Вступление России в ВТО плюсы и минусы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 05:14, реферат

Описание работы

В настоящее время в России особенно обострился вопрос вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Быстро меняющаяся экономическая ситуация ставит под вопрос перспективы Российской экономики, а иногда и сулит полным крахом. Поэтому к вопросу о присоединении страны к этой мощнейшей мировой торговой организации нужно подходить с особой тщательностью, ведь ценой необдуманных решений могут быть не только финансовые потери наших предприятий, но и судьбы людей, вся Российская экономика, и даже суверенитет нашей страны.

Содержание

Введение 4
1. Основные аспекты функционирования ВТО 6
1.1 Структура ВТО 6
1.2 Направления и содержание работы ВТО 10
2. Вступление России в ВТО 14
2.1 Цели и задачи России при вступлении в ВТО 14
2.2 Преимущества и недостатки вступления России в ВТО 15
Приложение1 22
Приложение 2 23
Приложение 3 24
Заключение 25
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 214.70 Кб (Скачать)

     В настоящее время правилами ВТО регулируется  почти  96%  стоимостного объема мировой торговли. Одной из основных тенденций в развитии мировой торговли  является  ее либерализация и глобализация. Завершение переговоров в рамках Уругвайского  раунда  ГАТТ  (1986 – 1994 гг.) позволило уменьшить  средний уровень таможенного обложения товаров в мировой торговле, как показано на рис.2:

     

     Рис. 2. Динамика среднего уровня таможенного  обложения товаров в мировой  торговле

     Согласно  представленной таблице уровень  таможенного обложения товаров  в мировой торговле изменился:

  • для промышленно развитых стран с 6,3% до 3,9%;
  • для стран с переходной экономикой с 8,6% до 6,0%;
  • для развивающихся государств  с 15,3%  до  12,3%  (средний уровень российских ввозных пошлин в 2007г. составлял около 12%).

     В качестве  основной  цели  следует  выделить  либерализацию  торговли товарами и услугами через совершенствование  торговых правил. Проблема заключается, прежде всего, в разном понимании  этой  цели.  Одна группа  стран  не  проявляет   заинтересованности   в   увеличении   своих обязательств по либерализации, взятых во время Уругвайского раунда,  тогда как другая, наоборот, предлагает ускорить и расширить снижение  таможенных тарифов, проработать возможность либерализации торговли  профессиональными видами услуг (имеются в виду услуги врачей, юристов, артистов, ученых и т. д.), упростить  правила определения происхождения товаров.

     Кроме того, планируется ужесточить меры по защите интеллектуальной собственности.

     Глобализация  экономической активности, прежде всего, проявляется в  том, что большинство  товаров поступает на  мировой  рынок  либо  через  внешнюю торговлю,  либо  изготовляется  в  стране  с  использованием  иностранного компонента.

     С точки зрения  политики,  глобализация  означает,  что  правительства  должны учиться сотрудничать в более  широком круге областей, чем в  прошлом. По мере совершенствования  международных правил  сокращается  поле  для внутренней политики. Действительным выражением суверенитета в современном  мире  является  способность  демократически избранных правительств четко  выражать  интересы  избирателей  посредством  переговоров и международных  обязательств. Процесс глобализации не проходит безболезненно.  Неизбежны  социальные издержки в связи с  экономической интеграцией и  торговой либерализацией, но в целом  этот процесс приносит выгоды. Повышается   эффективность    производства    за    счет    углубления специализации,  благодаря   росту   торговли   усиливается   экономическая  активность, и новые рабочие места  создаются в большей мере, чем  сокращаются старые. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Вступление России в ВТО

     Вопрос  вступления России в ВТО, ввиду своей  значимости разделил российскую правовую элиту, учёных, интеллигенцию на два  лагеря: противников и сторонников. Это обуславливается огромным влиянием на долгосрочное развитие производств, услуг, социальное положение граждан, экономическую безопасность страны.   Ожесточённые дискуссии по этому  поводу продолжаются и по сей день, несмотря на то, что законодательство страны, пошлины и иные заградительные меры уже на 90 % соответствуют предъявляемым требованиям.  

2.1 Цели и задачи  России при вступлении  в ВТО

     Переговорный  процесс о присоединении России к ВТО начался в 1995 г. Переговоры ведутся по четырем аспектам: по доступу на рынок товаров (с 1998 г.), по доступу на рынок услуг (с начала 2000 г.), условиям присоединения к  Соглашению ВТО по сельскому хозяйству  и по так называемым системным  вопросам присоединения, т.е. проблемам  соответствия российского законодательства нормам и правилам ВТО. Можно считать, что с середины 2000 г. переговорный процесс заметно интенсифицировался, к обсуждению данного вопроса были привлечены широкие круги.

     Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к  ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

  • получение недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • расширение возможностей для российских инвесторов в странах – членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
  • создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

     Задача  ведущихся переговоров о присоединении  – добиться наилучших условий  присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения  преимуществ от вступления и уступок  в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

     2.2 Преимущества и недостатки вступления России в ВТО

     Для многих стран вступление в ВТО, прежде всего, означает возможность усилить  рост экспорта. Это, безусловно, верно  для крупных развивающихся экономик: к примеру, Китай, вступив в ВТО  в 2001 году, ускорил рост экспорта с 14% в 1990 – е до 20% в 2000 – е годы1. Тот же механизм сработал в таких странах, как Бразилия, Индия и Мексика. На их опыт часто ссылаются сторонники вступления России в ВТО, имея в виду необходимость ускорения роста экспорта, который за последние десять лет показывал вялый рост на 5% в год.

     Однако  на страны, экспортирующие сырье, вступление в ВТО оказывает значительно  менее заметный эффект. Практически  ни одной из них не удалось диверсифицировать  экспорт или же повысить его объемы после вступления в ВТО. Более  того, после вступления в ВТО доля энергоносителей в структуре  экспорта этих стран выросла в  среднем на 15%., тогда как общий объем экспорта в лучшем случае остался прежним, а в большинстве случаев снизился.

     Учитывая, что сырая нефть, нефтепродукты  и газ составляют 64% от всего российского  экспорта2, значительная часть экспортного дохода после вступления в ВТО не изменится. Еще 16% дохода обеспечивает металлургия – отрасль, уже нарастившая свой экспорт в 2002 году, когда Россия получила статус рыночной экономики, что позволило российским экспортерам металлургической продукции выйти на развитые рынки с низкими пошлинами.

     Снижение  доли несырьевого экспорта России отражает не столько рост объемов экспорта топлива, сколько тот факт, что Россия теряет свою долю на рынках СНГ. Объем экспорта топлива из России недавно вернулся на уровень 1991 году и не сыграл особой роли в увеличении зависимости российского экспорта от объема экспорта энергоносителей. Зато машиностроительная продукция, которую Россия экспортировала в республики бывшего СССР в 1990 – е гг., постепенно замещается в странах СНГ продукцией международных конкурентов, владеющих более совершенными технологиями. Кроме того, российские экспортеры нетопливной продукции менее конкурентоспособны в сфере торгового финансирования: поставщики из развитых стран, как правило, могут включать торговый кредит в условия своих контрактов, российские же компании, в соответствии с налоговым законодательством РФ, требуют немедленной оплаты.

     Учитывая  историко – культурные связи между Россией и ее соседями по СНГ, восстановление доли рынка в этом регионе представляет собой более надежный способ диверсифицировать экспорт, чем выход на новые рынки. Присоединение к ВТО может быть полезно, так как 5 из 15 стран СНГ уже являются ее членами. Однако самого по себе членства в организации будет недостаточно; ключом к диверсификации экспорта является повышение конкурентоспособности отечественной продукции.

     Еще один плюс вступления России в ВТО  видится в улучшении ее инвестиционного  климата, так как требуемое от стран – членов ВТО снижение импортных  пошлин могло бы открыть путь в  Россию современным технологиям, что способствовало бы росту инвестиций – а это как раз то, в чем сейчас нуждается Россия. Единственный потенциальный недостаток снижения импортных пошлин заключается в том, что более эффективные зарубежные производители представляют собой угрозу для отечественных компаний, и темп роста российского импорта, на сегодняшний день уже высокий, вырос бы еще больше.

     Однако  опасения по поводу того, что вступление в ВТО начнет угрожать состоянию  торгового баланса в связи  с ускорением импорта, не подтверждаются историческим опытом. Сегодняшним членам ВТО, в том числе странам –  экспортерам топлива (за исключением  Венесуэлы) удалось снизить темп роста импорта после присоединения  к ВТО даже в условиях снижения импортных пошлин. Кроме того, Россия, хотя и не является членом ВТО, снижает  импортные пошлины одновременно со странами ВТО. За последнее десятилетие  российские пошлины снизились приблизительно на 40%, сделав страну открытой для международной  торговли, что отразилось в сильном  среднегодовом росте российского  импорта на 15% за период 2001 – 10 гг. Таким образом, вступление в ВТО вряд ли вызовет сильное потрясение.

     Однако, даже при столь выгодных условиях для импорта, товары инвестиционного  спроса составляют всего 15% в общем  объеме российского импорта, а остальное  относится к потреблению. Это  говорит о том, что реальные препятствия  к росту инвестиций носят структурный  характер. Высокая стоимость ведения  бизнеса в России3, а также потребительская модель роста, взятая на вооружение российским правительством, в отличие, например, от Китая требуют исключительно внутреннего решения, и одного только вступления в международную организацию здесь будет недостаточно.

     Членство  в ВТО может улучшить инвестиционный климат в России и в конечном итоге  повысить качество торгового баланса  страны, открыв путь увеличению иностранных  инвестиций. Несмотря на экономический рост в последние несколько лет, приток прямых иностранных инвестиций в Россию оставался низким: в 2000 – 2010 гг. среднегодовой приток FDI в процентах от ВВП составлял всего 1.5% по сравнению с 4% в Китае и со средним по странам BRIC в 3%. Более того, после 2008 года разрыв между Россией и аналогами увеличился, так как суммарный приток прямых иностранных инвестиций в страну упал на 40% в 2009 году и, по последним данным, на 13% в 2010 году. Кроме того, около 60% накопленных прямых инвсетиций приходится на Кипр, Нидерланды и Люксембург, т.е., скорее всего, представляют собой российский капитал. Из этих трех стран поступило также 50% притока за прошедшие три года.

     Открытие  внутреннего рынка при вступлении в ВТО обычно бывает частью компромисса, направленного на улучшение условий  для отечественных производителей. Например, в обмен на получение  доступа к международным рынкам для своей конечной продукции  Китай согласился смягчить собственные  протекционистские меры в сельском хозяйстве и производстве промежуточной  продукции и открыть страну для  международного капитала, что также  разрешило и проблему нехватки прямых иностранных инвестиций. Хотя России необходимо увеличить приток прямых иностранных инвестиций, анализ ее переговорной позиции за последние 15 лет говорит о том, что страна мало заинтересована в большей открытости своего рынка. По результатам переговоров по отдельным секторам, либо уже завершенных, либо близких к завершению, в большей части вопросов России удалось добиться весьма противоречивых результатов:

     1. Банковский сектор – теоретически, вступление в ВТО позволило бы иностранным банкам выйти на российский рынок через филиалы, что сопровождалось бы снижением внутренних процентных ставок и повышением качества банковских услуг. Однако ЦБ РФ опасается потерять контроль над монетарной политикой, так как для него было бы нереально осуществлять надзор над российским филиалом глобального банка, управляемым из – за рубежа. В результате Россия резко против работы иностранных банков через филиалы; иностранные игроки должны регистрировать дочерние банки в соответствии с российским законодательством, выделив определенный размер капитала для операций в России. После вступления в ВТО Россия намерена ограничить присутствие иностранных банков в секторе планкой 50%. Неудивительно, что доля иностранных банков в общероссийских банковских активах составляет всего 12% против 6% в 2000 году.

     2. Рынок страхования, который в  2010 году составил всего 2% российского  ВВП, может существенно выиграть  от вступления в ВТО. Доступ  глобальных игроков должен ускорить  развитие этого слаборазвитого  сектора и вызвать положительные  изменения в его структуре,  так как более 50% этого рынка  представляет собой обязательное  страхование и лишь 10% приходится  на личное страхование. Однако  с целью удержать инвестирование  страховых премий внутри страны  Россия после вступления в  ВТО сохранит запрет для международных  игроков на открытие филиалов  в России.

     3. Переговоры по сельскому хозяйству  сосредоточены на общем объеме  государственных субсидий, который  не имеет большого значения  для сектора, так как порядка  30% потребляемой в России сельхозпродукции  импортируется. Вместо того, чтобы сосредоточить переговоры на способах повышения внутренней конкурентоспособности, Россия настаивает на сохранении существующих импортных квот на сельскохозяйственное сырье и основные продукты питания.

Информация о работе Вступление России в ВТО плюсы и минусы