Вступление России в ВТО плюсы и минусы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 05:14, реферат

Описание работы

В настоящее время в России особенно обострился вопрос вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Быстро меняющаяся экономическая ситуация ставит под вопрос перспективы Российской экономики, а иногда и сулит полным крахом. Поэтому к вопросу о присоединении страны к этой мощнейшей мировой торговой организации нужно подходить с особой тщательностью, ведь ценой необдуманных решений могут быть не только финансовые потери наших предприятий, но и судьбы людей, вся Российская экономика, и даже суверенитет нашей страны.

Содержание

Введение 4
1. Основные аспекты функционирования ВТО 6
1.1 Структура ВТО 6
1.2 Направления и содержание работы ВТО 10
2. Вступление России в ВТО 14
2.1 Цели и задачи России при вступлении в ВТО 14
2.2 Преимущества и недостатки вступления России в ВТО 15
Приложение1 22
Приложение 2 23
Приложение 3 24
Заключение 25
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 214.70 Кб (Скачать)

     Министерство  транспорта Российской Федерации

     Федеральное агентство железнодорожного транспорта

     ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный  университет 

     путей сообщения» 
 

Кафедра: «Мировая

экономика» 
 
 

Курсовая  работа

       «Вступление России в ВТО: плюсы и минусы» 
 
 
 
 

                                                                         Выполнил: Селин А. В.

           студент 335 гр.

                                                                                     Проверила: Пицюк И. Л. 
 
 

Хабаровск, 2010 

            Оглавление

Введение 4

1.  Основные аспекты  функционирования  ВТО 6

1.1 Структура ВТО 6

1.2 Направления и  содержание работы  ВТО 10

2. Вступление России  в ВТО 14

2.1 Цели и задачи  России при вступлении  в ВТО 14

2.2 Преимущества и  недостатки вступления  России в ВТО 15

Приложение1 22

Приложение 2 23

Приложение 3 24

Заключение 25

Список  литературы 26 

Введение

     В настоящее время в России особенно обострился вопрос вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Быстро меняющаяся экономическая ситуация ставит под вопрос перспективы Российской экономики, а иногда и сулит полным крахом. Поэтому к вопросу о присоединении страны к этой мощнейшей мировой торговой организации нужно подходить с особой тщательностью, ведь ценой необдуманных решений могут быть не только финансовые потери наших предприятий, но и судьбы людей,  вся Российская экономика,  и даже суверенитет нашей страны.   

     Курс  на создание открытой экономики, провозглашенный  в России с началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово – экономических отношений с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары – не только традиционные топливно – сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую. Эта задача была главной и в процессе формирования стратегии внешнеэкономической деятельности России, ее децентрализации и либерализации, политического и институционального обеспечения.

     С прошедшим десятилетием многие страны, в том числе и страны СНГ присоединились к мировой глобализированной экономике. Россия продолжает оставаться на периферии мировой экономической системы, что пагубно влияет на её дальнейшее экономическое развитие.

     Формирование в России рыночной экономики открытого типа предполагает активную вовлеченность страны в международное разделение труда.

     В политическом плане курс на присоединение  к ВТО продолжает идти по заданному руслу, но в последнее время стали заметны значительные коррективы со стороны власти, обусловленные в том числе созданием таможенного союза.

1.  Основные аспекты функционирования ВТО

1.1 Структура ВТО

     Всемирная торговая организация, учреждённая 8 декабря 1994 г., является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

     ГАТТ представляет собой многостороннее международное соглашение о режиме торговли, которое было подписано 23 странами в 1947 г. Советский союз, как и большинство социалистических стран не принимал участия в Соглашении и лишь в 1990 г. получил статус наблюдателя. Участники ГАТТ были обязаны соблюдать в торговле друг с другом определённые правила (решение спорных вопросов путём взаимных консультаций, отмена количественных ограничений импорта, если они не обоснованы затруднениями в платёжном балансе и т.д.)

     На  первых сессиях торговых переговоров (раундах) в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний, так называемый «Уругвайский раунд», состоявшийся в период 1986 – 1994 гг., привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли.

     ВТО, функционируя с 1 января 1995 г. призвана регулировать торгово – политические  отношения участников организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда. Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

     Соглашение  об учреждении ВТО предусматривает  создание постоянно действующего форума стран – членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля по реализации соглашений и договоренностей Уругвайского раунда.

     ВТО – это организация, и одновременно комплекс правовых документов, т.е. своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.

     Правовую  основу ВТО составляют «Генеральное соглашение о торговле товарами» (ГАТТ) в редакции 1994 г. (ГАТТ – 1994), «Генеральное соглашение о торговле услугами» (ГАТС) и «Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности» (ТРИПС).

     Соглашения  ВТО ратифицировались парламентами всех стран – участниц. Некоторые документы ВТО уточняют и дополняют статьи ГАТТ, сохранившие свое главенствующее положение среди всех документов ВТО. Подавляющее число этих документов является обязательным для стран – членов ВТО и лишь четыре соглашения обязательны для стран, выразивших заинтересованность в них участвовать.

     Решения принимаются всеми государствами – участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было. Рассмотрим структуру ВТО, представленную на рис. 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СС 

     Рис. 1. Структура ВТО 

     Согласно  рис. 1 решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, состоящая из представителей государств – членов, которая собирается как минимум один раз в два года.

     В подчинении Министерской конференции  находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб – квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран – участниц.

     В ведении Генерального совета находятся  два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Также Генеральному совету подчиняются комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

     Как было сказано выше, существует четыре соглашения ВТО, обязательные только для  заинтересованных стран: о торговле гражданской авиатехникой, о правительственных закупках по молочным продуктам и говядине. Они привели к созданию особых органов управления, подотчетных Генеральному совету.

     Генеральный совет делегирует функции трем основным органам, находящимся на следующем  уровне в структуре ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

     Совет по торговле товарами ведет наблюдение за применением и действием соглашений, касающихся торговли товарами. В деятельности ему оказывает помощь ряд специализированных комитетов, занимающихся вопросами доступа на товарные рынки, мерами по санитарии, проблемами, связанными с торговыми аспектами инвестиций, вопросами субсидий и компенсаций, оценки таможенных пошлин, антидемпинговой практики, лицензирования импорта, мониторинга торговли текстилем. Совет осуществляет контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ – 1994 в сфере торговли товарами.

     Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. Совет сосредотачивает усилия на вопросах телекоммуникационных средств, передвижения физических лиц, услуг по морским перевозкам. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

     Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соглашения ТРИПС, занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

     Многочисленные  специализированные комитеты и рабочие  группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО  и региональные торговые соглашения.

     Секретариат ВТО базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны – члены. Секретариат ВТО несет ответственность за обеспечение деятельности органов ВТО в том, что касается ведения переговоров, предоставления технической поддержки различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказание технического содействия развивающимся странам, проведение анализа мировой торговли и разъяснение положений ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

1.2 Направления и содержание работы ВТО

     Сфера деятельности ВТО охватывает уже  более 4/5 мировой торговли. Основным принципом, на котором строится договорная система ВТО, является стремление стран – членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. Следовательно, можно выделить следующие основные цели ВТО:

  • рост торгового обмена товарами и услугами;
  • сокращение тарифных и нетарифных ограничений в мировой торговле (использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер);
  • деятельность на основе принципа наибольшего благоприятствования, т.е. торговля без дискриминации, которая обеспечивается взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой – национального режима, т.е. равного подхода к импортным и отечественным товарам в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;
  • прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров (МТП) и их юридически оформляемое закрепление на согласованном уровне;
  • взаимность в предоставлении торгово – политических уступок;
  • прозрачность торговой политики;
  • разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия - путем рассмотрения споров в специально создаваемых органах.

     Главные задачи ВТО заключаются в либерализации международной торговли, обеспечении ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

     Направления деятельности ВТО во многом определяются постоянными представителями при ВТО стран – членов, которые взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок.

Информация о работе Вступление России в ВТО плюсы и минусы