Восприятие как регулятор поведения человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

Предмет исследования – особенности восприятия на поведения людей в обществе
Объект исследования – восприятие как регулятор поведения человека.
Цель написания работы заключается в раскрывании сущности процесса восприятия, его составляющих, а также факторов, оказывающих влияние на восприятие человека.

Содержание

Введение………………………….………………………………………...……...2
1. Сущность восприятия как регулятора поведения человека……...…..….……4
2. Характеристика основных свойств восприятия как регулятора поведения человека………………………………………………………………………….….…...11
3. Практический пример регулирования поведения персонала в ИП Рязанова………………………………………………………….………………..….....18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список используемой литературы……………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

моя контрольна поведен. в организац. 09.04.11. 5курс.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Содержание  

     Введение………………………….………………………………………...……...2

     1. Сущность восприятия как регулятора поведения человека……...…..….……4

     2. Характеристика основных свойств восприятия как регулятора поведения человека………………………………………………………………………….….…...11

     3. Практический пример регулирования поведения персонала в ИП Рязанова………………………………………………………….………………..….....18

     Заключение……………………………………………………………………….21

     Список  используемой литературы……………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

      Наше  представление мира стабильно. Наш мир состоит из определенных материальных элементов: камень – это камень, дерево – это дерево, кошка – это кошка. Нам кажется, что иначе и быть не может.

      Однако  мы подгоняем мир под собственные  мерки, определенные нашими человеческими  органами чувств. Для некоторых животных реальность состоит в основном из запахов, большей частью нам неизвестных, для других – из звуков, в значительной части нами не воспринимаемых. Каждый вид обладает рецепторами, позволяющими организму получать ту информацию, которая наиболее полезна для его приспособления к окружающей среде, т.е. у каждого вида есть собственное восприятие реальности.

      Тема  данной работы является весьма актуальной и интересной для изучения. Ведь восприятие - это весьма сложный  позитивный процесс, формирующий уникальную картину мира, которая может значительно отличаться от реальности. Признание разницы между воспринимаемым миром и миром реальным крайне необходимы для понимания организационного поведения.

    Восприятие  может быть определено в самом  общем виде как процесс получения информации из окружения и ее обработки. Сам по себе этот процесс един для всех. На входе — получение информации из внешней среды, далее обработка этой информации и приведение ее в определенный “порядок” и, наконец, на выходе — систематизированная информация, которая создает представление человека об окружающей среде и ложится в основу его действий, т.е. данная информация выступает исходным материалом для поведения человека. Несмотря на внешнее единообразие процесса, восприятие каждым человеком действительности различно и всегда носит субъективный характер. В жизни очень часто бывает так, что люди смотрят на одно и то же явление, но видят его совершенно по-разному. Если бы этого не было, то люди вели бы себя во многом одинаково. И тогда у управления не стояло бы такой сложной задачи, как выработка тонкого и многогранного механизма взаимодействия человека и организации для обеспечения эффективного функционирования организации в долгосрочной перспективе.

     Предмет исследования  – особенности восприятия на поведения людей в обществе

     Объект  исследования – восприятие как регулятор поведения человека.

     Цель  написания работы заключается в  раскрывании сущности процесса восприятия, его составляющих, а также факторов, оказывающих влияние на восприятие человека.

      При этом моими задачами были следующие: рассмотреть восприятие как процесс получения из окружения и обработки информации, показать, из чего складывается восприятие человеком организационного поведения, указать на возможные ошибки и искажения при восприятии, более подробно рассмотреть особенности восприятия человека, которое сильно влияет на многие важные организационные процессы.

     Представленная  работа, состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографии. Первый и второй разделы представлены теоретической частью, где рассмотрены сущность и  характеристика основных свойств восприятия как регулятора поведения человека. Третий раздел представлен практической частью, где приведен пример регулирования поведения персонала в ИП Рязанова.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Сущность восприятия как регулятора поведения человека 

      Каждый  вид обладает рецепторами и мозгом, позволяющими организму улавливать сигналы, наиболее полезные для приспособления данного вида к окружающей среде. Таким образом, у каждого вида свое восприятие действительности.

      Восприятие  – непосредственное, чувственное  отражение предметов и явлений  в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков. [2. Стр.86].

      Наши  органы чувств ограничены в своей  способности реагировать на стимулы, поэтому они могут улавливать лишь ограниченное количество сообщений из окружающей среды.

      Стимулы, исходящие из внешней среды, непрерывно интерпретируются в соответствии с установившимися с детства категориями образов. В случае новой или неполной информации наш мозг действует путем выдвижения гипотез.

      Наше  восприятие организованно таким  образом, что любой объект мы видим как фигуру, выделяющуюся на каком-то фоне. Кроме того, наш мозг склонен заполнять пробелы в воспринимаемом материале, так что отдельные фрагменты дополняются до простого и законченного контура. Организация восприятия осуществляется также путем группировки элементов по признакам их близости, сходства, непрерывности и симметрии.

      Наше  восприятие мира стабильно и константно: мы сохраняем за предметами их размеры, форму и цвет независимо от того, на каком расстоянии они от нас находятся и под каким углом мы на них смотрим.

      Благодаря бинокулярному зрению наш мозг обеспечивает нам трехмерное видение мира. Однако на расстоянии больше 15 метров мы можем  оценивать глубину и взаимоположение объектов только по монокулярным признакам, связанным с линейной и воздушной перспективой, а также с параллаксом и с частичным закрытием одних предметов другими.

      Мозг  испытывает информационную перегрузку, если он не может осуществить выбор среди слишком большого количества сигналов. Этого чаще всего удается избежать благодаря таким механизмам, как сенсорная адаптация на уровне рецепторов и привыкание на уровне ретикулярной формации.

      В головном мозгу действует фильтр, который лимитирует нашу способность улавливать сигналы, приходящие из разных источников.

      Прием сигнала происходит на двух уровнях.

      На  нижнем уровне окружающая нас энергия  все время буквально бомбардирует наши органы чувств, и как только она становиться достаточной для того, чтобы возбудить один из рецепторов, она превращается в закодированное сообщение, которое будет передано в мозг. Этот предел чувственности каждого рецептора, за которым уже не может наступить возбуждение, называется физиологическим порогом.

      На  более высоком уровне сигнал, чтобы быть воспринятым, должен затем превысить другой порог - порог восприятия. Этот порог сознательного осознания. Он контролируется ретикулярной формацией.

      Физиологический порог определен генетически  и может изменяться только в зависимости от возраста или других физиологических факторов, а порог восприятия гораздо менее стабилен. Он зависит от уровня бодрствования мозга, а так же от внимания мозга к сигналу, который преодолел физиологический порог.

      Между двумя порогами существует зона чувствительности, в которой возбуждение рецепторов влечет за собой передачу сообщения, но оно не доходит до сознания.

      Поле  восприятия шире, чем сфера осознаваемых объектов. Существует и подпороговое восприятие – неосознаваемая сфера  отражаемой действительности.

      Порог восприятия тесно связан с уровнем  активности мозга. У бодрствующего  и внимательного индивидуума  он может быть пониженным, чтобы облегчить поступление и расшифровку сигналов. Но он может быть повышенным во время засыпания при некоторых других состояниях сознания, когда поток информации фильтруется и восприятие ослаблено.

      Мозг, даже у полностью бодрствующего  человека способен в любую минуту изменить порог: все зависит от того, важна ли для него получаемая информация или нет. Так происходит, когда извне поступают сообщения, эмоциональный заряд которых трудно переносим. Чтобы узнать обычное короткое слово, в среднем достаточно десятой доли секунды, но для слова-табу нужно бывает удвоить, а иногда и утроить это время.

      Некоторые авторы полагают, что некоторые слова менее употребительны, а потому и воспринимаются труднее. Но существует эмоциональная реакция, когда испытуемые затрудняются прочитать слово-табу. Это доказывает, что слово-табу, даже узнанное, всегда сложно произнести вслух в присутствии посторонних, особенно если человек не уверен в правильном прочтении. Но у некоторых испытуемых эти и именно эти слова узнаются намного раньше, чем другие.

      Объяснение  таких феноменов опираются на сформулированную Фрейдом мысль о том, что на уровне сознания действует некая цензура, которая мешает определенным социально неприемлемым образом или желаниям пересечь порог восприятия.

      В зависимости от целенаправленности восприятие делится на две формы: непроизвольное (непреднамеренное, не связанное с заранее поставленной целью) и произвольное, преднамеренное (целенаправленное).

      По  модальности рецепторов восприятие подразделяется на зрительное, слуховое и осязательное.

      В зависимости от сложности, развернутости  перцептивной деятельности восприятие бывает симультанным ( одноактным) и сукцессивным (поэтапным, последовательным).

      Существует 4 уровня восприятия:

    1. Сенсорный – чувственный охват объекта, попадание его в поле зрения.

     Все сигналы, не допущенные в сознание цензурой, очевидно, обрабатываются какой-то более примитивной системой на предсознательном уровне. Они, возможно, составляют резерв-источник спонтанно возникающих образов и свободных ассоциаций - и таким образом в свою очередь играют роль в активации организма. Это может проявляться, например, в сновидениях, в молниеносных вспышках интуиции или, в условиях сенсорной изоляции.

  1. Перцептивный – осмысление объекта, отнесение его к определенной категории, классу объектов.

     Знания  о работе мозга позволяют выдвинуть  на этот счет ряд гипотез. Одна из них касается первого уровня памяти - сенсорной памяти. Механизм, благодаря которому сигналы очень недолго сохраняются на уровне рецепторов, пока не будет решено, переводить их отсюда в кратковременную память или нет. Это решение зависит от высшего, когнитивного уровня, где и может действовать цензура, о которой говорил Фрейд.

    1. Оперативный – охват какой-либо функции, стороны объекта;
    2. Деятельностный – взаимодействие с объектом как целью деятельности.

     Возможно  подпороговое восприятие информации, которая обрабатывается в подпороговой зоне. Она, видимо, улавливает и может вызывать реакции на уровне организма без сознательной оценки соответствующих сигналов.

      Подпороговое  восприятие, по-видимому, позволяет  организму отвечать на поступившие  сигналы так, как он не смог бы ответить, если бы они были приняты и оценены сознанием. Эта гипотеза была прежде всего использована в рекламе товаров. Например, было показано, что можно внушить кинозрителям желание потреблять газированные напитки или воздушную кукурузу определенных фирм, показывая неоднократно в течение фильма кадр продолжительностью в 1/24 секунды (так называемый 25 кадр), восхваляющий достоинства этих продуктов; можно так же вызвать у публики большое желание приобрести продукты, в рекламе которых скрыты звуковые или зрительные подпороговые сообщения.

      Однако  из-за боязни злоупотребления такой  практикой, с одной стороны, и  из-за того, что ее реальная эффективность  осталась неподтвержденной - с другой, возникли сомнения в обосновании самой гипотезы, положенной в ее основу.

      Тем не менее, спустя несколько лет появился интерес к лечебному применению такого рода методов, особенно для оказания помощи курильщикам, алкоголикам и тучным людям. Сходные программы были разработаны также для лечения больных шизофренией и депрессией.

      Однако, несмотря на все большее число исследований, ведущихся в этом направлении, ничего определенного относительно подобной практики установить пока не удалось.

      Экстрасенсорное восприятие состоит в восприятии сигналов, которые не воздействуют непосредственно на органы чувств.

      Существует  сходство восприятия подпорогового  и экстрасенсорного. В обоих случаях речь идет о восприятии сигналов, которые слишком слабы, чтобы дойти до уровня сознания, но все же способны оставить след, который мог бы быть воспринят некоторыми людьми в определенные моменты и в определенном состоянии расслабления и восприимчивости.

      Экстрасенсорное восприятие, о котором имеются  пока лишь весьма недостоверные данные, должно все-таки рассматриваться как  нечто связанное с мозгом.

Информация о работе Восприятие как регулятор поведения человека