Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:46, контрольная работа
При планировании для определения высшей ценности ожидаемого близкого результата необходимо знать, какой исход или какая цель в конечном счете должны быть достигнуты на предприятии и в какой степени приближает к ним промежуточный планируемый результат. Возможность приближения к конечным результатам делает процесс планирования важным показателем как степени продвижения к поставленным целям, так и меры внешней ценности любого промежуточного результата. Правильная оценка при планировании степени продвижения к конечным результатам способствует обоснованному выбору не только важнейших экономических целей, но и необходимых средств для их осуществления в планируемом периоде.
1. Сущность и функции рыночного планирования.
2. Планирование производственной мощности предприятия.
3. Сущность сетевого планирования. Построение сетевых моделей.
Кафедра «ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ»
ДИСЦИПЛИНА «ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ _____________________
Задание
на контрольную работу № 1
1. Сущность и функции рыночного планирования.
2. Планирование производственной мощности предприятия.
3. Сущность сетевого планирования. Построение сетевых моделей.
4. Задача.
Завод в планируемом году должен выпустить основной товарной продукции на сумму 120 млн. руб. Также будет выработано полуфабрикатов на сумму 30 млн. руб., которые будут реализованы другим предприятиям.
Размер незавершенного производства на конец года предполагается сократить на 45 млн. руб. по сравнению с началом года.
Определить объем товарной, валовой и реализованной продукции, при условии, что запасы готовой продукции сократятся на 40 млн. руб.
5. Задача.
Общая площадь цеха 1400 м2. Из них 30% занимает складская площадь. Для сборки одного изделия, цикл сборки которого составляет 47 часов, необходимо 33,2 м2. Цех работает в 2 смены, в условиях 40-часовой рабочей недели. Нормы выполняются на 104%. Определить коэффициент использования мощностей, при плане производства 2707 изделий в год, если в году 107 выходных и 8 праздничных дней.
Будет ли цех работать дополнительно? Если да, то сколько?
Составитель:
Выдано студенту: _____________________
Дата выдачи 01.10.2011 Срок выполнения до 29.12.2011
Преподаватель курса ____________________
1. Сущность и функции рыночного планирования.
При планировании для определения высшей ценности ожидаемого близкого результата необходимо знать, какой исход или какая цель в конечном счете должны быть достигнуты на предприятии и в какой степени приближает к ним промежуточный планируемый результат. Возможность приближения к конечным результатам делает процесс планирования важным показателем как степени продвижения к поставленным целям, так и меры внешней ценности любого промежуточного результата. Правильная оценка при планировании степени продвижения к конечным результатам способствует обоснованному выбору не только важнейших экономических целей, но и необходимых средств для их осуществления в планируемом периоде.
Во всяком процессе планирования выбор основных целей и возможных средств или способов их выполнения тесно связаны и переплетены между собой. Выдвигаемые планово-экономические или иные внутрихозяйственные цели во многом влияют при имеющихся ограничениях и на выбор средств для их предстоящего осуществления. Вместе с тем не менее очевиден и тот факт, что имеющиеся в распоряжении предприятия производственные ресурсы, технологические средства и финансовые возможности влияют также и на выпор стратегических или тактических целей его развития. Например, возможность или способность стабилизации и подъема производства на отечественных машиностроительных предприятиях в период перехода к рынку существенно ограничивается уровнем их реальных доходов и состоянием платежеспособности. Иными словами, наше представление о возможных финансовых исходах или, точнее говоря, о финансовом состоянии предприятия влияет на выбор тех важнейших или приоритетных экономических целей, к которым следует стремиться при планировании их производственной деятельности. На нынешнем этапе развития большинства наших предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. А основными средствами для ее достижения могут быть выбраны два известных способа роста доходов предприятия: за счет экономного расходования применяемых ресурсов и на основе приращения используемого капитала. Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, второй — на повышение результатов производства.
Таким образом, рыночное планирование внутрихозяйственной, или внутрифирменной, деятельности служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования. Это означает, что в процессе планирования необходим комплексный, системный подход к решению возникающих на предприятии производственно-экономических и всех иных проблем. Формулировка производственных целей и выбор экономических ресурсов, направленных на достижение требуемых рынком плановых показателей или задач, представляет перспективное планирование или комплексное решение будущих проблем. В связи с этим внутрифирменное планирование подразумевает, что ни одна производственная или предпринимательская проблема не должна рассматриваться изолированно друг от друга и каждая из них формулирует с учетом ее принадлежности к системе или множеству взаимосвязанных задач или целей, выступающих на каждом предприятии как иная экономическая система. Следовательно, рыночное планирование внутрихозяйственной деятельности на различных предприятиях и фирмах состоит в разработке вариантов желаемого будущего и хождения путей более эффективного приближения к нему.
Такое планирование лучше всего может быть выполнено в тех рыночных производственных условиях, когда оно предусматривает решение реальной или текущей экономической задачи, становится этапом идеальной или перспективной перестройки того или иного объекта на предприятии, каким может быть рабочее место, производственный участок, отдельный исполнитель, группа специалистов, целое предприятие или вся фирма и т.д.
Любой план, как текущий, так и перспективный, должен быть осуществимым, жизнеспособным и гибким к внутренним и внешним изменениям производственной рыночной системы и ее окружения. Рыночный план развития предприятия должен быть наилучшим из возможных в данных условиях вариантов, способным легко претерпевать любые предстоящие изменения внутрифирменной деятельности. Он может непрерывно пересматриваться под влиянием новых рыночных требований, вновь полученной нормативной информации, приобретения научных знаний и производственного опыта, появления новых плановых проблем и выбора новых экономических целей. Планирование в условиях рынка также служит основой осуществления множества разнообразных экономических, организационных, управленческих, социальных и многих других функций, характеризующих степень развития современного производства. Механизм их взаимодействия требует объединения в общий комплексный план или единую плановую систему соответствующих целей и средств их достижения. Например, при планировании различных экономических показателей перспективной деятельности предприятия следует наиболее полно использовать существующую систему прогрессивных нормативов, передовых стандартов, научных положений и экономических целей. Для современного отечественного рынка или производства эти цели можно кратко сформулировать следующим образом:
- экономический рост, означающий желание предприятий обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, а следовательно, более высокий уровень жизни людей;
- полная занятость, предполагающая возможность подходящего занятия всем работникам, кто желает и способен трудиться;
- экономическая эффективность, характеризующая максимальную отдачу всех имеющихся ограниченных производственных ресурсов при допустимом минимуме издержек на их использование;
- стабильный уровень цен, не допускающий значительного колебания общего уровня действующих цен, а значит, инфляции и дефляции;
- экономическая свобода, позволяющая всем специалистам и исполнителям обладать в своей сфере деятельности высокой степенью самостоятельности и творчества;
- справедливое распределение доходов, предусматривающее соответствующее вознаграждение всех категорий персонала.
Приведенный перечень широко признанных в мировой рыночной экономике общих целей может быть весьма успешно использован на отечественных предприятиях при планировании их производственно-хозяйственной и социально-трудовой деятельности. Основные функции и предстоящие цели каждого предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.
Планирование внутрифирменной деятельности является на предприятии важной функцией управления производством. Применяемая в современном менеджменте классификация общих управленческих функций была впервые сформулирована его основателями Ф. Тейлором, А. Файолем, Г. Эмерсоном и дополнена многими зарубежными и отечественными учеными. Она представляет систему организационно-управленческих функций, каждая из которых непосредственно относится к плановой деятельности всех фирм и предприятий: обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов, координация работ, мотивирование деятельности, контроль хода работ, оценка результатов, корректировка цели, изменение планов и т.п.
Рыночное планирование как целенаправленная внутрихозяйственная деятельность позволяет рассматривать одновременно множество взаимосвязанных экономических, социальных, организационных, инвестиционных, управленческих и других проблем как единую целостную систему. Поэтому планирование на предприятии служит основой организации и управления производством, является нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений. Анализ взаимосвязанных проблем как единого целого, по утверждению Р.Л. Акоффа, относится к планированию, а не к решению управленческих проблем. Это означает, что отечественным предприятиям и фирмам могут прийти на помощь именно искусство и наука планирования в решении текущих и стратегических производственных проблем. Наши экономисты-менеджеры должны уметь максимально использовать эти искусство и науку проектирования будущего, чтобы кажущееся сегодня невозможным сделать завтра на своей фирме легкодостижимым. Для этого необходимо устранить или ослабить существующие на производстве ограничения, вытекающие из рассмотрения самой возможности перехода к рыночным отношениям. Исключительно эффективным средством устранения или ослабления многих известных ограничений, как свидетельствует передовой зарубежный опыт управления производством, может явиться идеализированный или оптимальный план внутрихозяйственной деятельности.
Во внутрифирменном плане, как и в любом другом, отдельные части или функции объединяются в единую комплексную систему социально-экономического развития. Рыночное планирование по существу является процессом синтеза, результатом которого всегда становится некоторая прогнозируемая система, характеризующая совокупность взаимосвязанных частей единого хозяйственного комплекса. Оптимальный внутрифирменный план в наиболее полной степени отражает свойства, функции и цели всего предприятия. Всякая целостная система всегда обладает свойствами, которые отсутствуют у ее частей. Поэтому комплексный внутрихозяйственный план предприятия, представляющий собой научно обоснованную систему решений совокупности производственных, технических, экономических, социальных, финансовых и иных функций и проблем, может быть осуществим, даже если ни одна из его частей, рассматриваемых порознь, неосуществима. Неосуществимые на этапе планирования решения могут взаимодействовать таким образом, что они дадут в будущем реально достижимую систему планируемых решений.
Внутрифирменное планирование в условиях рыночной экономики — это процесс непрерывной творческой деятельности, научно обоснованная система свободного выбора основных видов продукции и услуг предприятия, важнейших экономических и социальных целей его перспективного развития, наилучших технических средств и организационных способов решения выдвинутых перспективных целей и задач. Оно позволяет каждому предприятию планировать и соизмерять свои затраты и результаты, нормы расходуемых ограниченных ресурсов и получаемых совокупных доходов на всех стадиях хозяйствования и уровнях управления. В свободных рыночных отношениях предприятий основные функции внутрихозяйственного планирования получили в настоящее время свое дальнейшее развитие и расширение: от технико-экономического обоснования отдельных разделов и частей плана до разработки новых комплексных бизнес-планов.
2. Планирование производственной мощности предприятия.
Для составления оптимального плана по выпуску и реализации продукции следует использовать экономико-математические методы, позволяющие выбрать из множества вариантов наилучший. Чаще всего в качестве критерия оптимизации используется критерий прибыли, но могут использоваться и другие критерии, такие как завоевание максимального рынка, обеспечение конкурентоспособности продукции (это качественный показатель).
При планировании производственной программы необходимо проверить ее выполнение по производственным мощностям, а именно: способны ли производственные мощности обеспечить выпуск данного объема продукции.
Производственная мощность (ПМ) единицы, группы оборудования, участка, цеха – это максимально возможный выпуск продукции, предусмотренный на соответствующий период (мес., кв., год) в заданной номенклатуре и ассортименте с учетом оптимального использования наличного оборудования и производственных площадей, прогрессивной технологии, передовой организации производства и труда. Иными словами – это потенциальная возможность валового выпуска промышленной продукции.
Производственная мощность определяется в тех же единицах, что и производственная программа (тоннами, руб., шт. и т.д.).
При формировании производственных мощностей учитывается влияние таких факторов, как номенклатура, ассортимент, качество продукции, парк основного технологического оборудования, средний возраст оборудования и эффективный годовой фонд времени его работы при установленном режиме, уровень сопряженности парка, размер производственных площадей и т.п.
Принято при расчете мощности производительность и норму времени на выработку устанавливать исходя из достижений передовиков. В эту группу включаются 20-25% наиболее передовых работников из общей численности. При определении производительности оборудования используют паспортные данные с учетом проводимых ремонтов и модернизаций оборудования.
При определении мощности учитывается все оборудование, закрепленное за данным подразделением, несмотря на его состояние. Не учитывается резервное и учебное оборудование.
Производственная мощность отдельного рабочего места или группы оборудования определяется по следующей формуле:
,
где – действительный (эффективный) фонд времени работы единицы оборудования или рабочего места, час;
– количество единиц i-го оборудования (рабочих мест);
– коэффициент выполнения норм;
– норма времени на обработку изделия на данном рабочем месте.
При планировании мощности обычно принимают Квн = 1,1...1,2 (за рубежом он не превышает 5%, т.е. 1...1,05.)
,
где – нормативная трудоемкость обработки изделия;
– фактическая трудоемкость обработки изделия.
При определении мощности рабочего места, на котором установлены различные виды оборудования, определяется условное время обработки, или трудоемкость обработки.
,
где n – количество оборудования;
– трудоемкость обработки на i-ом станке;
– удельный вес затрат времени от общего на данном станке.
Действительный фонд времени работы оборудования (Тд) определяется сменностью работы, а так же количеством рабочих дней и простоев по формуле: