Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 06:08, реферат
Государственный бюджет состоит из расходов и доходов. Когда расходы правительства превосходят доходы за данный год, мы сталкиваемся с бюджетным дефицитом. Накопленные в предшествующие периоды времени суммы бюджетных дефицитов образуют государственной долг, который может быть как внутренним, так и внешним. Причинами государственного долга могут служить войны и циклическое развитие экономики. Государство может противодействовать росту государственного долга путём: налогов, дополнительной эмиссии денег или выпуска и реализации государственных обязательств.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Финансово-информационный факультет
Кафедра
финансов и кредита
Реферат по дисциплине «Государственный и муниципальный долг»
на тему:
«Внутренний государственный
Выполнил студент 5 курса
очной формы
обучения
Научный
руководитель
Государственный бюджет состоит из расходов и доходов. Когда расходы правительства превосходят доходы за данный год, мы сталкиваемся с бюджетным дефицитом. Накопленные в предшествующие периоды времени суммы бюджетных дефицитов образуют государственной долг, который может быть как внутренним, так и внешним. Причинами государственного долга могут служить войны и циклическое развитие экономики. Государство может противодействовать росту государственного долга путём: налогов, дополнительной эмиссии денег или выпуска и реализации государственных обязательств.
Существуют
экономические последствия
В последние годы уделяется большое внимание растущему государственному долгу. Он увеличивается с каждым годом не менее чем на десять миллиардов долларов США. Положение государства на сегодня настолько тяжелое, что каждый год Россия вынуждена выторговывать у иностранных кредиторов по пять – шесть миллиардов долларов только для выплаты процентов по уже накопленным задолженностям. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние годы заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. Обычно отмечают три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг.
Что необходимо предпринять, для того чтобы вытащить наше государство из глубокой долговой ямы? Думаю, этот вопрос ставил перед собой не один кабинет министров Российской Федерации. И грамотные эксперты не один год решают данную проблему. Тем не менее, только недавно Правительством России стали предприниматься меры к решению этой острейшей проблемы.
Внутренний государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и ценным непогашенным государственным бумагам, размещенным на территории Российской Федерации, включая затраты на погашение и выплату крупного дохода.
Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. К нерыночным относятся: векселя Министерства финансов, задолженность Центробанку и так далее. Основной объем долга приходится на рыночные заимствования, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг. Эмитентом государственных ценных бумаг является Министерство финансов Российской Федерации. Долговые обязательства в виде облигаций выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Облигация – наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратную сумму с процентами. Облигации – долговые обязательства государства, органов местного самоуправления и организаций, выпускаемые обычно большими партиями. Они являются свидетельством того, что выпустивший их орган является должником и обязуется выплачивать владельцу облигации в течение определенного времени проценты по ней, а по наступлению срока выплаты – погасить свой долг перед владельцем облигации. В любом случае облигация представляет собой долг, а ее держатель является кредитором (а не совладельцем, как акционер). По российскому законодательству облигация - ценная эмиссионная бумага, закрепляющая право держателя этой бумаги на получение от эмитента облигации в предусмотренный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости.
Как уже было сказано выше, внутренний государственный долг -финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.
По данным Министерства Финансов РФ на 10 августа 2009 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, составил 1 526 231,013 млн рублей.
Российский внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, вырос за 2009год на 29,3%. На 1 января 2010 года долг составил 1,837 трлн рублей против 1,421 трлн на 1 января 2009 года, по данным Министерство финансов России.
Внутренний государственный долг России в августе 2010 года увеличился на 3,4 процента и составил 2,04 триллиона рублей. Долг вырос за счет дополнительного размещения облигаций с постоянным купонным доходом. Их доля во всей внутренней задолженности достигла 44,5 процента.
Россия с 2009 года начала постепенно наращивать государственный долг, что было вызвано дефицитом бюджета после кризиса. Правительство приняло решение занимать как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В апреле Россия впервые за 10 лет выпустила облигации внешнего долга на 5,5 миллиарда долларов.
Таблица 1.
Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации (на начало года, млн. руб.)
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Всего | 1064875,2 | 1301151,9 | 1499824,4 | 2094730,6 |
Из него: | ||||
ОФЗ с постоянным купонным доходом | 205622,7 | 288415,1 | 328169,4 | 706371,5 |
ОФЗ с фиксированным купонным доходом | 94834,4 | 51428,0 | 33828,0 | - |
ОФЗ с амортизацией долга | 675164,4 | 807590,1 | 882026,2 | 863377,4 |
Государственный сберегательный облигации | 52415,1 | 101415,1 | 177415,1 | 267415,1 |
Внутренний госдолг России увеличился за февраль 2011 года на 147,8 миллиарда рублей или на 6% и составил по состоянию на 1 марта 2011 года 2,605 триллиона рублей против 2,457 триллиона рублей на 1 февраля 2011 года. Таким образом, с 1 января по 1 марта внутренний государственный долг вырос на 143,6 миллиарда рублей, или на 5,8%. Увеличение внутреннего госдолга в феврале произошло за счет роста объема долга, выраженного в облигациях с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), на 163,3 миллиарда рублей, до 1,498 триллиона рублей (57,5048% общего долга). Задолженности по государственным сберегательным облигациям с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) и по государственным сберегательным облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) в феврале не изменились, оставшись на уровне 175 миллиардов рублей (6,7173%) и 132 миллиарда рублей (5,0668%) соответственно. Задолженность по облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) снизилась на 15,5 миллиарда рублей - до 800,084 миллиарда рублей (30,7111%).
В таблице 2 можно проследить, как изменялось состояние внутреннего госдолга ежемесячно, в течение 2011 года.
Таблица 2
Оббьем государственного внутреннего долга Российской Федерации (млрд. руб.)
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации | ||
всего | В том числе
государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации | |
01.01.2011 | 2 940,392 | 472,250 |
01.02.2011 | 2 935,419 | 471,462 |
01.03.2011 | 3 083,210 | 471,462 |
01.04.2011 | 3 219,603 | 466,342 |
01.05.2011 | 3 291,120 | 466,342 |
01.06.2011 | 3 392,176 | 453,649 |
01.07.2011 | 3 585,095 | 453,649 |
01.08.2011 | 3 689,183 | 449,639 |
01.09.2011 | 3 697,162 | 447,834 |
01.10.2011 | 3 995,038 | 446,184 |
01.11.2011 | 4 012,609 | 454,032 |
Как наглядно видно из приведенной выше таблицы, объем внутреннего госдолга стабильно увеличивался, и превысил значение 3,5 триллионов рублей.
Структура внутреннего госдолга по видам государственных ценных бумаг следующая:
Таблица 3.
Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (млрд. руб.).
Вид долгового обязательства | ОФЗ-ПД | ОФЗ-АД | ГСО-ППС | ГСО-ФПС | ОВОЗ | Итого
внутренний долг |
01.01.2011 | 1338,592 | 815,584 | 175,415 | 132,000 | - | 2461,591 |
01.02.2011 | 1334,822 | 815,854 | 175,000 | 132,000 | - | 2457,406 |
01.03.2011 | 1498,114 | 800,084 | 175,000 | 132,000 | - | 2605,198 |
01.04.2011 | 1599,452 | 800,084 | 175,000 | 132,000 | 40,000 | 2746,536 |
01.05.2011 | 1670,969 | 800,084 | 175,000 | 132,000 | 40,000 | 2818,053 |
01.06.2011 | 1704,219 | 800,084 | 205,500 | 132,000 | 90,000 | 2931,803 |
01.07.2011 | 1782,127 | 800,084 | 320,500 | 132,000 | 90,000 | 3124,711 |
01.08.2011 | 1819,575 | 800,084 | 391,150 | 132,000 | 90,000 | 3232,809 |
01.09.2011 | 1844,860 | 784,584 | 391,150 | 132,000 | 90,000 | 3242,594 |
01.10.2011 | 1819,339 | 1079,584 | 421,150 | 132,000 | 90,000 | 3542,073 |
01.11.2011 | 1829,063 | 1079,584 | 421,150 | 132,000 | 90,000 | 3551,797 |