Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:26, курсовая работа
Таким образом, анализ показывает, что прогресс реформы внешнеторговой политики тесно связан с макроэкономической стабилизацией и с прогрессом, достигнутым в процессе перехода к рыночным принципам ведения хозяйства. Однако следует отметить, что успех реформы внешнеэкономической сферы должен со своей стороны способствовать улучшению общей макроэкономической ситуации, а, следовательно, и скорейшей реализации поставленных перед общеэкономической реформой. Торговая политика может и должна играть в Казахстане стратегическую роль и с точки зрения структурной перестройки хозяйства.
Казахстан как страна с рыночной экономикой, взявшая курс на достижение сильных позиций в международном сообществе стремится повысить свой внешнеторговый потенциал. Членство в ВТО рассматривается как основной фактор для повышения доступа казахстанской продукции к мировым рынкам, ее конкурентоспособности, развития отечественного бизнеса, увеличения объемов инвестиций и стабилизации экономического роста.
В настоящее время 135 стран-членов ВТО являются торговыми партнерами Казахстана. Естественно, что Казахстан будет стремиться и должен стремиться к урегулированию своих торговых отношений с этими странами на приемлемых и выгодных для себя условиях. Любая из этих стран в любое время может начать по отношению любых товаров, импортируемых из Казахстана, процедуру антидемпингового разбирательства. Страна уже не первый год сталкивается с подобными расследованиями и мерами в отношении казахстанского экспорта стали, продукции цветной металлургии, ферросилиция, феррохрома, титановой губки, урана высокообогащенного и др. со стороны США, ЕС, Индии, Мексики, Бразилии, Колумбии и Венесуэлы.
Процесс вступления Республики Казахстан в ВТО начался 26 января 1996 года, когда Казахстан подал в Секретариат ВТО официальное заявление о вступлении в эту организацию. В феврале того же года Казахстану присвоен статус страны-наблюдателя в ВТО. Одновременно с этим была создана Рабочая группа по вступлению Казахстана в ВТО, в состав которой в настоящее время входят 39 стран - основные торговые партнеры республики (США, ЕС, Канада, Япония, Австралия, Швейцария, Китай, Республика Корея и др.).
В целях координации процесса вступления в организацию в 1996 году Постановлением Правительства Республики Казахстан была создана Межведомственная комиссия по вопросам ВТО (МВК). В настоящее время она преобразована в МВК по вопросам таможенно-тарифной политики и участия в международных экономических организациях.
В рамках процесса вступления Казахстана в ВТО переговоры ведутся на многостороннем и двустороннем уровнях по четырем основным направлениям:
1. переговоры по системным вопросам;
2. переговоры по вопросам сельского хозяйства;
3. переговоры по доступу на рынок товаров;
4. переговоры по доступу на рынок услуг.
В
ходе многосторонних переговоров проходят
согласование такие вопросы в
области экономической и
Борьба за свободу торговли - одна из главных тенденций мировой экономики второй половины уходящего века.
Это движение за свободу торговли в последние годы получило название глобализации. Глобализация подразумевает мировую свободу передвижения не только товаров, но и капитала, а, в конечном счете, даже квалифицированной рабочей силы. Глобализации - это в основном политические деятели развитых промышленных стран, которые часто поддерживают собственную глобализацию в ущерб чужой. Есть у глобализации и враги.
В 90-е годы объем мировой торговли ежегодно увеличивался в среднем почти на 7%, в то время как темпы роста ВВП планеты были в два с лишним раза ниже - примерно 3% в год. Динамика изменения мировой торговли в 99 г. требует отдельного обзора. Во второй половине 99 г. наблюдалось существенное усиление глобального выпуска и торговли, оказавшее позитивное влияние для развивающихся стран, экспорт товаров и услуг которых увеличился в среднем вдвое по сравнению со среднемировым уровнем. В 1999 г. на развивающиеся страны приходилось 27,5% мирового экспорта товаров и 23% экспорта коммерческих услуг. Все это дает перспективы для более высоких темпов роста мировой торговли в будущем, а кто не участвует в борьбе за место под солнцем на глобальном рынке, тот может оказаться на обочине мирового развития.
Глобализация не обошла стороной и Казахстан. С января 1996 г. республика имеет статус наблюдателя во Всемирной Торговой Организации (ВТО), которая пришла на смену Генеральному Соглашению по Тарифам и Торговле (ГАТТ). Но в республике почему-то не уделяется этому должного внимания. Например, последняя встреча в Сиэтле (где также обсуждались проблемы вступления новых государств в ВТО) в Казахстане осталась почти незамеченной. Неужели нас не волнуют условия интеграции нашей республики в мировой рынок? На встрече в Сиэтле Билл Клинтон призывал "придать человеческое лицо глобальной экономике". 30 лет назад мы не захотели понять, что такое "социализм с человеческим лицом". Сегодня это нас тоже не интересует. Если так будет продолжаться и дальше, то мы обречены на превращение в заброшенную провинцию в глобализующемся мире. Бросается в глаза разница в подходе к вступлению в ВТО Китая и Казахстана. Примером поистине неудержимого желания вступить в ВТО может служить Китай – его принятию в ряды организации в конце прошлого года предшествовали 15 лет изматывающих переговоров.
Зато теперь считается, что для страны с агрессивной внешнеторговой политикой открыт поистине бескрайний рынок. Нет сомнений, что КНР сполна воспользуется своим новым статусом и благодаря падению торговых барьеров, китайские товары станут еще более дешевыми и всепроникающими.
Собственно, поэтому странам-участницам и понадобилось столько лет, чтобы максимально защитить от экспансии Китая своих производителей. В обмен на членство в ВТО Поднебесной пришлось принять ряд очень жестких условий и обязательств, некоторые из которых никогда не предъявлялись другим странам.
Хотя Китаю и удалось при вступлении добиться статуса развивающейся страны, (это дает ему теоретическое право в течение нескольких лет сохранять высокими импортные таможенные пошлины и другие меры защиты рынка) все же средний уровень таможенных пошлин в стране снизился весьма значительно. В то же время страны – члены ВТО будут применять в отношении китайского экспорта особые меры защиты своих рынков еще в течение 12 лет!
Еще одним ущемлением китайского самолюбия является то, что в ближайшие 15 лет, при проведении антидемпинговых расследований, КНР будет считаться государством с «нерыночной экономикой», а это означает, что решения, вынесенные арбитражными органами ВТО не в пользу Китая, последнему будет очень трудно оспорить.
Таким образом, радужные перспективы, которые предвещало Поднебесной членство в ВТО, по крайней мере, в ближайшем будущем, вряд ли оправдаются. По мнению китайских аналитиков, уже совсем скоро от выполнения требований ВТО пострадают не только отдельные предприятия, но и целые отрасли экономики, увеличится разрыв между состоятельными и малоимущими слоями населения, а также между восточными (относительно более развитыми) и западными районами. Но особенно беззащитной категорией производителей станут сельчане, ведь субсидирование экспорта их продукции отныне полностью прекращается.
Долгосрочные перспективы более заманчивы. Постепенно, когда торговые барьеры против Китая будут устранены, членство страны в ВТО начнет все более положительно сказываться на ее развитии. Но уже и в 2005 году, по расчетам Центра исследований проблем развития при Госсовете КНР, за счет вступления в ВТО показатель роста национального ВВП увеличится на 1,5 проц., прирост потребления составит 0,6, экспорта – 26,9, импорта – 25,8, инвестиций – 1,8 проц. А Всемирный банк прогнозирует, что к 2020 году внешнеторговый оборот Китая достигнет 10 процентов общемирового (второе место в мире после США).
Осознали необходимость вступления в ВТО и страны постсоветского пространства. За исключением Таджикистана и Туркменистана, все остальные республики давно направили заявки на членство, а Молдова и Грузия уже вступили в ряды организации. Но легкость, с которой эти страны подписали соглашение – по сути, определяющее все будущее их экономик, – наталкивает на мысль, что они безоговорочно приняли все предложенные условия, не задумываясь над последствиями.
Яркий пример – наш ближайший сосед Киргизия, ставшая первым полноправным членом ВТО среди стран СНГ. Причем, киргизстанцы добились желаемого менее чем за три года – впятеро быстрее китайцев.
В результате столь активных переговоров Киргизии пришлось резко снизить таможенные пошлины, а на ряд товаров отменить их вообще, упразднить лицензирование, установить предельно низкий уровень субсидирования сельского хозяйства, ввести единый законодательный режим для местных и зарубежных предпринимателей.
В
конечном итоге отечественная продукция,
которая была практически
Вот Киргизия и вынуждена сейчас проводить повторные, не менее утомительные переговоры по пересмотру условий членства в ВТО – иначе страна должна будет выплатить компенсацию другим странам – членам ВТО за несоблюдение условий торговли и расстаться с организацией. Впрочем, крохотный внутренний рынок Киргизии вряд ли представляет повышенный интерес для мирового сообщества, которое в связи с этим, возможно, и пойдет на некоторые уступки. А вот страны покрупнее, с емким внутренним рынком и развитым экспортом, вряд ли смогут рассчитывать на подобные поблажки.
Не за горами вступление в ВТО России. После присоединения Китая она осталась единственной крупной державой, находящейся вне рамок торговой системы. Правда, похоже, наши соседи более обдуманно подходят к этому шагу, просчитывая все возможные выгоды и потери.
В отличие от Киргизии России есть что защищать, поэтому переговоры идут очень тяжело. Между сторонами существуют серьезные разногласия, члены ВТО выдвигают очень жесткие требования. Наряду с традиционными вопросами режима торговли, тарифов и субсидирования сельского хозяйства наиболее сложными оказались проблемы права интеллектуальной собственности и деятельности государственных торговых предприятий.
Кроме этого, ВТО настойчиво требует от РФ присоединения и к необязательным соглашениям, так называемым «секторальным инициативам» (касающимся правительственных закупок, гармонизации пошлин на химические товары, торговли гражданской авиатехникой, информационных технологий).
Российское законодательство еще не приведено в полное соответствие с нормами ВТО. Но если многим соискателям предоставлялась возможность постепенно видоизменять законы, уже являясь членами организации, России предложено за несколько месяцев внести поправки в законодательство, определяющее экономическую деятельность страны.
И
все же позиция Российской Федерации
однозначна: вступать. Но не любой ценой,
а лишь на приемлемых условиях. Впрочем,
непонятно, удастся ли достигнуть консенсуса
при столь серьезных
Часто задается такой вопрос, не является ли вхождение Казахстана в ВТО преждевременным актом? Существуют разные мнения на этот счет. Для России, например, английскими экономистами было подсчитано, что при вступлении в ВТО она сэкономит более миллиарда долларов. Конечно же, вхождение во Всемирную торговую организацию тоже стоит недешево, нужно провести немалую подготовительную работу.
Казахстан придерживается жесткой позиции в вопросе вступления в ВТО. Как заявил председатель агентства по стратегическому планированию и реформам Ержан Утембаев: "Стратегическая цель Казахстана - вступить во всемирную торговую организацию (ВТО) на "достаточно хороших для страны условиях". С одной стороны эта позиция правильная - речь, в частности, идет о практической идее: не менять правила игры на внутреннем рынке дважды - сейчас и еще раз после присоединения к ВТО. Однако трудно представить, как это можно сделать, если пока нет сближения позиций по многим вопросам.
Ситуацию может изменить координация переговорной политики вступающих в ВТО стран СНГ. Создав такую общую политику, возможно, удастся добиться каких-то лучших условий по вступлению, дополнительных привилегий в этой организации и т. д. Об этом высказался и Президент 24 сентября в Астане, после заседания Совета глав правительства Таможенного союза. По его словам, вступать в ВТО собираются все страны Таможенного союза. "Но мы договорились, что все будем вступать согласовано", - сказал президент. "ВТО заставляет открывать внутренние рынки, без ограничения ввозить иностранные товары, в результате этого останавливаются все предприятия внутри Таможенного союза", - отметил он.
Но, думаю, будет крайне сложно достичь согласованной политики, - хотя страны СНГ и унаследовали от СССР сильную экономическую взаимозависимость, интересы стран во многих аспектах не совпадают. Подобные попытки могут затянуть процесс вступления в ВТО, поскольку взаимного согласия нет даже в рамках зоны свободной торговли. Поэтому Грузия, к примеру, посчитала для себя более целесообразным воздержаться от такой всеобщей переговорной политики и вести переговоры самостоятельно, решив, что затягивание процесса вступления, вероятно, будет связано с еще более сложными требованиями со стороны ВТО.