Внешняя торговля России: современный этап, проблемы и направления их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:35, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение структуры и динамики внешней торговли Российской Федерации и определение возможных направлений её развития.
Исходя из цели, формируются задачи исследования:
Охарактеризовать состояние внешней торговли РФ.
Рассмотреть цели, принципы и приоритеты ВЭД России.
Раскрыть перспективы развития страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теория экспортно-импортных операций………………….…………………..
1.1 Внешняя торговля и её основные понятия………..………………………....4
1.2 Цель, принципы и приоритеты ВЭД России………………………………..6
1.3 Развитие институтов обеспечения внешнеэкономической политики……..9
2. Состояние и перспективы внешней торговли России……………………….
2.1 Экспорт и импорт России………………………………………..………….14
2.2 Перспективы внешней торговли России………….………………………..20
Заключение………………….……………………………………………………24
Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

мировая экономика 1.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

     Доля  экспорта машин и оборудования в 2009 году составила 4,6% (в 2008 году – 2,8%). Стоимостной  объем поставок средств наземного  транспорта (кроме железнодорожного) возрос на 28,5%; вместе с тем сократились поставки электрооборудования – на 7,9%, механического оборудования – на 5,2%. Физические объемы экспорта легковых и грузовых автомобилей снизились на 18,3% и 25,4% соответственно.

     Доля  экспорта продовольственных товаров в 2009 году составила 2,5% (в 2008 году – 1,2%). Стоимостной объем поставок продовольственных товаров возрос по сравнению с 2008 годом на 32,4%, а физический – на 70,8%, в основном, за счет экспорта пшеницы (рост на 47,6%), ячменя (рост в 2,4 раза), семян подсолнечника (рост в 2,9 раза), рыбы свежей и мороженой (рост в 5,7 раза).

     В структуре экспорта в страны СНГ в 2009 году доля топливно-энергетических товаров составила 42,2% от всего экспорта в эти страны (в 2008 году – 41,0%). Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров снизился по сравнению с 2008 годом на 33,0%. Физические объемы поставок нефти снизились на 10,8%, бензина автомобильного – на 8,1%, дизельного топлива – на 48,4%, топлива жидкого – на 61,0%, угля каменного на 39,8%. Значительно возросли стоимостные и физические объемы поставок газа природного – в 2,4 раза и на 90,1% соответственно.

     Доля  машин и оборудования в 2009 году составила  – 15,9% (в 2008 году – 19,3%). Снижение стоимостных  объемов экспорта продукции машиностроения наблюдалось по всем товарным группам ТН ВЭД.

     Удельный  вес продовольственных товаров  и сельскохозяйственного сырья  в товарной структуре экспорта в  страны СНГ в 2009 году составил 9,2% (в 2008 году – 7,5%), продукции химической промышленности – 10,2% (10,3%), лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий – 5,1% (4,3%). Стоимостные объемы экспорта указанных товарных групп снизились по сравнению с 2008 годом на 19,9%; 35,4% и 23,9%, соответственно. Физические объемы поставок в страны СНГ пшеницы возросли на 10,3%, масла подсолнечного – на 38,3%. Среди товаров химической промышленности возросли физические объемы экспорта азотных удобрений на 17,4%, пластмасс и изделий из них на 18,5%.

     Импорт  России в 2009 году составил 167,4 млрд.долларов США и по сравнению с 2008 годом снизился на 37,3%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 145,6 млрд.долларов США (снижение на 36,8%), из стран СНГ – 21,8 млрд.долларов США (снижение на 40,5%).

     В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в 2009 году приходилось 46,0% (в 2008 году – 55,9%). По сравнению с прошлым годом стоимостной объем импорта машиностроительной продукции уменьшился на 48,0% за счет снижения закупок механического оборудования на 40,6%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 70,5%, электрооборудования – на 34,0%, инструментов и аппаратов оптических – на 39,3%. Физический объем ввоза легковых автомобилей сократился на 74,3%, грузовых – на 83,1%.

     Доля  импорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре составила 17,5%, что на 4,2 процентных пункта выше, чем в 2008 году. Стоимостной объем ввоза продовольственных товаров сократился на 14,3%. Физические объемы закупок мяса свежего и мороженного уменьшились на 19,4%, мяса птицы – на 20,8%, рыбы свежей и мороженой – на 10,1%, сыров и творога – на 7,8%, масла сливочного – на 27,1%, сахара-сырца – на 48,2%.

     Удельный  вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта  составил 17,6% против 13,9% в 2008 году. Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности сократился на 19,9%. Физические объемы поставок продуктов неорганической химии уменьшились на 14,2%, фармацевтической продукции – на 5,8%, лаков и красок – на 29,4%, косметических средств – на 14,6%. Доля импорта текстиля, текстильных изделий и обуви составила 5,7% (в 2008 году – 4,3%). Стоимостной объем ввоза текстильной и обувной продукции по сравнению с прошлым годом снизился на 17,5%. Импорт хлопчатобумажных тканей и обуви из натуральной кожи (физические объемы) сократился, соответственно, на 39,3% и 36,0%.

     Удельный  вес импорта металлов и изделий  из них в 2009 году остался на уровне прошлого года и составил 5,2%. Стоимостной  объем данной товарной группы по сравнению  с 2008 годом уменьшился на 36,5%. Физический объем ввоза черных металлов и изделий их них сократился на 42,2%, в том числе: труб – на 53,7%, проката плоского из железа и нелегированной стали – на 31,7%, металлоконструкций из черных металлов – на 50,3%.

     Удельный вес импорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий в 2009 году составил 3,0% ( в 2008 году – 2,4%). Физические объемы ввоза данной товарной группы сократились на 33,8 %, стоимостные объемы – на 21,8%.

     В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2009 году доля машин и оборудования составила 23,7% (в 2008 году – 28,8%). По сравнению с 2008 годом стоимостной объем импорта машиностроительной продукции уменьшился на 52,5%, в том числе: механического оборудования – на 31,2%, железнодорожного транспорта и оборудования – на 75,6%, электрооборудования – на 39,2%, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – на 73,4%. Физический объем импорта легковых автомобилей сократился на 68,4 %, грузовых – на 76,9%.

     Доля  импорта продовольственных товаров  и сырья для их производства составила 18,7% (в 2008 году – 13,8%). Стоимостной объем импорта продовольственных товаров в 2009 году по сравнению с прошлым годом сократился на 21,5%. Физические объемы ввоза сыров и творога сократились на 1,3%, продуктов, содержащих какао – на 0,8%, масла подсолнечного – на 61,3 %, пшеницы – на 46,7%. Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в 2009 году составил 18,1% (в 2008 году – 21,1%). Объемы импорта металлопродукции в 2009 году по отношению к 2008 году сократились в стоимостном выражении на 50,5%. Физические объемы ввоза черных металлов и изделий из них сократились на 28,8%, в том числе проката плоского из железа и нелегированной стали – на 25,4%, труб – на 27,5%.

     Доля  импорта топливно-энергетических товаров в 2009 году составила 10,7% (в 2008 году – 10,3%). Физические объемы поставок угля каменного снизились на 20,6%, нефтепродуктов – на 4,1%.

     Удельный  вес текстиля, текстильных изделий  и обуви в товарной структуре  импорта из стран СНГ в 2009 году составил 4,2% (в 2008 году – 3,1%), древесины и целлюлозно-бумажных изделий – 4,0% (в 2008 году – 2,6%). Стоимостные объемы импорта указанных товарных групп снизились по сравнению с 2008 годом на 21,7% и 11,2% соответственно.

     По  данным таможенной статистики в январе-марте 2010 года внешнеторговый оборот России составил 132,7 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с январем-мартом 2009 года возрос на 46,8%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 114,3 млрд.долларов США (рост на 47,2%), со странами СНГ – 18,4 млрд.долларов США (рост на 44,5%).

2.2 Перспективы внешней  торговли России 

     Одной из перспектив развития внешней торговли есть обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере. Это – авиастроение, ракетно-космическая промышленность и космические услуги, атомная энергетика, судостроение, информационные и телекоммуникационные технологии и, в перспективе, наноиндустрия.

     Необходимо  сформировать единое транспортное пространство СНГ, создать общую систему технологического, таможенного и сервисного обеспечения  перевозок грузов.

     Развитие  двустороннего и многостороннего  сотрудничества с государствами - участниками СНГ является приоритетным направлением внешнеэкономической политики Российской Федерации. Россия будет строить дружественные отношения с каждым из государств-участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга.

     Дальнейшее  развитие экономического сотрудничества и интеграционных процессов стран  СНГ будет осуществляться в соответствии с положениями Стратегии экономического развития Содружества Независимых  Государств на период до 2020 года. В предстоящий период приоритетными направлениями развития взаимодействия будут являться:

  • Совершенствование режима свободной торговли на пространстве СНГ; создание элементов единого экономического пространства: движение услуг, инвестиций, трудовая миграция;
  • Взаимодействие в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров;
  • Углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов;
  • Формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего эффективному использованию научно-технических разработок и изобретений, независимо от страны происхождения;
  • Создание эффективных механизмов платежно-расчетных отношений.

     Важнейшим рынком товаров и услуг и главным  источником иностранных инвестиций в экономику России, а также  объектом зарубежных капиталовложений российских компаний останутся страны Европы. Этот рынок все более консолидируется и в перспективе может представлять собой Европейское экономическое пространство стран ЕС и ЕАСТ с высоким уровнем гармонизации экономического законодательства. В долгосрочной перспективе к нему присоединятся остальные европейские страны.

     Ключевая  цель России во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе научного, технологического, промышленного, транспортного и энергетического сотрудничества. В этих целях будет поэтапно формироваться общее экономическое пространство (ОЭП) России и ЕС, которое должно быть основано на совместимых правилах и системах регулирования, включая гармонизированную административную практику. При этом мероприятия по экономическому сближению со странами Европы будут соподчинены решениям задач долгосрочного социально-экономического развития России, и не должны опережать или входить в противоречие с интеграционными процессами на пространстве СНГ.

     Приоритетными направлениями взаимодействия с  Европейским союзом являются следующие:

  • Доступ к европейским технологиям и компетенциям;
  • Сотрудничество в области исследований и разработок при обеспечении российского участия в доходах от их использования;
  • Стратегическое партнерство в сфере энергетики;
  • Развитие сотрудничества в области транспорта, включая совместное формирование международных транспортных коридоров;
  • Устранение барьеров для доступа российских товаров и услуг на европейские рынки.

     Организационной базой сотрудничества будет Договор  о стратегическом партнерстве, до вступления в силу которого продолжит свое действие Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.

     Страны  Латинской и Центральной Америки развиваются быстрыми темпами, растет их потребность в импорте машин и оборудования, современных технологий, промышленного сырья, удобрений. Они также располагают разнообразными природными и сельскохозяйственными ресурсами, представляющими интерес для российских компаний. Ведущий партнер России в Латинской Америке - Бразилия - имеет высокоразвитые агропромышленную, горнорудную, металлургическую, машиностроительную отрасли и сферу услуг, становится крупной энергетической державой.

     Активизация сотрудничества со странами Латинской  и Центральной Америки будет  осуществляться преимущественно по следующим направлениям:

  • Укрепление присутствия России в странах региона путем расширения номенклатуры экспортных поставок машин и оборудования, продукции химической промышленности, компонентов авто- и авиатранспортных средств, спецтехники и др.;
  • Развитие инвестиционного сотрудничества, направленного на производство продукции, поставляемой как на рынки латиноамериканских, так и третьих стран, в сфере электроэнергетики, строительства нефте- и газопроводов, авиатехники, железнодорожного транспорта, космической индустрии, горнорудной и нефтедобывающей промышленности, автомобилестроения, военной техники;
  • Создание совместных предприятий по добыче и переработке промышленного сырья и сельхозпродукции;
  • Взаимодействие по развитию науки, технологии и инноваций, в первую очередь по таким направлениям, как нано- и биотехнологии, информационные технологии, телекоммуникации;
  • Развитие взаимодействия с региональными интеграционными объединениями, прежде всего с МЕРКОСУР и Андским сообществом.

     Также одним из приоритетов внешней  торговли России является использование  членство в АТЭС для активного включения потенциалов Сибири и Дальнего Востока в действующие интеграционные механизмы, одновременно активизируя свое участие в выдвижении и реализации инициатив и совместных проектов. Главная цель России в отношениях с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии - полномасштабное использование потенциала диалогового партнерства Россия - АСЕАН в целях обеспечения благоприятных условий для российских компаний по продвижению их товаров, технологий и инвестиций, в том числе путем участия в многосторонних проектах государств ассоциации. Результатом сотрудничества России с АСЕАН должно стать формирование качественно новых партнерских отношений в торгово-экономической сфере и закрепление за Россией статуса одного из стратегических партнеров стран ассоциации.

     Приоритетным  направлением внешней торговли России является и выстраивание устойчивых торговых и инвестиционных отношений  с ведущими странами Ближнего и Среднего Востока, обеспечивающих наращивание  российского экспорта, в том числе  машинно-технических товаров и спецтехники.  

 

      Заключение 

Информация о работе Внешняя торговля России: современный этап, проблемы и направления их решения