Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 22:23, курсовая работа
Целью данной работы является исследование вступления Казахстана в ВТО. Цель работы предполагает решение следующих задач:
- Рассмотреть ВТО – как международную организацию, ее задачи, функции, основные направления деятельности;
- Изучить проблемы вступления Казахстана в ВТО: экономические, производственные, сельскохозяйственные;
- Рассмотреть открывающиеся перспективы при вступлении Казахстана в ВТО.
Введение
1 ВТО – как международная организация
1.1 Задачи и функции ВТО
1.2 Основные направления деятельности ВТО
2 Проблемы Казахстана при вступлении в ВТО
2.1 Проблемы производства
2.2 Проблемы экономической безопасности
2.3 Проблемы сельского хозяйства
3 Перспективы, стремления и меры по вступлению в ВТО
3.1 Финансовые перспективы
3.2 Выход на мировой рынок
Заключение
Список используемой литературы
В дальнейшем при
благоприятном развитии нашей страны,
при значительном увеличении объема
экспорта именно готовой, отечественной,
конкурентоспособной продукции
мы могли бы войти в ВТО не как
сырьевой придаток, а как равноправный
партнер.
2.2 Проблемы экономической
безопасности
Присоединение Казахстана
к соглашениям Всемирной
Со стороны правительства
профильным министерствам была дана
установка активно отстаивать ранее
согласованные позиции, которые позволят
Казахстану не поступиться интересами
национальной экономики. Теперь весь вопрос
в том, на каких условиях мы окажемся в
кругу 150 членов международной торговой
организации?
Однако при всех
существующих сомнениях и скепсисе,
нельзя игнорировать главный плюс членства
в ВТО, который заложен в возможностях
более эффективно отстаивать, как
национальные интересы, так и влиять
на процесс глобализации. Иными словами,
Казахстан на данном этапе развития
никак не может довольствоваться
окраинными позициями в "глобальной
деревне", а должен занять в ней
достойное место. Свою точку зрения
по этой весьма актуальной теме высказывает
корреспонденту Казинформа, кандидат
экономических наук, ведущий научный сотрудник
Института экономики МОН РК Булат Хусаинов.
- То, что Казахстан
должен присоединиться к
Иллюзия первая. «Отечественным
предприятиям будет открыт доступ к
более дешевым комплектующим
и сырью, а населению – к
более дешевым товарам и
Потому, что не существует
никаких ограничений на дешевый
импорт комплектующих, а тем более
сырья. Казахстан импортирует и
то, и другое в достаточном количестве.
Причем из любой точки мира. Все
зависит от наличия у казахстанских
импортеров финансовых средств и
партнеров, выпускающих соответствующие
комплектующие, сырье и т.д. От того,
насколько долго и успешно
работают они на рынке, как хорошо
знают конъюнктуру этих рынков и
т.д. Если обратиться к статистически
данным, то за период 1995-2005 годы совокупная
доля машин и оборудования, транспортных
средств, приборов и аппаратов увеличилась
с 27 до 44 процентов. К числу мифов
относится и утверждение, что
с момента присоединения
Иллюзия вторая. «Членство
во Всемирной торговой организации
обеспечит свободный доступ казахстанского
экспорта на мировые рынки». Такой
же стереотип, как и первый. В настоящее
время не существует заметных ограничений
на экспорт казахстанских товаров
на мировые рынки. За последние 11 лет
отечественный экспорт товаров
увеличился более чем в 5,1 раза, составив
в 2005 году 27849 млн. долларов США.
Причем казахстанский
экспорт имеет явно выраженную сырьевую
направленность. Так, доля минеральных
продуктов за анализируемый период
возросла с 29 до 74 процентов, в том
числе доля нефти и газового конденсата,
являющегося основным экспортным товаром
страны, – с 14,3 до 62,5 процента. В совокупности
с экспортов недрагоценных
При этом доля готовой
продукции в отечественном
Иллюзия третья. «ВТО
дает возможность защищать казахстанских
экспортеров на внешних рынках».
Апологеты этого утверждения
имеют в виду антидемпинговые
меры, применяемые в отношении
отечественного экспорта. Но за всю
экспортную историю Казахстана подобные
меры применялись лишь к ограниченным
сырьевым позициям – стальной и
алюминиевой продукции. Но важно
помнить, что членство в ВТО не
защищает национальных экспортеров
от антидемпинговых процедур.
Например, США одинаково
применяло антидемпинговые меры
в отношении импортеров стали
на их внутренний рынок, как в отношении
Казахстана и России, так и в
отношении ЕС, Бразилии и Японии,
которые давно являются членами
ВТО. Антидемпинговые меры, принятые
Министерством торговли США, в отношении
поставщиков стальной продукции
из этих стран были направлены на снижение
наплыва сравнительно дешевого импорта
стальной продукции на американский
рынок.
Бытуют и другие
иллюзии, но не будем на них акцентировать
внимание и рассмотрим, какие же
сектора национальной экономики
являются наиболее чувствительными.
Общепризнано, к наиболее
чувствительным отраслям экономики
Казахстана относятся сельское хозяйство
(сюда включают пищевую промышленность),
легкая промышленность. Однако, этим перечень
чувствительных секторов, как будет
показано далее, не ограничивается. В
этой сфере уже сделано много
уступок, которые могут отрицательно
сказаться на развитии аграрного
сектора страны.
Напомним также, что
нынешний Дохский раунд переговоров направлен
на устранение разногласий и нахождение
компромиссного решения по условиям дальнейшей
либерализации международной торговли.
Переговоры в основном касаются разногласий
между развитыми и развивающимися странами
по торговле продукцией агропромышленного
комплекса. Подписание итоговых документов
по Дохскому раунду предполагалось в июле
2006 года. Однако встреча представителей
ключевых торговых партнеров – Евросоюза,
США, Японии, Австралии, Бразилии и Индии,
состоявшаяся 24 июля с.г., закончилась
безрезультатно. При этом делегации, за
исключением американской, существенно
изменили свои позиции и предложения,
сократив размеры дотаций (ЕС) и снизив
тарифные барьеры на ввозимые агропродукты
(Япония).
Однако, США оказалась
единственной страной, отказавшейся пойти
на сокращение дотаций и субсидий своим
производителям. Вашингтон фактически
сорвал переговоры, которые на данный
момент, по сути, заморожены. Основные
претензии участников переговоров, предъявляемые
Вашингтону, сводятся к сокращению объемов
субсидий (в ходе Уругвайского раунда
Белый дом обязался уменьшить их до 19.1
млрд долларов). Торговый представитель
США заявил о возможном их снижении до
7.6 млрд долларов (с нынешних 13.3) при соответствующих
действиях других стран. В то же время,
по расчетам зарубежных экспертов, уменьшение
объемов субсидий даже до 5.7 млрд долларов
не окажет заметного негативного влияния
на американских фермеров.
Поэтому некоторые
требования « авторитетов» ВТО имеют
откровенно лицемерный характер. Так,
по данным Всемирного банка, в Японии
субсидии рисоводам достигают 700 процентов
себестоимости продукции, что фактически
блокирует экспорт в Страну восходящего
солнца риса из Таиланда и других стран
- производителей этого важного злака.
Прямые субсидии производителям из бюджета
ЕС составляют около 100 миллиардов долларов
США в год и снижают цены на мировых рынках
сахара, молочных продуктов и пшеницы.
Эти субсидии оказывают и косвенное воздействие,
способствуя росту потребительских цен.
50 миллиардов долларов только на прямое
финансирование своего сельскохозяйственного
сектора ежегодно расходуют США. В целом
развитые страны на поддержку своих сельхозпроизводителей
ежедневно выделяют в пересчете на доллары
1 миллиард!
Следует ожидать, что
позиция американцев наверняка
изменится после результатов
ноябрьских выборов в представительные
органы власти США. Это подтверждается
подписанием Россией и США
Протокола о завершении двусторонних
переговоров о присоединении
РФ к ВТО, которое состоялось 19 ноября
в Ханое во время саммита стран-членов
Азиатско-тихоокеанского экономического
сотрудничества (АТЭС).
Незадолго до подписания,
глава российского государства
Владимир Путин, сказал: «правительству
удалось выговорить такие субсидии
по сельскому хозяйству, которые
и не снились». Это свидетельствует
не только о высоком профессионализме
российских экспертов-переговорщиков,
но и том, что переговорная команда
жестко отстаивает национальные интересы
своего государства. К примеру, в
уже подписанных соглашениях
тарифные квоты на импорт в Россию
говядины, свинины и мяса птицы
будут действовать в рамках существующих
параметров до 2009 года. После этого
– по завершении переговоров с
заинтересованными поставщиками –
их действие может продлеваться. Период
продления не ограничен и зависит
от российской позиции.
По имеющимся сведениям,
вышеназванная уступка
Существуют так
называемые базовые и нестандартные
требования ВТО. Первые - это те, что
закреплены в соглашениях организации.
Оспаривать их практически невозможно,
но нужно, а наша сторона, как видим,
сдается без борьбы. Например, известно,
что уже принято решение об
исключении из отечественного законодательства
в области нефти и
Речь идет о доле
отечественных товаров и услуг
в нефтегазовых проектах, освоение
которых осуществляется на территории
Казахстана. По оценкам, в совокупности
на всех нефтяных разработках республики
эта доля составляет менее 3 процентов!
Но даже от этой мизерной доли нас заставляют
отказаться. В то же время аналогичный
показатель в Норвегии составляет 80,
в Малайзии - 70, в Индонезии - 25 процентов.
Наши переговорщики практически
сдали и эту позицию, хотя следовало
бы биться до конца. В то же время
доля китайского участия в нефтегазовых
проектах, осуществляемых на территории
Казахстана, составляет порядка 40 процентов,
а по некоторым оценкам – порядка
60 процентов! То есть на полтора-два
порядка выше.
В сфере услуг
прогресс по переговорам также не
велик, если судить по оценкам последствий
присоединения Казахстана к ВТО,
представленным казахстанским депутатам
на парламентских слушаниях в
октябре т.г. На сегодняшний день ситуация
с балансом международных услуг крайне
неблагоприятная. Только в период с 2000
года отрицательное сальдо услуг увеличилось
в 6.6 раза, составив в 2005 году 5,3 млрд долларов
США. Иными словами, отрицательное сальдо
международных услуг составляет 9.2% от
ВВП страны.
При такой динамике
отрицательного баланса услуг без
труда можно сделать вывод, о
дальнейшем снижении доли участия казахстанских
предпринимателей в этом секторе. При
таком отрицательном балансе
услуг значительные негативные последствия
присоединения к ВТО для этой
сферы не вызывают сомнений.
Перечень отраслей
и секторов национальной экономики,
где налицо негативные последствия
присоединения на этом не ограничиваются.
В переговорном процессе существенно
важно придерживаться следующего принципиального
подхода. Казахстан должен стать членом
ВТО только тогда, когда общий баланс прав
и обязательств при присоединении будет
сведен в пользу казахстанской экономики
и послужит ее динамичному и устойчивому
росту.
Либерализация доступа
на рынок товаров и услуг не
должна нанести ущерб (их нужно свести
к минимуму) соответствующим секторам
казахстанской экономики, особенно
тем, которые находятся в стадии
модернизации и реструктуризации. Условия
присоединения должны быть стандартными.
Иными словами, критериями нашего присоединения
должны являться только нормы и правила
ВТО. Иные условия, на которых другие
страны присоединялись к ВТО, не должны
использоваться в переговорном процессе
с нашей страной. Именно такой
подход был использован Россией,
что и обеспечивает ей успех в
защите национальных интересов.
2.3 Проблемы сельского
хозяйства
Площадь сельскохозяйственных
угодий Республики Казахстан составляет
216.7 млн. га, в том числе пашня
– 22,6 млн. га, сенокосы – 5,0 млн. га, пастбища
– 189 млн. га.
Климатические условия
республики позволяют в большинстве
регионов выращивать зерновые культуры,
на орошаемых землях в южном регионе
– возделывать хлопчатник, табак,
рис, сахарную свеклу, а также виноградники
и плодовые сады.
В то же время, по оценкам,
биоклиматический потенциал земледельческой
зоны в 2,7 раза ниже, чем в Северной
Америке и Западной Европе. Относительно
низким является и качество земли. Лишь
7,2 млн. га пашни имеют балл бонитета
свыше 50 единиц, позволяющий эффективно
возделывать