Воздействие государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

В рыночной экономике система цен определяет: что, как и для кого. Что производить в каких объемах - определяется потребностями покупателей. Большей потребности соответствует готовность платить более высокую цену. Таким образом, в хозяйстве устанавливается структура цен, которая отражает относительную ценность различных товаров и услуг для общества в целом.

Содержание

Введение
Цена как экономическая категория

Стоимостные основы цены и переход к рыночному образованию

Рыночное ценообразование

Государственное регулирование цен

3.1. Регулирование цен в США

3.2 Регулирование цен в Японии

3.3 Регулирование цен во Франции

3.4 Регулирование цен в Австрии

3.5 Регулирование цен в Швейцарии

Регулирование цен в Норвегии

Регулирование цен в Греции

Регулирование цен в Дании

Регулирование цен в Испании

Регулирование цен в Канаде

Регулирование цен в Австралии

Регулирование цен в Швеции

Регулирование цен в странах ЕС

Работа содержит 1 файл

Курсовая по микроэкономике.docx

— 47.19 Кб (Скачать)

 

Первый из названных факторов ставит в наиболее благоприятные условия  те фирмы, которые имеют современную  технику, передовую технологию, пользуются совершенными методами организации  труда и производства и т.д. В  результате наибольший выигрыш получают та фирма и то предприятие, у которых издержки производства ниже. Второй фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия и фирмы, которые в совершенстве, быстро и гибко умеют воспользоваться конъюнктурой рынка. И в этом случае требуются гибкость, тщательная подготовка производства и производственной инфраструктуры, а также высокопрофессиональные исполнители (кадры). Наибольшую уверенность в успехе и выигрыш получают на рынке те фирмы и предприятия, которые имеют возможность умело использовать оба фактора.

 

Следовательно, в условиях рынка  динамика цен формируется совершенно по-иному и в значительной мере непредсказуемо. Но таковы природа  рынка и его законы, которые  нельзя игнорировать. Напротив, необходимо глубоко и всесторонне изучать  все рыночные факторы и научиться  правильно пользоваться ими.

 

Требуется продуманная система мер, которые уже опробованы в странах с рыночной экономикой. К ним относятся: установление предельного уровня цен государственными органами; меры, принимаемые органами управления, направленные на развитие конкуренции; соответствующая налоговая политика и др. Большая роль в этом деле должна отводиться местным органам управления, а все мероприятия, организуемые в этой области, должны быть обязательно закреплены законодательными актами в центре и на местах.

 

Неотъемлемым и весьма важным элементом  рынка является конкуренция. Нормальными  конкурентами могут быть только собственники. Многообразие структур при одном  собственнике создает монополию, которая  порождает застой и консервацию  отсталости в производстве.

 

Монополия государственной собственности  выступает главным препятствием на пути перелива ресурсов непосредственно  через предприятия под влиянием механизмов закона стоимости и ценообразования. Положение весьма осложняет все  еще имеющаяся уравнительная  система распределения ресурсов.

 

Поэтому возникла острая потребность  в изменении отношений собственности, что должно быть сделано законодательным  путем. Необходимо введение многообразия форм собственности и признания  их равенства перед законом. Однако, чтобы рыночные механизмы по-настоящему заработали, должно быть реальное разнообразие форм собственности на уровне предприятий и действительное юридическое их равенство.

 

В настоящее время во многом господствует государственная собственность. В  этой связи важнейшей проблемой  является конверсия государственной  собственности в коллективную и частную. Приватизация собственности, превращение трудящихся в реальных собственников на своем предприятии, на производстве, преодоление их отчужденности от собственности являются массовой социально-экономической основой перевода экономики и всего общества на рыночные рельсы. Без приватизации собственности такая основа не может быть создана, ее просто нет. Без проведения приватизации собственности рыночные, товарно-денежные отношения развиваться не могут.

 

Следует отметить, что рынок —  это жесткий, бескомпромиссный экзаменатор  всех его участников на их выживаемость в конкурентной борьбе. Главным условием жизнестойкости на рынке является высокий  уровень производства и высокий  профессионализм в его управлении. Уже сейчас многие фирмы и предприятия, не выдержав конкуренции, разоряются и  становятся банкротами. Но мощности этих предприятий не пропадают, они переходят  в другие руки, технически совершенствуются, обновляются и включаются в процесс  воспроизводства на новой, более  эффективной основе. Поэтому банкротство  конкретного собственника и предпринимателя  зачастую оборачивается для общества в целом ростом эффективности  экономики.

 

Мощным двигателем рыночной экономики  является конкуренция. Именно она направляет экономику вперед, используя такой  действенный механизм, как закон  стоимости, механизм ценообразования. Конкуренция является своеобразным экзаменом для предпринимателя  на совершенство его производства, на жизнестойкость и выживаемость. Но вместе с тем конкуренция, и  это главное, есть механизм стимулирования постоянного и всестороннего  совершенствования производства, механизм закрепления в экономике всего  здорового и вытеснения несовершенного и отстающего.

 

В антимонопольном законодательстве западных стран посягательство на честную  конкуренцию считается одним  из самых тяжелых преступлений. Честная  конкуренция — главное; создать  ее — значит создать рынок.

 

Основы успеха в конкуренции  коренятся в состоянии производства. Мировая практика рыночной экономики  базируется на гибком производстве. Оно  обладает свойствами быстро, по мере возникновения  новых потребностей перестраиваться  на их удовлетворение, при этом обходясь практически без повышенных затрат периода освоения новых товаров. Если нет гибкого производства, то время освоения будет большим. Без  этой способности производства невозможно соперничать с конкурентами на рынке. Поэтому переход к рыночной экономике  помимо собственно рыночных преобразований требует коренной перестройки производства (технической, технологической, организационной  и т.д.). Это принципиальное положение, о котором часто забывают, а  нередко пытаются сознательно игнорировать — вероятнее всего, потому, что  такая перестройка сопряжена  со значительными капитальными затратами (инвестициями).

 

Практика зарубежных стран с  развитой рыночной экономикой выработала систему антимонопольных мер, закрепив их в законодательном порядке.

 

Конкуренция неизбежно ставит предпринимателя  в такое положение, когда он вынужден (если хочет выжить в конкурентной борьбе) менять многое в стратегии  и тактике производства, непрерывно работать над его совершенствованием, повышать качество своей продукции, осваивать ее новые виды, использовать наиболее совершенные и гибкие методы ценообразования и т.д.

 

Рыночный механизм ценообразования  должен быть таким, чтобы он создавал условия для конкуренции и  ликвидации монополизма в промышленности и торговле и через это способствовал  оптимизации их структуры, а также  структуры потребления.

 

1.3 Методологические вопросы ценообразования

Методология ценообразования есть совокупность общих правил, принципов  и методов разработки концепции  ценообразования, определения и  обоснования цен, формирования системы  цен, управления ценообразованием.

 

Методология едина для всех уровней  установления цен, т.е. основные положения  и правила формирования цен не меняются в зависимости от того, кто и на какой срок устанавливает  цены. Это является необходимой предпосылкой создания единой системы цен, действующей  в экономике страны.

 

Но нельзя ставить знак равенства  между методологией и методикой. Они существенно отличаются друг от друга: на основе методологии разрабатывается  стратегия ценообразования, а методики содержат конкретные рекомендации и  средства (инструментарий) для реализации этой стратегии на практике. Отсюда следует, что методики — это составные  элементы методологии, которые объединяют целый ряд методов формирования цен. Есть, например, методика определения  цен на новые виды продукции, методика учета в ценообразовании природно-географического  фактора и др. Существующие методики различаются в зависимости от уровней управления, видов цен  и групп продукции. Каждая методика имеет свои особенности. Но эти особенности  и различия не должны выходить за рамки  требований единой методологии. Таким  образом, методики являются первым важнейшим  элементом методологии.

 

Вторым важным составным элементом  методологии являются принципы ценообразования. Принципы ценообразования могут  быть реализованы только на основе разработки и применения соответствующих  методов (методик).

 

Следовательно, принципы и методы тесно между собой связаны  и образуют методологию.

 

При переходе к рынку методология  ценообразования должна оставаться единой, что сделает возможным  постепенное формирование по единым принципам и правилам системы  цен, адекватной рыночным отношениям.

 

Что представляют собой принципы ценообразования?

 

Принципы ценообразования —  это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в  ее основе.

 

Важнейшими принципами ценообразования  являются:

 

•  научность обоснования цен;

 

•  целевая направленность цен;

 

•  непрерывность процесса ценообразования;

 

•  единство процесса ценообразования  и контроля за соблюдением цен.

 

Рассмотрим эти принципы.

 

Принцип научности обоснования  цен состоит в необходимости  познания и учета в ценообразовании  объективных экономических законов  развития рыночной экономики и, прежде всего, закона стоимости, законов спроса и предложения.

 

Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры  рынка, всех рыночных факторов, а также  действующей в экономике системы  цен. При этом необходимо выявить  тенденции развития производства, спрогнозировать  изменение уровня издержек, спроса, качества товаров и др.

 

Научность обоснования цен во многом зависит от полноты информационного  обеспечения процесса установления цен и требует обширной и разнообразной  информации, прежде всего экономической.

 

Принцип целевой направленности цен  состоит в четком определении  приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например, проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышения ее качества. С этой целью за рубежом, например, в США) на определенный период времени допускается установление цен на принципиально новые виды продукции, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль.

 

Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики.

 

Принцип непрерывности процесса ценообразования  проявляется в следующем. Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд  этапов (например, руда- чугун- сталь- прокат и т.д.), на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, вдействующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции этот процесс будет становиться все более динамичным.

 

Принцип единства процесса ценообразования  и контроля за соблюдением цен состоит в государственном регулировании цен на продукцию и услуги отраслей и предприятий-монополистов в сфере транспорта, связи, газа, электроэнергии и некоторых других.

 

Такой контроль осуществляется и по тем товарам, в отношении которых  действует режим свободных цен. Цель контроля — проверка правильности применения установленных законодательством, общих для всех принципов и  правил ценообразования.

 

В случае нарушения дисциплины цен  на предприятии или в организации  на виновников налагаются административные и экономические санкции (штрафы и др.).

 

Различают два вида контроля:

 

А) Государственный, осуществляемый государственными органами ценообразования — федеративными и региональными, при которых имеются инспекции по ценам. Кроме того, контроль могут проводить государственные инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей при органах торговли, как в центре, так и на местах.

 

Б)Общественный, проводимый обществами потребителей. Принятым в Российской Федерации законом о защите прав потребителей предусматриваются определенные права по контролю за ценами со стороны обществ потребителей.

 

1.4 Государственное регулирование  цен

Каждое государство определяет свою ценовую политику как во внутренней, так и во внешней торговле на основании международных соглашений, своих законов и других нормативных документов с учетом взаимовыгодных торговых отношений, расширения товарооборота, поддержания равновесия и насыщения рынка, стабилизации цен, повышения качества и конкурентоспособности отечественных товаров, сочетания открытости и протекционистской защиты отечественных товаропроизводителей, привлечения зарубежных инвестиций в прогрессивные производства и технологии, социальной направленности спроса, оптимизации доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности (чтобы экспорт был не меньше импорта).

 

В развитых странах с рыночной экономикой государственными органами выработаны общие принципы, методы и нормативы  установления цен. Кроме принятия решений  по стратегическим и тактическим  вопросам государственные органы берут  на себя функции установления конкретных цен на товары и услуги, имеющие  для национальной экономики решающее значение. Наряду с прямым установлением  и применением цен государственные  органы осуществляют контроль за ценами. В развитых странах со смешанной экономикой сфера контролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 30% общего объема выпускаемой продукции.

Основная цель государственного регулирования  экономики - соблюдение интересов общества в целом, прежде всего социально не защищенных слоев населения, В ЕС существует национальное регулирование цен в сельском хозяйстве и черной металлургии (охватывает до 15% цен). Решение по ценам в сельском хозяйстве принимает Совет Министров ОБСЕ на уровне министров сельского хозяйства, который устанавливает обязательные для всех стран минимальные и максимальные уровни фермерских цен, а в черной металлургии - Европейская организация угля и стали, определяющая базисные цены на продукцию черной металлургии.

 

1. Регулирование цен в США

 

В США государством регулируется о 5 до 10 % цен. Цены на пшеницу, кукурузу, рис, кормовое зерно, арахис, хлопок, табак  поддерживаются преимущественно через  залоговые операции и закупки  у фермеров, а цены на молочные продукты (сливочное масло, сыр, молочный порошок) - через закупки излишков этих продуктов  у перерабатывающих фирм.

 

Государство гарантирует минимальные  уровни залоговых цен для фермеров, а также поддерживает соотношение  ценами на фермерскую продукцию и  товары, приобретаемые фермерами. Эту  функцию осуществляет Министерство сельского хозяйства. Антитрестовские  управления Министерства юстиции и  Федеральная торговая комиссия осуществляют в целом контроль за ценами, а на уровне штатов - контроль за тарифами на электроэнергию.

Информация о работе Воздействие государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой