Воздействие государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

В рыночной экономике система цен определяет: что, как и для кого. Что производить в каких объемах - определяется потребностями покупателей. Большей потребности соответствует готовность платить более высокую цену. Таким образом, в хозяйстве устанавливается структура цен, которая отражает относительную ценность различных товаров и услуг для общества в целом.

Содержание

Введение
Цена как экономическая категория

Стоимостные основы цены и переход к рыночному образованию

Рыночное ценообразование

Государственное регулирование цен

3.1. Регулирование цен в США

3.2 Регулирование цен в Японии

3.3 Регулирование цен во Франции

3.4 Регулирование цен в Австрии

3.5 Регулирование цен в Швейцарии

Регулирование цен в Норвегии

Регулирование цен в Греции

Регулирование цен в Дании

Регулирование цен в Испании

Регулирование цен в Канаде

Регулирование цен в Австралии

Регулирование цен в Швеции

Регулирование цен в странах ЕС

Работа содержит 1 файл

Курсовая по микроэкономике.docx

— 47.19 Кб (Скачать)

ИНСТИТУТ  БИЗНЕСА И ПРАВА

Кафедра экономики и экономической политики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "МИКРОЭКОНОМИКА"

 

 

 

 

 

НА ТЕМУ: "Воздействие государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой"

 

 

 

 

 

Автор: студент группы № 6-111

Митрофанова А.П.

форма обучения______________

Руководитель:

Репкин А.П.

 

 

 

Санкт-Петербург,

2011

 

 

План  работы

  1. Введение
  1. Цена как экономическая категория

 

    1. Стоимостные основы цены и переход к рыночному образованию

 

    1. Рыночное ценообразование

 

  1. Государственное регулирование цен

 

3.1. Регулирование цен в США

 

3.2 Регулирование цен в Японии

 

3.3 Регулирование цен во Франции

 

3.4 Регулирование цен в Австрии

 

3.5 Регулирование цен в Швейцарии

 

  1. Регулирование цен в Норвегии

 

  1. Регулирование цен в Греции

 

  1. Регулирование цен в Дании

 

  1. Регулирование цен в Испании

 

  1. Регулирование цен в Канаде

 

  1. Регулирование цен в Австралии

 

  1. Регулирование цен в Швеции

 

  1. Регулирование цен в странах ЕС

 

Введение

Рынок существует везде, где индивидуумы  или организации вступают в отношения  купли-продажи. Рынок важен потому, что он есть тот экономический механизм, который общество применяет для производства, распределения, торговли. Покупатели и продавцы используют информацию, получаемую на рынке, чтобы решить, что именно купить и сколько продать. Рынок всегда имеет две стороны, отражая условия как спроса, так и предложения, и делает это одновременно. Через рынок покупатели объявляют о своем желании и способности продавать (или не продавать) на таких-то условиях. Сигналами продавцам и покупателям служат цены.

В рыночной экономике система цен  определяет: что, как и для кого. Что производить в каких объемах - определяется потребностями покупателей. Большей потребности соответствует  готовность платить более высокую  цену. Таким образом, в хозяйстве  устанавливается структура цен, которая отражает относительную  ценность различных товаров и  услуг для общества в целом.

 

Чем нужнее товар, тем выше его цена и выше прибыль от его производства. Таким образом, цена является направляющей силой рынка. Знание системы и  видов цен, реально применяемых  на внутреннем и внешнем рынке, умение рассчитать их структуру позволяют  внедрить наиболее рациональные методы и политику ценообразования фирмы  с учетом реально складывающейся конъюнктуры рынка и таким  образом обеспечить максимально  возможный результат ее экономической  рентабельности.

Государство так же играет важную роль в установлении цен в рыночной экономике. Регулирование цен имеет очень большое значение в экономике, т.к. состояние государства зависит от экономического положения страны.

В своей работе я рассматриваю такие  темы, как воздействие государства  на цены в странах с развитой рыночной экономикой, как вообще устанавливается цена и на что она влияет.

 

 

 

  1. Цена как экономическая категория в переходный период

1.1         

Стоимостные основы цены и переход  к рыночному ценообразованию

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена — сложная экономическая  категория. В ней пересекаются практически  все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь  это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению  и использованию ВВП и национального  дохода.

 

Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной  теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что  цена товара представляет собой сумму  денег, которую покупатель готов  заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена — денежное выражение стоимости товара.

 

В отличие от цены, ценообразование  представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Имеют  место в основном две системы  ценообразования:

 

1) централизованное, которое предполагает  формирование цен государственными  органами на основе издержек  производства и обращения. 

 

2) рыночное, основанное на базе  взаимодействия спроса и предложения.

 

Чем же определяется размер цены товара? Это самый сложный вопрос экономической  теории, который до сих пор вызывает ожесточенные споры двух диаметрально противоположных школ.

 

Разработка теории цены относится  к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная  теория цены, яркими представителями  которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.

 

Наиболее последовательным сторонником  стоимостной теории цены является К. Маркс с его учением об абстрактном  труде как объективной субстанции стоимости. Сущность этой концепции  заключается в следующем: товар  имеет стоимость и цену.

 

Что касается цены товара, то она есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов. Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости объективную основу цены, тем самым различая стоимость и цену.

 

Другая концепция объясняет  цену товара суммой денежных затрат в  наилучшем варианте использования  производственных ресурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит  не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких  затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимости, для объяснения цены в ней нет необходимости.

 

Современная экономическая теория не оставляет надежды синтезировать  оба подхода к ценообразованию, совместив в цене «объективность» (стоимость) и «субъективность» (полезность) товара.

 

Построение рыночного хозяйства  требует решительного преодоления  многих теоретических и методологических догм, которые все еще имеются  в экономической науке и практике хозяйствования, в том числе и  в области ценообразования. Прежде всего необходимо решить весьма важную проблему общего и принципиального характера, в зависимости от которой находятся другие вопросы, связанные с теорией, методологией и практикой ценообразования. Эта проблема может быть сформулирована следующим образом: каковы место и роль цены в рыночном хозяйстве?

Правильный ответ на этот вопрос может быть дан лишь после того, как будет раскрыт главный  вопрос, а именно: что такое рынок  в цивилизованном смысле этого слова?

 

В экономической литературе имеется  много определений понятия рынка. И это естественно. Дело в том, что рынок — явление весьма сложное и пока еще недостаточно изученное.

 

Рынок — это устойчивые, постоянно  воспроизводимые, повторяющиеся связи (производственные, торговые, экономические, технологические и др.) между субъектами рыночных отношений, но обязательно  опосредованные через механизмы  стоимости, товарно-денежных отношений  механизмы ценообразования, спроса, предложения и всех других составляющих сферы обращения товаров.

 

Рыночные отношения могут возникать  где угодно, если спросу противостоит предложение, например: на базаре, в  деловом офисе, по телефону, на бирже  и т.д. Когда на рынке устанавливается  равновесие между спросом и предложением, то результатом этого экономического процесса является цена.

 

В рыночной экономике имеется много  механизмов регулирования деятельности предприятия, но что принципиально  важно — все они базируются на использовании экономических методов, которые создают условия для заинтересованности предприятия следовать за потребностями общества или же имеют ограничительный характер, защищая интересы общества, государства.

 

Как уже отмечалось, в условиях рыночных отношений регулирование  воспроизводства осуществляется в  числе других законов и законом  стоимости, который действует через  механизм цен и ценообразования. Здесь нет планового установления цен, часто допускающего волевые  решения в этой области, искажающего  реальное представление о положении  дел в экономике. Поэтому развитие рыночного ценообразования требует  принципиально иных подходов к формированию цен и модели цены.

 

     1.2  Рыночное ценообразование

рования цен в условиях централизованной экономики строятся на том, что они определяются на предприятии, т.е. в производстве, и нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство. Отсюда — господство затратного метода ценообразования, который подвергался критике еще в условиях плановой экономики. При таком подходе к построению цен рынок оказывает очень слабое воздействие на уровень и динамику цен. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установленной цене.

 

Коренное отличие рыночного  ценообразования от централизованного  установления цен состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере  производства, не на предприятии, а  в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и  предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются  на рынке.

 

Поэтому наши представления о стоимости  товара (его формировании) и цене как экономических категориях рынка  радикальным образом изменяются. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов  как товаров, постольку и стоимость  их получает общественное признание  через механизм цен только на рынке.

 

Это принципиальное теоретическое  положение до последнего времени  почти полностью игнорировалось в нашей экономической науке  и практике ценообразования. Однако и сейчас нередко практика ценообразования  такова, когда затраты на производство товаров считают общественно  необходимыми задолго до того, как  эти товары появятся на рынке и  будут признаны товарами со стороны  покупателей, т.е. задолго до того, как  затраты на их производство получат  общественное признание. Этому во многом способствовали имеющиеся в последние годы постоянное и существенное превышение спроса над предложением и монополизм изготовителей товаров. Очевидно, что такая практика явно противоречит современным представлениям экономической теории о рыночной экономике.

 

Основное принципиальное отличие  рыночного ценообразования от планового  установления цен состоит также  в том, что первоначальные цены на товары определяются (устанавливаются) их собственниками, субъектами хозяйствования. Только в этом случае преодолевается отчуждение товаропроизводителей от результатов  их труда.

 

Какова же при этом роль государства, государственных органов?

 

Государственные органы в зависимости  от сложившейся хозяйственной ситуации могут регулировать и регулируют цены только на ограниченный круг товаров  и услуг.

 

В отношении подавляющего большинства  товаров, производимых субъектами хозяйствования, государство определяет также общие  правила и принципы ценообразования, иногда устанавливает предельные уровни рентабельности или цен и таким  путем осуществляет свои управляющие  функции. Но государственные органы не устанавливают по большинству  товаров конкретные цены на изделия, изготовляемые различными собственниками.

 

Таким образом, предприятия или  фирмы реализуют свои товары и  услуги, как правило, по ценам и  тарифам, установленным ими самостоятельно или на договорной основе, и только в отдельных случаях, предусмотренных  законодательными актами, по государственным  ценам. Государственное регулирование  цен осуществляется на продукцию  предприятий, занимающих монопольное  положение на рынке товаров, а  также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и  социальную защищенность отдельных  категорий граждан.

 

Поэтому в период перехода к рынку, в условиях смешанной (многоукладной) экономики, рыночный механизм ценообразования  должен не противостоять, а гибко  сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные  группы товаров. Такое сочетание позволяет государству с помощью цен определять и реализовывать цели и приоритеты экономического и социального развития и формировать соответствующие пропорции.

 

Механизм ценообразования в  условиях рыночных отношений проявляется  через цены, их динамику. Динамика цен  формируется под воздействием двух важнейших факторов — стратегического  и тактического.

 

Стратегический фактор выражается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости. Процесс этот весьма сложный.

 

Тактический фактор проявляется в  том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры  рынка.

 

Первый фактор — фактор долговременного  перспективного действия. Второй может  часто меняться (в течение дней, часов), так как динамика конъюнктурных  изменений очень высока; здесь  требуется всестороннее изучение этих изменений. Как первый, так и второй факторы весьма важны в условиях рыночной экономики, ими нужно в  совершенстве овладеть и научиться  умело пользоваться. В противном случае предприятию или фирме включаться в рыночную экономику не имеет смысла — это чревато для них отрицательными экономическими последствиями.

Информация о работе Воздействие государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой