Вступление Казахстана в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, анализ показывает, что прогресс реформы внешнеторговой политики тесно связан с макроэкономической стабилизацией и с прогрессом, достигнутым в процессе перехода к рыночным принципам ведения хозяйства. Однако следует отметить, что успех реформы внешнеэкономической сферы должен со своей стороны способствовать улучшению общей макроэкономической ситуации, а, следовательно, и скорейшей реализации поставленных перед общеэкономической реформой. Торговая политика может и должна играть в Казахстане стратегическую роль и с точки зрения структурной перестройки хозяйства.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа вариант.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     Курс  на создание открытой экономики, провозглашенный  в Казахстане с началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово-экономических отношений  с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики  технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую. Эта задача была главной и в процессе формирования стратегии внешнеэкономической деятельности Казахстана, ее децентрализации и либерализации, политического и институционального обеспечения. Скорейшее вступление Казахстана в ВТО на условиях, учитывающих интересы Казахстана, определено в Послании Президента Н.Назарбаева народу Казахстана на 2006 год одним из главных стратегических интересов республики во внешней политике. Между тем процесс формирования новой глобальной структуры мирохозяйственных отношений, основанной, прежде всего на существенно обновленной (в результате “уругвайского” раунда Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) многосторонней системе международной торговли, продолжается и ускоряется. Абстрагирование Казахстана от участия в этом процессе способно лишь усугубить его и без того трудное положение. Поэтому в рамках осуществляемой в стране экономической реформы одной из важнейших задач является присоединение Казахстана к системе ГАТТ.

     Хотя  сегодня стоит вопрос о вступлении Казахстана во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) заменившую с 1 января 1995 года Генеральное Соглашение  по тарифам и торговле, переговорный процесс, в который вступила наша страна, в большей мере затрагивает традиционную проблематику ГАТТ, поскольку в соответствии с положением Заключительного Акта “уругвайского” раунда страны, которые принимали участие в переговорах, но на момент подписания Заключительного Акта (15 апреля 1994 года) не являлись членами ГАТТ, для вступления в ВТО должны пройти процедуру вступления в ГАТТ.

     Уже в январе 1996 года Казахстан начал  переговоры о вступлении этой страны в ВТО и в феврале 1996 этому государству присвоен был статус страны-наблюдателя. Начиная с 2004 года, время от времени поступает информация о том, что переговоры близятся к завершению, но до сих пор информация такая не подтвердилась.

     Вескими аргументами для того чтобы вступление Казахстана в ВТО произошло как можно скорее может стать облегчение доступа этой республики к новейшим технологиям и иностранным инвестициям, что будет способствовать быстрейшему прогрессу этой страны и выходу ее на траекторию устойчивого развития.

     Однако  существует мнение и о том, что  вступление Казахстана в ВТО приведет к тому, что экономика государства  может оказаться в глубоком кризисе. Связано это с тем, что республика не готова к открытию своей экономики  и некоторые аналитики считают, что товаропроизводители не смогут конкурировать с наплывом зарубежных предпринимателей.

     Как бы то ни было, но затягивающиеся переговоры сопровождаются все большими уступками  и вступление Казахстана в ВТО  становится все более чувствительными, потому что вряд ли односторонние уступки могут играть этому государству на руку.

     Вступление  Казахстана в ВТО определяет следующие  сферы, в которых этого государство  может быть конкурентоспособным  на мировых рынках:

     В первую очередь это, конечно, углеводороды – это изобильный фактор;

     Зерно, тоже важный фактор;

     далее – ядерные технологии;

     космические программы, что обеспечено наличием космодрома;

     транспортная  логистика и транспорт;

     оперейтинг  в международной торговле, что  станет возможным при условии  того, что будут открыты международные транспортные коридоры;

     реализация  совместных программ для Каспийского  региона, обусловлен этот фактор географическим положением;

     создание  зон свободной международной, в  том числе в приграничных торгово-экономических  зонах;

     развитие  трансграничных ресурсов и программ.

     Как видно, из этого вступление Казахстана в ВТО имеет такой фактор, как  нефтяная и газовая индустрия, это  должно ускорять процесс и к тому же являться положительным для страны. Государство не будет иметь конкурентов на отечественном рынке энергоносителей, и повлиять на развитие экспорта энергоносителей никто не сможет, поскольку вряд ли это даст какие-то возможности для роста.

     В то же время вступление Казахстана в ВТО даст стране возможность  поставить вопрос о то, что требования не соответствуют Европейской энергетической хартии и правилам о международной конкуренции, установленным в соглашениях и документах ВТО. Однако на самом деле это может коснуться только казахстанского экспорта ядерного топлива, что, например, страны ЕС нетарифными мерами ограничивают. Вступление Казахстана в ВТО может сократить масштаб торговых ограничений установленных странами-импортерами. Вместе с тем, скорее всего, произойдет вытеснение с внутреннего рынка некоторого количества отечественных товаров.

     Проблемой присоединения Казахстана к системе ВТО. Очевидно, что при решении вопроса о вступлении в ВТО недостаточно руководствоваться лишь успешным опытом участия в этой организации других стран.

 

Глава 1. Создание ВТО

1.1 Создание и основные выполняемые функции ВТО

     Принимая  решение о создании ВТО, Договаривающиеся Стороны руководствовались следующими общими соображениями: во-первых, особым значением, которое придается развитию международной торговли с точки  зрения роста уровня благосостояния; во-вторых, своей приверженностью к принципам справедливой и свободной торговли; и, в-третьих, той исключительной ролью, которую уже сыграли соглашения и договоренности ГАТТ в создании равных возможностей для участников международной торговли.

     Несмотря на все свое влияние, ГАТТ было раздроблено и с точки зрения статуса несовершенно еще на самом начальном этапе, когда попытки создания Международной Торговой Организации потерпели неудачу. Особенно явно этот недостаток Генерального Соглашения проявлялся при возникновении проблем, связанных с разрешением споров и соблюдением обязательств странами-членами Соглашения.

     Основной  целью создания ВТО стала замена старой, раздробленной системы ГАТТ новой, интегрированной международной  организацией, наделенной полномочиями для действенного проведения в жизнь принципов и правил международной торговли, согласованных в ходе торговых переговоров. Соглашение об учреждении ВТО сводит в единую, подведомственную этой организации, систему все соглашения и договоренности, достигнутые в результате многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ. С юридической точки зрения практическое применение результатов “уругвайского” раунда, учитывая всю совокупность положений ГАТТ и, особенно, договоренностей “токийского” раунда, было бы значительно затруднено, если не невозможно. Поэтому участниками переговоров было принято решение о том, что все договоренности, достигнутые в ходе многосторонних торговых переговоров, являются неотъемлемой частью Генерального Соглашения - а, следовательно, и ВТО - и страны, участвующие в Соглашении, принимают на себя все содержащиеся в нем обязательства.

Система ВТО призвана выполнять  следующие функции:

- она  действует как комплекс согласованных  на многосторонней основе правил, регулирующих поведение правительств стран-членов в торговле. По существу, это правила поведения государств и их торгующих субъектов на мировых рынках;

- она  выполняет роль форума для  торговых переговоров, направленных  на либерализацию торговли и  обеспечение ее большей предсказуемости либо путем открытия национальных рынков, либо путем укрепления и расширения самих правил;

- она  выполняет роль международного  суда, позволяющего правительствам  стран-членов ВТО разрешать споры  между собой.

     До  создания ВТО в систему ГАТТ входили 125 государств, на которые приходилось около 90% мирового товарооборота. Из крупных стран лишь Россия и Китай находились вне ее рамок, однако Китай, бывший одним из основателей ГАТТ, сейчас добивается восстановления своего членства в этой организации. Кроме того, примерно 25 стран, по разным причинам оказавшихся в стороне, также ведут переговоры по присоединению к ГАТТ/ВТО.

1.2 Структура ВТО

Место расположения: Женева, Швейцария

Основана: 1 января 1995 г.

Создана: по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94)

Членство: 144 страны (по состоянию на январь 2002 года.)

Бюджет: 127 млн. швейцарских франков (примерно 80 млн. долл. США).

Штат  Секретариата: 500 сотрудников

Глава: генеральный директор

     Высшим  руководящим органом ВТО является Конференция министров. Она созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел стран-участниц ВТО. Конференция обладает полномочиями принимать решения по наиболее принципиальным вопросам, например, касающимся новых раундов многосторонних переговоров.

     Текущее управление деятельностью и наблюдение за действием соглашения и министерских решений осуществляет Генеральный  совет. Он собирается несколько раз  в год в Женеве. Как правило, в Генеральный совет входят послы  или главы представительств членов ВТО. В функции Генерального совета также входит разрешение торговых споров между странами-участницами ВТО и проведение периодических обзоров их торговой политики.

Генеральный совет контролирует деятельность подчиненных  органов:

- Совета по торговле товарами, который осуществляет наблюдение за выполнением Генерального соглашения о торговле товарами;

- Совета  по торговле услугами, который  осуществляет наблюдение за выполнением  Генерального соглашения о торговле  услугами;

- Совета  по интеллектуальной собственности, который осуществляет наблюдение за выполнением Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.

     Помимо  вышеперечисленных органов, в составе  ВТО действуют рабочие и экспертные группы и специализированные комитеты. Их функции заключаются в рассмотрении вопросов выполнения отдельных частей многосторонних соглашений, а также других вопросов, представляющих интерес для стран-участниц, к примеру, касающихся правил конкуренции, инвестиций, действия региональных торговых соглашений, торговых аспектов защиты окружающей среды и приема новых членов.

     ВТО представляет из себя сложный и разветвленный  механизм, в котором участвуют  сотни переговорщиков, экспертов  в различных областях экономики  и права, и который находится  в постоянном движении и развитии. Особенность ВТО в сравнении с другими международными организациями заключается в том, что переговоры в ВТО касаются миллиардных сумм, поскольку в их результате устанавливаются правила экспорта и импорта товаров и услуг, непосредственно затрагивающие интересы потребителей, производителей и конкретных компаний. ВТО - единственная организация мирового уровня, вырабатывающая правила международной торговли для обеспечения ее максимально возможной предсказуемости и свободы, а также справедливого разрешения споров между странами-участницами по любым вопросам, касающимся торговли и торговых барьеров.

     Подводя итог, следует подчеркнуть, что система  ВТО занимает центральное место  в регулировании системы международных  экономических отношений, а устанавливаемые ВТО нормы являются, по существу, международным торговым законом. Находясь вне общего правового пространства, не будучи членом этой организации, любая страна обрекает себя на положение аутсайдера в международной торговле, ибо к ней не применяются общие правила. Это побуждает присоединяться к системе ВТО.

 

Глава 2. Перспективы вступления Казахстана в ВТО

2.1 Вступление в ВТО. Положительные и отрицательные моменты

     Скорейшее вступление Казахстана в ВТО на условиях, учитывающих интересы Казахстана, определено в Послании Президента Н.Назарбаева народу Казахстана на 2006 год одним из главных стратегических интересов республики во внешней политике.

Информация о работе Вступление Казахстана в ВТО