Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 16:49, курсовая работа
Цель данного реферата состоит в том, чтобы показать и понять значимость внешней торговли для России.
Для достижения поставленной цели сформулированы и решены следующие задачи:
- определены методологические аспекты внешней торговли:
- рассмотрены отношения России с Всемирной Торговой организации;
- проанализированы динамика и структура внешней торговли и, в частности, внешнеторгового баланса РФ.1.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 4
2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ. ДИНАМИКА И СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ. 9
3. ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ БАЛАНС РФ 15
4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 18
5. РОССИЯ В ВТО: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ 22
6. ПРОЕКТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 Г. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
В то же время российской текстильной и пищевой отраслям необходимы так называемые тропические и субтропические сырьевые компоненты. Для стимулирования их ввоза с середины 1990-х гг. Россия снизила или отменила импортные пошлины на эту продукцию в случае, если продукция поставляется странами-производителями. Такие льготы уже распространены почти на все государства Африки, в том числе и на крупных должников (Ливию, Эфиопию, Мозамбик, Анголу, Сомали, Гану).
России это выгодно, так как если сырье поставляют сами производители, оно дешевле на треть, а то и наполовину в сравнении с поставками западных фирм-посредников. Кроме того, многие должники СССР — России предлагают нам в счет полной или частичной оплаты долга долгосрочные концессии на производство некоторых видов промышленного и сельскохозяйственного сырья.
Активное внешнеторговое сотрудничество разворачивается у России со странами Азии: Индией, Китаем, Малайзией, Ираном и другими государствами. Здесь и многомиллиардные контракты на закупку pi модернизацию военной техники (в начале 2004 г. было подписано соглашение с Индией на 1,5 млрд долл. о поставке ей авианесущего крейсера «Адмирал Горшков»), систем ПВО, самолетов, строительство атомных электростанций, продукции легкой промышленности. Страны Юго-Восточной Азии в значительных масштабах продают в Россию радио и телевизионную аппаратуру, фотоаппараты, плееры и др. товары.[2,стр.106-107]
24 ноября завершились переговоры
между Российской Федерацией
и Евросоюзом о присоединении
нашей страны ко Всемирной
торговой организации (ВТО). Ряд
стран ЕС ставили до недавнего
времени препятствия ко
ВТО создана в 1995 году с целью
либерализации международной
Россия пытается стать членом ВТО уже более 17 лет – начиная с 1993 года. В то время как обычно переговоры и процедура присоединения к организации суммарно занимают пять-семь лет.
Вступление нашей страны в организацию в разные годы тормозили запретительные пошлины на ввоз зарубежных продуктов питания и автомобили, высокие экспортные цены на сырье, прежде всего, нефть и газ, высокий уровень «пиратства», да и многие другие причины. Последним барьером назывались высокие экспортные пошлины на вывоз леса из России, от которого, в частности, во многом зависит национальная экономика одного из активных участников ВТО - Финляндии. Но после долгих переговоров Россия пошла уступки и согласилась разрешить разногласия в течение года.
Таким образом, Россия не имеет теперь препятствий к вступлению в ВТО. Месяцем раньше «добро» дали и американцы. Собственно, именно США в наибольшей степени тормозили процесс переговоров «Россия-ВТО». И сегодня Штаты намерены ликвидировать так называемую поправку Джексона-Вэника, принятую в 1974 году, которая ограничивала торговлю со странами социалистического блока, которая не была отменена, несмотря, что соцлагеря уже не существует 20 лет. В июне 2009 года главы правительств России, Казахстана и Белоруссии решили уведомить ВТО о вступлении в нее в качестве единой таможенной территории.
Но по итогам переговоров с представителями ВТО было принято решение отказаться этой идеи по причине слишком разной степени готовности стран Таможенного союза к вступлению в организацию. И это - правильное решение. Страна с неразвитой экономикой при вступлении в организацию обречена на крах.
Вступление в ВТО, безусловно - имиджевый шаг. Но ситуацию можно сравнить с участием в бою за звание чемпиона по боксу среди профессионалов. Каждый боксер мечтает о таком событии. Но, очевидно, что, если на бой с чемпионом выйдет новичок, он рискует не просто проиграть, а вполне себе, остаться инвалидом на всю оставшуюся жизнь. Так и с членством в ВТО.
Характерен пример Киргизии, которая вступила в организацию практически «в два счета», полагая, что терять ей нечего. Однако в итоге оказалась едва не «похороненной» вся экономика страны, что во многом и привело к двум революциям.
Иное дело Китай. Там готовились к вступлению более 15 лет, в течение которых чудовищными темпами наращивали экспорт, причем не сырьевой, как мы, а промышленный. Если в начале 90-х Китай заваливал мир своим дешевым ширпотребом, то сейчас он стал одним из мировых лидеров по экспорту высокотехнологичной продукции. И сегодня, завоевав твердые позиции на ведущих мировых рынках, КНР может себе позволить уступить долю внутреннего рынка, чтобы сохранить масштабы и интенсивность своей экспортной экспансии.
Таким образом, только хорошо, что переговоры о вступлении России в ВТО длились столь долго, руководство страны проявило себя в данном случае в высшей степени разумно и прагматично.
Впрочем, и сейчас Россию после вступления в ВТО ожидает немало проблем.
Во-первых, сегодня на мировом рынке
Россия представлена главным образом
сырьем. Уровень отечественных
Во-вторых, защита прав на интеллектуальную собственность на практике обращена в пользу сильнейшего.
В-третьих, дело может закончиться полным вытеснением российского малого бизнеса из освоенных им секторов экономики. Отмена импортных пошлин, сокращение госсубсидий, допуск иностранных компаний к конкурсам на государственные закупки в конечном счете обернется ростом безработицы с ожидаемыми последствиями для небогатой части населения. В наибольшей степени это затронет интересы авиа- и автостроителей, производителей лекарств, мебели, текстиля, одежды, но главное - сельхозпроизводителей.
В-четвертых, интересы национальной безопасности
требуют снижения зависимости от
импорта высокотехнологичных
В-пятых, ВТО строит свою политику в смычке с Международным Валютным Фондом - известным лоббистом интересов США. Вливаясь в американскую систему расчетов, мы берем на себя не только радости свободного рынка, но и риски. Тот же мировой кризис, будь Россия в ВТО, ударил бы по стране во стократ ощутимее.
Но перечисленные минусы блекнут перед позитивными сторонами. В конце концов, побеждают только решительные.
Во-первых, принятый в цивилизованном мире инновационный путь экономического развития невозможен без приобщения к высоким технологиям. Их стандарты задает система ВТО, стимулируя, таким образом, не столько товарообмен, сколько технический прогресс.
Во-вторых, со вступлением в ВТО повышается инвестиционная привлекательность страны за счет введения в национальное законодательство общепринятых норм внешнеэкономического регулирования. И вместе с этим растет и уровень жизни, и зарплаты, и настроение граждан.
В-третьих, ВТО защищает права на интеллектуальную собственность, в частности, регулирует острую для России проблему «утечки мозгов».
В-четвертых открытие экономических
границ размоет и границы
И, наконец, без развития экспорта, наша экономика так и будет отсталой. Без здоровой конкуренции России никогда не выйти на мировой уровень. Если мы хотим производить оборудование не хуже чем в Японии и США, мы должны активно ориентироваться на зарубежные рынки. Пример Китая здесь наиболее подходит. [7]
6. Проект внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020 г.
В Минэкономразвития России подготовлен проект внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020 г., определяющей ключевые приоритеты и параметры внешнеэкономической политики страны в увязке с долгосрочными целями и задачами ее внутренней политики.
Этот документ базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (далее - КДР-2020), «Основных направлений деятельности правительства Российской Федерации на период до 2012 года», Концепции внешней политики Российской Федерации, долгосрочных стратегий и программ развития отдельных отраслей и регионов, нормативных правовых актов и т.д.
Необходимость разработки этого документа обусловлена тем, что в настоящее время складывается качественно новая ситуация в сфере внешнеэкономических связей России, обусловленная как внешними, так и внутренними факторами. Внешние факторы проявляются прежде всего в усилении торгово-политического воздействия зарубежных государств на сферу международной торговли, требующего адекватного комплексного применения в России всего спектра внешнеэкономических инструментов. Внутренние причины связаны в первую очередь с необходимостью перехода страны к инновационной модели социально-экономического развития. Эти факторы в целом определяют необходимость подготовки и последующей реализации внешнеэкономической стратегии на долгосрочную перспективу.
В настоящее время мировая экономика испытывает воздействие глубокого финансового кризиса. Наряду с большинством развитых экономик влияние кризиса ощущают и развивающиеся страны. В долгосрочной перспективе вероятно восстановление роста мировой экономики, но по сравнению с докризисным периодом ее динамика будет более подвержена циклическим колебаниям.
При благоприятном сценарии среднегодовые темпы прироста мирового ВВП за 2010-2015 гг. составят 4,0-4,2%, за 2016-2010 гг. - 2,7% по сравнению с 3,9% в 2001-2006 гг. и 3,3% в 1991-2000 гг. В то же время нынешний кризис мировой экономики может открыть долгий период замедленного развития, характеризующегося повышенной инфляцией и острыми конфликтами между новыми и старыми международными центрами сил, странами - экспортерами сырья и постиндустриальными экономиками .
Внешнеэкономическая политика является продолжением внутренней экономической и социальной политики государства, направленной на укрепление экономики и улучшение качества жизни населения. В документе определяются ключевые приоритеты, цели и параметры внешнеэкономической политики Российской Федерации с учетом долгосрочных целей и задач ее внутренней политики на этапе перехода к инновационному типу социально-экономического развития. При его разработке были учтены основные тенденции развития глобальной экономики и современное состояние внешнеэкономических связей России.
Долговременной целью внешнеэкономической политики России является обеспечение глобальных лидирующих позиций страны как одной из ведущих мировых экономических держав XXI в. В связи с этим внешнеэкономическая стратегия базируется на ключевых положениях КДР-2020, в том числе раздела 6 «Внешнеэкономическая политика», где зафиксированы цели, принципы, приоритетные направления и географическая диверсификация внешнеэкономических связей России.
Основными целевыми индикаторами внешнеэкономической стратегии являются:
- повышение доли России в мировой экономике с 3,2% мирового ВВП в 2007 г. (по паритету покупательной способности) до 3,8% в 2015 г. и 4,3% в 2020 г.;
- увеличение российского экспорта с 354 млрд долл. в 2007 г. до 630-650 млрд
долл. в 2015 г. и более 900 млрд долл. в 2020 г. (при условии колебания мировых цен на нефть в ценах 2007 г. в пределах 80-90 долл. за баррель);
рост экспорта машиностроительной продукции более чем в 6 раз (до 110-130 млрд долл.);
- увеличение экспорта транспортных услуг почти в 4 раза (до 45 млрд долл. ) к 2020 г. по сравнению с 2007 г.;
- достижение доли не менее 5-10% на рынках высокотехнологичных товаров и услуг по 5-7 крупным позициям.
Внешнеэкономическая стратегия призвана способствовать реализации долгосрочных инициатив и крупных проектов, осуществляемых в масштабах мировой экономики. В этой связи важными задачами являются: комплексная поддержка российских компаний со стороны государства в сфере экспорта и инвестирования в зарубежных странах, создание системы идентификации и снятия барьеров по доступу на внешние рынки, а также применение Россией качественно новых внешнеэкономических инструментов.
Достижение стратегической цели внешнеэкономической политики обеспечивается путем реализации ее приоритетных направлений с четкой увязкой действий по каждому из них с решаемыми внутренними задачами, потребностями и возможностями российской экономики, которые включают:
- обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере;
- содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг;
- интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики;
- повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов;
- интеграция евразийского экономического пространства с центром в России;
Информация о работе Внешняя торговля и особенности ее развития в России