Внешняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ внешней среды организации направленной на совершенствование и улучшения положения дел на предприятии.
В соответствии с данной целью поставлены задачи:
проанализировать, и выявить основные элементы прямого и косвенного воздействия внешней среды организации;
охарактеризовать и обосновать факторы внешней среды и их влияние на работу организации;
проанализировать организацию взаимодействия с субъектами внешней среды;

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 88.14 Кб (Скачать)

Под средой косвенного воздействия  понимаются факторы, которые могут  не оказывать непосредственного  и немедленного влияния на деятельность, но, тем не менее, в перспективе  могут сказываться на ней. Здесь  речь идет о состоянии экономики  в целом, научно-техническом развитии, социокультурных и политических изменениях.

Рис. 1.3 Факторы (среда) косвенного воздействия[2]

Экономические факторы

Факторы в экономической  окружающей среде должны постоянно  оцениваться, т. к. состояние экономики  влияет на цели организации и способы их достижения. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости населения, ставки кредитования бизнеса и т. д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия. Так, колебания курса доллара относительно валют других стран могут стать причиной обретения или потери крупных сумм денег.

Организация озабочена инфляцией, потому, что будущая экономическая обстановка в условиях высокой инфляции(десятки и сотни процентов в год) оказывается менее предсказуемой, затрудняя планирование [8.c.85]. Правительства большинства стран мира прилагают значительные усилия для снижения уровня инфляции . Обычно следствием этих усилий является снижение процентной ставки и, тем, самым, появление признаков экономического роста.

    Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также решить сделать займ, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов. Если же прогнозируется экономический спад, организация может предпочесть путь уменьшения запасов готовой продукции, поскольку могут появиться трудности ее сбыта, сократить часть работников или отложить до лучших времен планы расширения производства.

Также существует множество  экономических факторов, которые воздействуют на организацию. Например, такие как насколько доступен кредит, какое влияние оказывают курсы обмена валют, сколько придется заплатить налогов и многие другие. На способность организации оставаться прибыльной непосредственное влияние оказывает общее здоровье и благополучие экономики. Плохие экономические условия снизят спрос на товары и услуги организации, а более благоприятные – могут обеспечить предпоссылки для ее роста. [9. с.124]   

 

Политические  факторы

Для бизнеса имеет большое  значение политическая стабильность в  обществе. От этого зависит уровень  притока инвестиций и другого  рода ресурсов в определенный регион. Отношение административных органов  власти к бизнесу выражается в  установлении различных льгот или  пошлин, которые либо развивают бизнес в регионе, либо вытесняют сто, создавая неравноправные условия для различных  организаций. Также используются приемы лоббирования интересов определенных промышленных групп в правительственных учреждениях, что также оказывает влияние на весь бизнес в целом.

Социокультурные факторы

При организации деятельности нельзя не учитывать ту культурную среду, в которой она происходит. Речь идет, прежде всего, о преобладающих  в обществе жизненных ценностях  и традициях. На этой основе базируется стандарт поведения. Известно принципиальное отличие американского и японского  стандартов. В первом случае стандарт выражен в "индивидуалистическом" подходе к организации, а во втором - в "семейном" подходе. Отсюда нормой поведения в одном случае является стремление к карьерному росту с  регулярной сменой мест работы (в США  считается, что человек должен менять работу раз в несколько лет), в  другом - человек работает в организации  всю жизнь, относясь к начальнику как к отцу, которого надо слушать.

Социально-культурные факторы  влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы и на условия труда. К  этим факторам относится и демографическое  состояние общества. Важное значение имеют и отношения организации с местным населением, где она функционирует. В связи с этим выделяют также в качестве фактора социально-культурного окружения - независимые средства массовой информации, которые могут формировать имидж фирмы и ее товаров и услуг.

 

Научно-технический  прогресс

Этот фактор определяет возможность  повышать эффективность производства, а, следовательно, эффективность способов удовлетворения потребителей. Для того чтобы организация могла быть конкурентоспособной, необходимо собирать, хранить и распределять большие  объемы информации о новациях, возникающих  в среде деятельности. В последнее  время появились совершенно новые  технологии обработки ресурсов и  информации: компьютерная и лазерная техника, робототехника, спутниковая  связь, биотехнологии и т. д. Исследователи  говорят о высокой скорости изменения  технологий, и эта тенденция сохраняется.

Очевидно, что организации, имеющие дело непосредственно с  технологией высокого уровня, наукоемкие предприятия, должны быть в состоянии  быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения. Однако сегодня, чтобы сохранить конкурентоспособность, все организации вынуждены идти в ногу, по крайней мере, с теми разработками, от которых зависит  эффективность их деятельности.

 

Международные факторы

Если ранее считалось, что международная среда является объектом внимания только тех организаций, которые работают на экспорт, то теперь изменения в мировом сообществе затрагивают практически все  предприятия. В современном мире присутствует тенденция глобализации рынка. Это значит, что стираются  границы между бизнесом в различных  странах, развиваются транснациональные  корпорации, все большее влияние  имеют международные экономические  и политические организации. К факторам, обусловливающим развитие международного бизнеса, относятся: более низкие издержки ведения бизнеса за границей, стремление уйти от торговых ограничений внутри страны, а также инвестиционные и  производственные возможности других стран.

Международная среда — это факторы, обусловленные такими мировыми тенденциями, как глобализация и интернационализация экономики, отраслевые сдвиги к сфере услуг и высоким технологиям, возрастание гибкости производства, рынков сбыта и продуктов, усиление конкуренции и сотрудничества. Сюда же можно отнести возможности для развития бизнеса компании в других странах. Указанные тенденции находят свое отражение как в международных договоренностях, так и в политике и стратегии организаций.[1.c.89]

1.3 Значение факторов  внешней среды для современной  организации

Все перечисленные факторы  следует рассматривать в комплексной  связи. Все они взаимозависимы, хотя наиболее общая тенденция такова: от ноосферы к деловой среде. Иными словами, действие факторов деловой среды — это производное от действия факторов общей среды, действие факторов общей среды — производное от глобальной, и действие всех их — производное от ноосферных процессов. Скажем, рынок труда (экономический фактор общей среды) сейчас находится под все усиливающимся влиянием глобализации и интернационализации (международный сектор глобальной среды). Успех в конкурентной (фактор деловой среды) борьбе — особенно в современной России — невозможен без учета политических факторов (общая среда) и использования современных технологий (глобальная среда). Вся система факторов ВС пронизана такими связями и зависимостями, что создает громадные трудности для современного менеджера.

Комплексное воздействие  всех факторов внешней организационной  среды уже привело к огромным изменениям в теории и практике управления. К наиболее важным сдвигам, помимо смены  общей парадигмы и философии  управления, можно отнести следующие:

  • структуры организаций становятся все более плоскими и децентрализованными; крупные компании распадаются на более мелкие;
  • усиливается потребность в интеграции, обеспечиваемой единой корпоративной стратегией, культурой и финансовым контролем;
  • «горизонтальное» управление становится более важным, чем «вертикальное», основанное на иерархии; это повышает роль инициативы, риска, независимости и способности к предвидению;
  • инновации, творчество, риск и долгосрочные ориентации становятся необходимыми компонентами управления;
  • стиль управления, ценности и поведенческие модели менеджеров смещаются от бюрократических к предпринимательским;
  • управленческие ценности, методы и модели управления становятся экоориентированными: любое решение принимается с «оглядкой» на экологические факторы внешней организационной среды.

Значение факторов внешней  среды для развития организации повышается в связи с усложнением всей системы общественных связей и отношений. Их влияние на организацию может проявляться в виде:

  • возможностей, использование которых может оказать положительное влияние на деятельность организации;
  • угроз, характеризующих такие факторы, которые при их реализации представляют опасность для организации.[10.c. 78]

в условиях переходного  периода учет влияния обеих групп  факторов приобретает особое значение, так как со многими из них, и  в первую очередь с новыми видами угроз, руководители предприятий встречаются впервые.

Можно привести пример. В мировой практике придается  большое значение такому фактору внешнего окружения предприятия, как законодательная основа его экономического развития. В условиях перехода нашего общества к рыночной экономике нередко складываются такие отношения рынка и государства, которые раньше не имели места и поэтому требуют к себе пристального внимания. Сегодняшнее состояние законодательной основы в стране оценивается специалистами в большинстве случаев как неудовлетворительное, не помогающее, а мешающее нормальному развитию экономики.[11 c. 42] 

Глава 2 Анализ внешней среды РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»

Глава 2.1 Характеристика предприятия РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»

     Как и любое другое предприятие, РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги» зависит от условий внешней среды, несмотря на то, что оно является монополистом в своей сфере услуг.

Основной задачей Гомельского  отделения дороги является обеспечение  потребности в перевозках пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа, с безусловным обеспечением безопасности движения, соблюдением требования охраны окружающей среды.

Основной целью трудового  коллектива отделения дороги является выполнение целевых параметров социально-экономического развития Республики Беларусь с ведением производственно-хозяйственной деятельности, на прибыльной основе эффективно используя  кадровый потенциал и технические  средства.

Главным критерием, в обеспечении  устойчивого финансово-экономического состояния организации, принято  направление на увеличение грузооборота на основе увеличения погрузки по всем станциям отделения, и увеличения транзитного  вагонопотока. [12]

    

В состав отделения входит три железнодорожных узла: Гомельский, Жлобинский, Калинковичский. Решающими станциями по выполнению основных показателей эксплуатационной работы, являются: Гомель – двусторонняя, сортировочная, с двумя механизированными сортировочными горками, Жлобин – двусторонняя, сортировочная, с немеханизированной сортировочной горкой, Калинковичи – участковая, односторонняя, с немеханизированной сортировочной горкой, Барбаров – грузовая, односторонняя, с механизированной сортировочной горкой, Речица – грузовая, односторонняя.

На Гомельском отделении  находятся три крупных пассажирских вокзала:

- внеклассный вокзал ст. Гомель;

- вокзалы 2-го класса  Жлобин и Калинковичи.

В среднем, ежесуточно с вокзалов отправляются  в межгосударственном, местном и пригородном сообщениях соответственно:

-с вокзала Гомель –  1400-2600-9800 человек;

- с вокзала Жлобин –  270-800-5040 человек;

- с вокзала Калинковичи  – 150-760-1400 человек.[13]

 

Глава 2.2. Влияние внешней  среды прямого воздействия на РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»

Как уже отмечалось ранее, к внешней бреде прямого воздействия относятся такие факторы, как потребители, поставщики, общественные организации, конкуренты и т.д.

Потребителями услуг данного предпритиятия являемся все мы. Людям, которым не обходимо переехать из одного города в другой быстро, надежно и сравнительно дешево. Пассажирские перевозки осуществляются в зависимости от спроса по направлениям:

          - во внутриреспубликанском  сообщении  - Минск, Брест, Гродно, Могилев.

          - в межгосударственном сообщении – Москва, С-Петербург, Мурманск, Симферополь, Калининград, Адлер, Волгоград, Кисловодск, Челябинск, Иркутск, Феодосия, Анапа, Евпатория, Одесса, Чернигов, Брянск.

           - в пригородном сообщении  - все  районы Гомельской области, где  есть железнодорожные пути, и  прилегающие к направлению Гомель-Щорс  населенные пункты Украины.

Потребность в пригородных  перевозках обусловлена  потребностью в поездках населения близлежащих  регионов, тяготеющих к городам для  поездки их на работу и с работы. Городское население пользуется для поездок на садовые участки.

Предприятие все же имеет  конкурентов в лице автомобильных  и воздушных перевозок, так как  специфика работы железнодорожного транспорта не позволяет выполнить  следующие задачи:

  • Доставить пассажиров непосредственно до места проживания или работы, находящихся далеко от железнодорожных путей
  • Осуществлять дальние перевозки за короткое время.

В таких случаях потребители  предпочитают другие виды перевозок. Однако  в железнодорожных перевозках есть и свои дополнительные преимущества, например, по сравнению с авиаперевозками. Многие аэропорты находятся далеко от самого города. Сам путь до города занимает много времени  и средств. Вследствие чего потребителям удобней  сесть на поезд и приехать на вокзал, находящийся обычно в центре города. Также работа по перевозке пассажиров не зависит от погодных условий, в отличии от воздушных и автомобильных перевозок.

Информация о работе Внешняя среда организации