политические преимущества. Каспийский трубопроводный консорциум является единственным полностью завершенным проектом и единственным магистральным маршрутом с выходом на мировые рынки. «Баку–Тбилиси–Джейхан» считается одним из очень перспективных маршрутов транспортировки для казахстанской нефти. В настоящее время казахстанская нефть направляется через транскаспийскую систему, состоящую из терминалов на территории Казахстана и Азербайджана, танкеров и соединительных сооружений до системы «Баку–Тбилиси–Джейхан» с пропускной способностью 5 миллионов тонн в год. До 2010 года намечается завершить строительство нефтепровода на казахстанском побережье Каспия, что позволит расширить пропускную способность системы транспортировки до 38-40 миллионов тонн в год. Завершено строительство трубопровода в Китай.  

Это первый трубопроводный маршрут в страну с быстро растущей экономикой и первый в регионе  маршрут, расположенный полностью  на территории страны-производителя  и страны-потребителя. Этот проект может  соединить трубо¬проводные системы Казахстана, России и Китая и стать прочным основанием для взаимовыгодного партнерства этих стран на более широком пространстве Евразийского региона. Данный проект охватит Западный регион Казахстана, соединив, таким образом, Китай с бассейном Каспия. На сегодня борьба за право прокладки различных транспортных коридоров переходит в борьбу между глобальными и региональными державами и транзитными государствами за потоки каспийской нефти. Поэтому Казахстан крайне заинтересован в достижении политической стабильности и безопасности в регионе, модернизации экономики всех прибрежных государств. В этой связи актуальны инициативы Казахстана по интеграции государств региона в рамках общего энергетического рынка. Исходя из общих перспектив на Каспии, прибрежные государства должны предпринять совместные усилия для защиты окружающей среды моря, сохранять его биологические ресурсы, флору и фауну.  

Жизненно важной задачей является скорейшее создание долгосрочной правовой основы для многостороннего  взаимодействия. Такая основа будет  способствовать сохранению Каспия для  будущих поколений. Учитывая запасы нефти и постоянно растущие объемы добычи, Казахстан будет продолжать оставаться в эпицентре мировой  экономики. В перспективе прогнозируемый объем добычи нефти в Казахстане составит в 2010 году 75-80 миллионов тонн, к 2015 году – 120-130 миллионов тонн. Ожидается, что добыча сырого газа к 2010 году возрастет  до 40 миллиардов кубометров, а к 2015 году – до 70 миллиардов кубометров. Соответственно, увеличится производство товарного  сжиженного газа и к 2015 году достигнет  показателя 2 миллиона тонн. Экспертами прогнозируется, что в ближайшем  будущем Казахстан может войти  в «десятку» ведущих нефтедобывающих  стран, встав рядом с Кувейтом и Эмиратами. Кроме того, Казахстан  становится крупнейшим производителем ядерного топлива.  

Разведанные запасы урановых месторождений Казахстана, как было выше отмечено, составляют 1,69 миллиона тонн, что составляет 21% от мировых запасов. По объемам добычи урана Казахстан занимает 3-е место  в мире после Канады и Австралии. Национальная атомная компания «Казатомпром» активно сотрудничает в освоении урановых месторождений с такими крупнейшими компаниями мира, как французская урановая компания «Areva», канадская «Cameco», японская «Sumitomo Corp.» и «Kansai Electric Power Co» и российская «Техснабэкспорт». В текущем году к этому списку присоединились китайские «China Guangdong Nuclear Power Holding» (CGNPC) и «China National Nuclear Corporation» (CNNC). Кроме того, в настоящее время ведутся переговоры о создании уранового СП с американским концерном Westinghouse. Казахстан предполагает получить доступ ко всему циклу производства топлива для ядерных электростанций, начиная от добычи, обогащения и генерирования электроэнергии. Интерес многих стран к ядерной энергетике, заметно возросший в последние годы и существенно повлиявший на увеличение спроса на мировых рынках, будет способствовать активному росту производства ядерного топлива в Казахстане.  

Информация о работе ВТО как международная организация