Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:33, реферат
Владимир Руденков
Руденков Владимир Михайлович — профессор, заведующий кафедрой международных экономических отношений факультета международных отношений Белорусского государственного университета
В ходе дискуссий о торговле и конкурентоспособности все большее значение приобретают вопросы технических изменений и новшеств в определении характера сравнительных преимуществ между странами. Новые информационные технологии во всех секторах экономической деятельности еще более актуализируют эту проблему, ибо они имеют стратегическое значение для определения будущей структуры промыш
Серьезные проблемы
для Беларуси в области торговли
машиностроительной продукцией с Россией
могут возникнуть уже в текущем
году в связи с прогнозируемым
наращиванием объема продукции в
машиностроении и металлообработке
в этой стране на 6—7 % по отношению
к 2001 г. В этой связи хотелось бы обратить
внимание на те области технологий, в которых
Беларусь имела преимущество по сравнению
с Россией и которые она может потерять
по причине оживления производства и повышения
конкурентоспособности российской экономики.
С учетом оценки спроса
на важнейшие виды машиностроительной
продукции на внутреннем рынке Россия
в текущем году предусматривает
продолжение работ по повышению
технического уровня выпускаемых автомобилей.
По расчетам, объем производства легковых
автомобилей в текущем году составит 1020—1050
тыс. штук. В области производства грузовых
автомобилей прогнозируется расширение
выпуска на ЗМА "КамАЗ", ОАО "Таганрогский
автомобильный завод", а также создание
новых производств в ОАО "АВТОФРАМОС",
ОАО "Нижегород моторс". Дополнительно
будет выпущено100—200 тыс. штук грузовых
автомобилей.
За счет реконструкции
и технического перевооружения, внедрения
передовых гибких технологий, создания
переналаживаемого производства для выпуска
наиболее дефицитных типов подвижного
состава в России предусматривается расширение
выпуска конкурентоспособной продукции
— вагонов метро нового поколения, рельсовых
автобусов, пригородных электропоездов
постоянного и переменного тока, дизель-поездов,
межобластных пассажирских вагонов и
др.
Россия в текущем
году будет наращивать производство
металлообрабатывающего оборудования:
выпуск металлорежущих станков и
кузнечно-прессовых машин к концу
текущего года возрастет в России к оценке
2001 г. на 2—4 % и составит 8,2—8,4 тыс. штук.
Намечается освоение производства металлообрабатывающего
оборудования и металлорежущего инструмента
для высокоскоростной обработки металла,
металлорежущих станков с параллельной
кинематикой (гексаподов), оборудования
для производства точных заготовок и других
видов прогрессивного оборудования и
инструмента, что должно позволить сократить
импорт металлообрабатывающего оборудования.
В тракторном и сельскохозяйственном
машиностроении России сохранится положительная
динамика наращивания важнейших видов
продукции — комбайнов, почвообрабатывающих
и посевных машин, тракторов. Этому будет
способствовать создание совместных с
зарубежными компаниями ("Кейс", "Нью
Холланд") производств современной
сельскохозяйственной техники в городах
Саратове, Ростове, Стерлитамаке и др.
По прогнозу на 2002 г., выпуск тракторов
превысит объем выпуска в 2001 г. на 4—9 %
и составит 20—21 тыс. штук, зерноуборочных
комбайнов — на 2—6 %.
С учетом складывающейся
конъюнктуры мирового рынка, постепенного
совершенствования структуры машиностроительной
продукции в 2002 г. в России ожидается увеличение
экспортных поставок машин и оборудования
(105,2 % к уровню 2001 г.), причем рост экспорта
намечается практически по всем важнейшим
видам экспортируемой продукции машиностроения.
Экспорт легковых автомобилей, по оценкам,
увеличится в 1,6 раза, металлорежущих станков,
тракторов и грузовых автомобилей — примерно
в 1,2 раза.
Существенно укрепляются
на российском рынке позиции собственных
производителей холодильников и морозильников.
В 2002 г. предполагается производство 807—825
тыс. холодильников и морозильников (116—118,5
% к уровню 2001 г.). Эта продукция будет представлена
новыми моделями типового ряда с повышенными
потребительскими характеристиками и
современным дизайном.
В 2002 г. в России производство
электропылесосов возрастет на 9—9,8
%, велосипедов — на 15—20 %, мотоциклов
и мотороллеров — на 13,5—19 %, стиральных
машин — на 6,7—8,5% в сравнении
с 2001 г.
Приведенные данные
свидетельствуют о
В мире нет постоянных
конкурентов, но существуют постоянные
национальные интересы. Это, в свою
очередь, побуждает белорусских товаропроизводителей
к активизации научно-технической и внешнеэкономической
политики. Увеличение доли продукции высокой
степени переработки, обеспечение необходимой
динамики обновления технологий и технологической
гибкости производства, интенсификация
процессов ресурсосбережения должны быть
положены в основу технологического перевооружения
отраслей белорусской промышленности.
В этом будущий успех и сохранение рациональных
позиций Беларуси на мировых рынках и,
в частности, на рынке России. Но выдвижение
завышенных претензий, не имеющих под
собой адекватной основы и не учитывающих
изменений, которые происходят в мире,
может привести и к негативным последствиям.
Международная конкурентоспособность
страны измеряется не столько посредством
прямых показателей состояния ее внешней
торговли, сколько уровнем ее экономического
и научно-технического развития. Значение
индекса промышленного производства как
одного из косвенных показателей международной
конкурентоспособности выявляется в его
сравнении с такими же показателями других
стран. Подобное сравнение Беларуси с
Россией и другими промышленно развитыми
странами за последние годы показывает,
что оно не в пользу белорусской промышленности.
К тому же Беларусь не обладает такими
фундаментальными факторами, определяющими
конкурентоспособность страны, как наличие
у нее природных и материальных ресурсов,
на которых базируется развитие промышленности.
Относительно медленно
происходят изменения в оплате труда
работников сферы промышленности республики,
вследствие чего уровень нормы сбережений,
которые посредством инвестиций способствуют
созданию новых товаров и технологий,
остается крайне низким. Беларусь зависима
от займов капитала за границей, а это
прямо свидетельствует об ослаблении
ее конкурентоспособности на внешних
рынках. (Для справки: с 1995 г. по 2000 г. включительно
Беларусь под гарантии правительства
привлекла иностранных кредитов на сумму
895,2 млн дол. США. Более 40 % этих средств
было израсходовано на неокупаемые проекты.)
Обращает на себя
внимание и факт низкой патентно-изобретательской
работы в республике: за годы функционирования
национальной системы охраны объектов
промышленной собственности, включая
6 месяцев 2001 г., было выдано 4130 патентов
на изобретения, 370 патентов на полезные
модели, 455 патентов на промышленные образцы.
Среди выданных патентов на изобретения
на долю машиностроения и металлообработки
приходится только 17 % (примерно 700 изобретений)
[3, 3]. Это указывает на то, что научно-технический
потенциал белорусских изобретателей
в области передовых технологий и наукоемких
отраслей невысок, ее базис не создает
существенных перспектив для развития
промышленности.
Как показывает мировая
практика, конкурентоспособность все
меньше основывается на традиционных
технико-экономических факторах и все
больше — на тех видах деятельности, опорой
которых являются знания и интеллектуальный
потенциал. И будущее положение Беларуси
на мировых рынках будет находиться все
в большей зависимости от непрерывного
развития основ науки и технологии, от
выделения необходимых ресурсов для генерирования
новых знаний, от эффективного и своевременного
перевода новых знаний из лабораторий
в промышленность. Продажа за рубеж объектов
интеллектуальной собственности практически
считается беззатратным и исключительно
перспективным способом увеличения объема
и качественного увеличения экспорта.
В стране имеется такой потенциал, но он
остается не востребованным. Следует отметить,
что интеллектуальная рента, как правило,
служит источником финансирования перспективных
НИОКР, а следовательно, расширяет высокоэффективный
экспортный потенциал.
Российское правительство
обращает пристальное внимание на эти
вопросы. Уже в текущем году оно
изменит механизм финансирования приоритетов.
Бюджетные средства, предназначенные
для финансирования научных исследований
и опытно-конструкторских работ в интересах
промышленности, будут сконцентрированы
в рамках программ, включенных в перечень
федеральных целевых программ по разделу
"Новая экономика", в том числе ФЦНПТ
"Исследования и разработки" по приоритетным
направлениям развития науки и техники
и ФЦП "Национальная технологическая
база".
Российская Федеральная
целевая программа "Национальная
технологическая база" является
межотраслевой. Ее цель — сформировать
возможности для
Беларусь подобным
потенциалом не располагает ни в части
физических, ни в области финансовых ресурсов.
Приведенные выше данные о предпринимаемых
российским правительством мерах в области
стратегии технологического развития
и создания условий для повышения конкурентоспособности
промышленной продукции требуют принятия
подобных мер в Республике Беларусь. Борьба
за обладание новыми рынками требует укрепления
национальной экономики и повышения конкурентоспособности.
Беларусь должна определиться с теми технологическими
прорывами и ускорением процессов их воплощения
в производство, которые в наибольшей
мере повлияют на сохранение и повышение
конкурентоспособности на внешних рынках.
В этом плане тезис
Национальной программы развития экспорта
на 2000—2005 гг., что "основу экспорта по
Минпрому составляют грузовые автомобили,
тракторы, черные металлы и изделия из
них" [4, 68], должен быть пересмотрен и
приближен к тем требованиям, которые
заложены в основных положениях Программы
социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2001—2005 гг. Они должны соответствовать
"тем направлениям научно-технической
и инновационной деятельности, которые
обеспечивают разработку и освоение производства
новой конкурентоспособной продукции,
в особенности экспортоориентированной
и импортозамещающей, а также развитию
ресурсо-, энерго- и трудосберегающих наукоемких
производств и технологий" [2, 16].
Структурная перестройка
промышленного комплекса, ориентированная
на экспорт высокотехнологичных, наукоемких
товаров и объектов интеллектуальной
собственности, является сегодня ключевым
и перспективным фактором экономического
роста страны и ее внешнеторговых отношений.
В этой связи возникает необходимость
разработки концепции структурной перестройки
и развития промышленного комплекса, в
рамках которой должно быть предусмотрено
обеспечение соответствия между интеллектуальным
потенциалом республики и общим технологическим
уровнем ее экономики. Требование соответствия
определяет целенаправленность такой
концепции, ее системность, комплексность
и эффективность. Представляется вполне
естественным, что она должна отражать
стартовые условия промышленного комплекса
и определять стратегические ориентиры,
приоритеты, основные направления структурной
перестройки промышленного комплекса
в увязке с социально-экономическими последствиями
их реализации. При этом должны быть определены
ресурсы и механизмы реализации концепции
структурной перестройки и развития промышленного
комплекса.
Структурная перестройка
машиностроения на новые и высокие
технологии призвана улучшить его профильную
структуру, отраслевую и товарную структуру,
а главное, обеспечить улучшение экспортно-импортной
структуры и динамики параметров внешней
торговли.
Макроэкономические
индикаторы и статистические данные
свидетельствуют о том, что до
сих пор в независимой Беларуси
по традиции реализовывалась "пассивная"
промышленная политика, слабо использовались
инструменты воздействия на ход соответствующих
процессов, обеспечивающих изменения
в экономической конъюнктуре. Принципиальной
особенностью преобразований в промышленном
секторе, подчиненных одному из приоритетов
в республике — экспорту, являлся их вторичный
характер в части его преобразования по
отношению к другим аспектам социально-экономического
развития. Вследствие этого в промышленности,
и в частности машиностроении и металлообработке,
не было самостоятельных, специфических
установок, ориентированных на новейшие
и высокие технологии.
На данном этапе
развития национальной промышленности
альтернативой должна стать "активная"
промышленная политика. Проблемы структурно-технологических
преобразований в соответствии с очерченной
выше концепцией должны быть включены
в исходный проблемный контекст разработки
стратегии реформ в этой сфере.
Проведение активной
промышленной политики требует наличия
свободных ресурсов (финансовых, материальных,
инвестиционных, технологических, кадровых
и т. п.) и эффективной системы управления
ими. Из-за их ограниченности предлагается
строить промышленную политику с учетом
следующих особенностей: