Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:14, курсовая работа
В данном реферате рассмотрены как теоретические аспекты управления государственным долгом, так и анализ, и управление государственным долгом в Российской Федерации на современном этапе.
Актуальность работы заключается в проблеме долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Внутренний государственный долг России……………..…………...5
1.1. Определение внутреннего государственного долга…………….…5
1.2. Обслуживание и урегулирование внутреннего долга России…….6
2. Внешний государственный долг России…………………………….10
2.1. Определение внешнего государственного долга………………….10
2.2. Влияние внешней задолженности на российскую экономику…...11
2.3. Обслуживание и урегулирование внешнего долга России……….17
Заключение…………………………………………………………….…22
Список использованной литературы………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Внутренний государственный долг России……………..…………...5
1.1. Определение внутреннего государственного долга…………….…5
1.2. Обслуживание и урегулирование внутреннего долга России…….6
2. Внешний государственный долг России…………………………….10
2.1. Определение внешнего государственного долга………………….10
2.2. Влияние внешней задолженности на российскую экономику…...11
2.3. Обслуживание и урегулирование внешнего долга России……….17
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………...25
ВВЕДЕНИЕ
В данном реферате рассмотрены как теоретические аспекты управления государственным долгом, так и анализ, и управление государственным долгом в Российской Федерации на современном этапе.
Актуальность работы заключается в проблеме долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.
Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.
Государственный долг является одним из макроэкономических параметров, объектом и инструментом экономической политики государства. Существование долга может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на реальный, финансовый и другие секторы в зависимости от направления государственных расходов, фазы делового цикла, от уровня развития экономики. Положительное воздействие долга проявляется в обеспечении правительства финансовыми ресурсами и стимулировании экономического роста. Негативные последствия выражаются в эффекте вытеснения и перемещении бремени на будущие поколения.
Управление государственным долгом - это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей, в частности, создание эффективного рынка внутреннего долга. [1]
На современном этапе во всех странах размеры государственного долга непрерывно возрастают в связи с хронической дефицитностью бюджетов государств, ростом военных расходов.
Задачи работы:
1. Определить понятие и значение внутреннего и внешнего долга России;
2. Проанализировать динамику государственного долга;
3. Рассмотреть процесс обслуживания и урегулирования государственного долга;
3. Исследовать влияние государственной задолженности на российскую экономику.
1 Внутренний государственный долг России
1.1 Определение внутреннего государственного долга
Согласно определению, данному в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ внутренний долг - это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
В объем внутреннего государственного долга включаются:
• номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
• объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
• объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
• объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации.
Согласно статье 98.1 БК РФ, введенная Законом 2007 г. №63-ФЗ, содержатся новые положения, предусматривающие списание с государственного внутреннего долга России долговых обязательств, не предъявленных к погашению кредитором в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Соответственно, в случае если кредитор в течение данного срока не предъявит к погашению долговое обязательство России, т.е. не совершит определенные условиями обязательства и нормативными правовыми актами действия, то долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ. Такое долговое обязательство России, как государственная гарантия России, считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ по истечении срока данной гарантии.
1.2 Обслуживание и урегулирование внутреннего долга России
Статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга. Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
Долговые обязательства России подлежат учету и регистрации в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга РФ (в Кодексе указанные книги обозначены единым понятием - Государственная долговая книга РФ). Государственную долговую книгу РФ ведет Минфин России. Приказом Минфина России от 23 августа 2006 г. №107н утвержден порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации в Министерстве финансов Российской Федерации, который разработан с целью определения процедуры ведения Государственной долговой книги РФ, обеспечения контроля за полнотой учета, своевременностью обслуживания и исполнения долговых обязательств и устанавливает требования по структуре Долговой книги, а также по порядку ведения и хранения Долговой книги.
Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.
Особенностью федерального бюджета 2008 года в сфере государственного долга стало превышение объема государственного внутреннего долга над объемом государственного внешнего долга, при этом в соответствии с Основными направлениями долговой политики на 2008-2010 годы достижение превышения внутреннего долга над внешним планировалось на 2010 год. Удельный вес внутреннего долга в общем объеме государственного долга возрос с 44,7% на начало 2008 года до 52,5% на конец 2008 года, что обусловлено досрочным погашением внешнего долга странам - членам Парижского клуба кредиторов (обязательства бывшего СССР), расширением внутренних и сокращением внешних заимствований.
Таблица 1 - Динамика и структура внутреннего долга РФ за 2008-2010 годы[2]
| 2008 год | 2009 год | 2010 год | |||
| млрд. руб. | структура, % | млрд. руб. | структура, % | млрд. руб. | структура, % |
Гос. внутр. долг, всего | 1248,8 | 100 | 1221,4 | 100 | 1837,2 | 100 |
Гос. цен. бумаги РФ | 1032,1 | 94,5 | 1244,7 | 91,3 | 1681,3 | 92,1 |
Гос. гарантии | 111,9 | 9,7 | 113,6 | 8,3 | 137,8 | 7,6 |
Прочая задолженность | 4,7 | 0,5 | 5,0 | 0,4 | 5,6 | 0,3 |
Из таблицы видно, что в период 2008-2010 гг. государственный внутренний долг увеличивается с 1248,8 млрд. руб. в 2008 году до 1837,2 млрд. руб. в 2010 (увеличился на 47,11%).
Объем внутреннего долга, выраженный в ценных бумагах, на 1 января 2008 года составит 1 032,1 млрд. рублей или 94,5% объема внутреннего долга и увеличится за 2008 год на 212,6 млрд. рублей, или на 20,59%, и достигнет на начало 2009 года 1 244,7 млрд. рублей, на начало 2010 года достиг 1681,3 млрд. рублей.
Увеличение объемов государственного внутреннего долга при сохранении профицита федерального бюджета обусловлено содержащимся в Основных направлениях долговой политики положением о целесообразности сохранения присутствия государства на национальном финансовом рынке в качестве заемщика в целях поддержания способности государства осуществлять заимствования на приемлемых условиях при любой финансово-экономической и политической ситуации в мире, рефинансирования государственных внутренних и внешних долговых обязательств на финансирование расходов, поддержания пенсионной системы. В 2010 году объем государственных ценных бумаг составил 1681,3 млрд. рублей, что на 35% больше по сравнению с 2009 годом.
Средства федерального бюджета на погашение основной суммы внутреннего долга и на его обслуживание планируются в объеме 209,25 млрд. рублей, в том числе 132,35 млрд. рублей на погашение основного долга по внутренним долговым обязательствам, на обслуживание государственного внутреннего долга предусмотрено 76,9 млрд. рублей. Указанные расходы составили 44,4% расходов на погашение и обслуживание государственного долга в 2008 году. Расходы федерального бюджета на обслуживание внутреннего долга на 2009 год составили 106,5 млрд. рублей или 56,7% выплат по государственному долгу, на 2010 год - 134,2 млрд. рублей.
Вывод: Внутренний долг - это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации. В среднесрочной перспективе за счет роста внутреннего долга увеличится государственный долг до 2 926,76 млрд. рублей, или 7,6% ВВП, к концу 2010 года. Основными направлениями долговой политики на 2007-2010 годы стало достижение превышения внутреннего долга над внешним.
2 Внешний государственный долг России
2.1 Определение внешнего государственного долга
В научной литературе государственный долг определяется сложившийся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. На практике государственным долгом считают долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая, обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ (ст.97 Бюджетного кодекса РФ).