Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:35, контрольная работа
Целью работы является рассмотрение структуры и динамики внешней торговли Российской Федерации и определение возможных направлений её развития.
Исходя из цели, формируются задачи исследования:
Охарактеризовать состояние внешней торговли РФ.
Рассмотреть цели, принципы и приоритеты ВЭД России.
Раскрыть перспективы развития страны.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теория экспортно-импортных операций………………….…………………..
1.1 Внешняя торговля и её основные понятия………..………………………....4
1.2 Цель, принципы и приоритеты ВЭД России………………………………..6
1.3 Развитие институтов обеспечения внешнеэкономической политики……..9
2. Состояние и перспективы внешней торговли России……………………….
2.1 Экспорт и импорт России………………………………………..………….14
2.2 Перспективы внешней торговли России………….………………………..20
Заключение………………….……………………………………………………24
Список использованной литературы…………………
1.3
Развитие институтов
обеспечения внешнеэкономической
политики
Особенностью современной модели управления внешнеэкономической деятельностью в России является необходимость воздействия на международную коммерческую деятельность отечественных предприятий в целом и повышения роли субъектов Федерации и территорий. Реализация внешнеэкономической политики требует создания системы институтов, обеспечивающей реализацию национальных интересов России в мировой экономике, повышение конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках, гибкость и результативность государственного регулирования внешнеэкономической сферы, его способность быстро и адекватно реагировать на внешние риски.
Такая система институтов включает три следующих крупных блока: комплексную поддержку экспорта и прямых инвестиций за рубежом, регулирование доступа иностранных товаров и инвестиций на российские рынки и поддержку управления во внешнеэкономической сфере.
С целью поощрения экспорта товаров и услуг будет создана система снижения рисков соответствующих операций. Экспортное кредитование превратится в массовый продукт и будет осуществляться на условиях, обеспечивающих конкурентоспособность поставок. Будут законодательно закреплены условия предоставления экспортных кредитов Внешэкономбанком и другими российскими банками, создано специализированное агентство по страхованию экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков, а также страхованию инвестиций.
Государственные институты развития будут оказывать кредитную и финансовую поддержку экспортно-ориентированным производствам по всему циклу, включая приобретение иностранных технологий и лицензий. Получит развитие целевая поддержка экспортно-ориентированных производств в особых экономических зонах, перспективных НИОКР, международной сертификации российской машиностроительной продукции. Будут созданы специальные инструменты для стимулирования внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса.
Получит развитие система выявления и устранения торговых барьеров в зарубежных странах. В качестве основного операционного инструмента будет создан реестр торговых и инвестиционных барьеров в отношении российских товаров, услуг и инвестиций. Деятельность торговых представительств будет рационально встроена в общую систему выявления и устранения таких барьеров.
С целью формирования положительного имиджа России, российских компаний и регионов за рубежом активизируется содействие продвижению российских брендов, будет расширена практика проведения ежегодных экономических форумов на основе частно-государственного партнерства.
Тарифно-таможенная политика является одним из основных инструментов решения внутренних задач – перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности.
Основными задачами таможенно- тарифной политики являются:
1.
Содействие перевооружению и
технологической модернизации
Будет продолжена работа по дальнейшему снижению ставок ввозных таможенных пошлин на прогрессивное технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, при одновременном сохранении защитных ввозных таможенных пошлин на конкурентоспособное оборудование, производимое отечественными предприятиями. Приоритет будет отдаваться импорту оборудования, использование которого способно повысить конкурентоспособность российской продукции.
2.
Стимулирование развития
Стимулирование
развития производственно-
Применение таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления позволит расширить производство за счет импортных компонентов и при этом предлагать продукцию на внешнем и внутреннем рынках по более конкурентоспособным ценам.
Будет осуществлен постепенный переход от применения вывозных таможенных пошлин, за исключением товаров энергетической группы, необработанного леса, металлолома и некоторых других видов сырьевых товаров, к использованию, при необходимости, нетарифных мер ограничения экспорта.
Будет продолжена работа по эскалации Таможенного тарифа (дифференциация ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров и предназначения товаров).
Будут внесены изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации с целью установления порядка взимания таможенных пошлин в случае использования товаров в иных целях, чем это предусмотрено Таможенным тарифом для применения пониженной ставки таможенной пошлины, если ставка пошлины дифференцирована в зависимости от предназначения товаров.
3.
Повышение конкурентности
В рамках данной задачи будет обеспечена сбалансированность и рациональная защита внутренних рынков за счет гибкого реагирования на запросы производителей и потребителей, ценовую ситуацию на рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин, применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Будет
осуществлен переход к
Будет пересмотрена национальная схема преференций в торговле с развивающими и наименее развитыми странами, в части уточнения принципов формирования списка стран – бенефициаров, перечня товаров и правил определения их происхождения.
Будут сокращаться тарифные льготы, искажающие регулятивную функцию таможенного тарифа (товары, ввозимые в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал, оптимизация применения режима свободной таможенной зоны и т.д.)
Модернизация
таможенного администрирования
будет включать создание новой системы
организации таможенного
Система
регулирования иностранных
Расширится участие предпринимательского сообщества в выработке решений в области внешнеэкономической политики. Под эгидой межправительственных комиссий (МПК) по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству будет создана система Деловых советов, подключенных к выработке внешнеэкономических решений.
Сформируется
система консультационно-
Механизм
принятия решений во внешнеэкономической
сфере будет постоянно
Меры
в области укрепления кадрового
потенциала будут включать, в частности,
совершенствование
2. Состояние и перспективы внешней торговли России
2.1
Экспорт и импорт
России
По
данным таможенной статистики внешнеторговый
оборот России в 2009 году составил 469,0 млрд.
долларов США (с учетом данных о торговле
с Республикой Беларусь) и по сравнению
с 2008 годом уменьшился на 36,2%( что, как и
снижение других показателей экспорта
и импорта, явилось одним из последствий
мирового экономического кризиса), в том
числе со странами дальнего зарубежья
– 400,5 млрд. долларов США (снижение на 36,3%),
со странами СНГ – 68,5 млрд. долларов США
(снижение на 35,5%) (рис.1). Сальдо торгового
баланса сложилось положительное в размере
134,3 млрд. долларов США, что на 66,2 млрд.
долларов США меньше, чем в 2008 году. При
этом в торговле со странами дальнего
зарубежья сальдо равнялось 109,3 млрд. долларов
США (уменьшение на 58,1 млрд.долларов США),
со странами СНГ – 25,0 млрд.долл. США (уменьшение
на 8,0 млрд.долларов США).
Рис.1. Объем внешней торговли Российской Федерации в 2007-2009 г.г. (в млрд. долл. США)
Экспорт России в 2009 году составил 301,6 млрд.долларов США и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 35,5%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 254,9 млрд.долларов США (снижение на 35,9%), в страны СНГ – 46,7 млрд.долларов США (снижение на 32,9%).
Причиной сокращения стоимостного объема экспорта России в 2009 году по сравнению с 2008 годом явилось резкое падение в конце 2008 года уровня цен основных сырьевых товаров, экспортируемых Россией, при этом следует отметить, что в течение 2009 года фиксировался их постепенный рост.
Основу российского экспорта в 2009 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 69,5% (в 2008 году – 72,6%) и по сравнению с 2008 годом стоимостной объем этих товаров сократился на 38,6%.
Среди товаров топливно- энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья угля каменного на 15,8%, нефтепродуктов – на 7,1%, в том числе: бензина автомобильного – на 8,0%, керосина, топлива реактивного – на 96,0%, дизельного топлива – на 9,7%, топлива жидкого – на 5,7%. Физические объемы экспорта российского газа природного и электроэнергии снизились на 23,9% и 1,8% соответственно.
В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в 2009 году составила 11,2% (в 2008 году – 11,4%). Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них снизились на 6,6%, в том числе: полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 9,4%, чугуна – на 12,2%; возросли физические объемы экспорта проката плоского из железа и нелегированной стали – на 47,7%, меди - в 2,5 раза, алюминия – на 6,2%, никеля – снизились на 3,1%.
В товарной структуре экспорта доля товаров химической промышленности в 2009 году составила 5,7% (в 2008 году – 6,0%). По сравнению с прошлым годом стоимостной объем этой продукции сократился на 39,0%, физический объем – на 15,0%. Снижение стоимостных и физических объемов экспорта произошло практически по всем товарным группам продукции химической промышленности. Исключение составили: азотные удобрения, физический объем которых возрос на 15,6%, смешанных удобрений - на 19,3%, пластмасс и изделий из них - на 66,8%.
Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2009 году составила 2,6% (в 2008 году – 2,3%). По сравнению с 2008 годом снизились физические объемы экспорта необработанных лесоматериалов - на 41,0%, целлюлозы – на 17,8%, при этом возросли физические объемы поставок в страны дальнего зарубежья пиломатериалов – на 4,7%, бумаги газетной – на 12,6%.
Информация о работе Внешняя торговля России: современный этап, проблемы и направления их решения