Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:26, доклад
Полномасштабная интеграция стран на постсоветском пространстве невозможна без интеграции их бюджетных систем. Возможен и другой подход – использование интеграции бюджетных систем как одного из средств создания единого экономического пространства, или даже компонент данного процесса.
Однако говорить об интеграции бюджетного пространства в ситуации, когда рынки интегрирующихся стран закрыты друг от друга таможенными барьерами, причем, не только тарифными, но и техническими, достаточно сложно. Вместе с тем именно тарифные барьеры, которые являются фактором, так или иначе влияющим на наполнение национальных бюджетов, наиболее четко показывают наличие или отсутствие предпосылок для интеграции бюджетных систем. Кроме того, отсутствие единой валюты или согласованной политики в области валютных курсов также может быть препятствием такой интеграции.
По
уровню децентрализации расходов на
социальное обеспечение страны «евроазиатской
четверки» существенно
При более глубокой интеграции и необходимости унификации – довольно большие различия в построенных системах межбюджетных отношений. При формировании единой системы в странах придется от многих механизмов отказываться. Одной из рекомендаций может быть взаимное изучение опыта межбюджетных отношений: системы еще довольно неустойчивы и могут быть внесены коррективы, и учитывая разные модели, можно посмотреть на их преимущества и недостатки.
Важным фактором, влияющим на остроту долговой проблемы в рассматриваемых странах, является срочная структура их государственного долга. Наибольшая доля финансирования, которое осуществляется путем выпуска краткосрочных ценных бумаг, характерна для Беларуси, тогда как Казахстан перестал использовать этот финансовый инструмент, сместив акценты на долгосрочные внешние займы, тем более что инвестиционный рейтинг страны, самый высокий из рассматриваемых четырех стран (у Беларуси еще нет, но вряд ли он будет выше, чем у Украины, у которой самый низкий из оставшихся трех стран), способствует проведению такой политики.
В России потребности федерального бюджета в финансировании своих расходов очевидно превышают его доходные возможности и возможности по привлечению источников финансирования на рыночных условиях. Начиная с 2000 г. доходы бюджета расширенного правительства начали превышать расходы, а образующийся профицит бюджета пошел на погашение государственного долга.
Результаты исследования, проведенного Институтом реформирования общественных финансов, подтвердили объективно существующую реальность: в настоящее время бюджетные системы России, Беларуси, Казахстана и Украины различаются как по показателям, характеризующим собственно бюджетное устройство этих стран, принципам формирования доходной части бюджета, объемам и направлениям распределения бюджетных расходов, так и по принципам бюджетной отчетности, степени открытости бюджета.
В целом, делается вывод о сложности быстрой унификации бюджетного законодательства и принципов построения бюджетных систем рассматриваемых стран. Скорее всего, такой процесс потребует длительных многолетних изменений.