Внешний долг России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 07:19, реферат

Описание работы

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.
Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.
Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

Работа содержит 1 файл

реферат внеш долг.docx

— 33.26 Кб (Скачать)

- подготовка единого нормативного  правового акта, регламентирующего  участие страны в деятельности  Парижского клуба;

- проведение двусторонних  переговоров со странами-должниками, имеющими действующие рамочные  соглашения и договоренности  с Парижским клубом;

- проведение двусторонних  переговоров со странами-должниками, не являющимися партнерами Парижского  клуба;

- подготовка и согласование  нормативных правовых актов о  заключении межправительственных  соглашений об урегулировании  задолженности иностранных государств (в том числе государств-участников  СНГ) перед Российской Федерацией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение отметим, что  процесс реструктуризации долга  иностранных государств перед Россией  должен в полной мере регулироваться Бюджетным кодексом. Он позволяет  проводить реструктуризацию и списание части задолженности перед Россией (в рамках участия в международных  финансовых организациях и финансовых клубах) без ратификации соответствующих  договоров в Государственной  думе РФ. Вместе с тем Бюджетный  кодекс не регламентирует формы реструктуризации долга иностранных государств перед  Россией, такие, как обмен долга  на акции, ресурсы, товары или экспорт.

Внешний долг самой России во многом урегулирован. Существенная его доля приходится на развитые страны-кредиторы, а значительная часть оставшегося  долга - на рыночные и торгуемые на международных рынках капитала инструменты. Иностранный долг перед Россией  по-прежнему урегулирован далеко не полностью  и в основном приходится на развивающиеся  и беднейшие страны. Членство России в Парижском клубе накладывает  на нее обязательства по списанию большой части (до 90 %) долгов беднейших  стран.

Проводимые в настоящее  время в России административная и бюджетная реформы предполагают заметное усиление ответственности  органов исполнительной власти за принимаемые  решения, повышение прозрачности их деятельности, а также их ориентацию на достижение общественно значимых целей и результатов, структурированных  по бюджетным программам и соответствующих  потребностям общества, в рамках бюджетирования, ориентированного на результат [25]. Все сказанное можно отнести и к деятельности по управлению государственным долгом перед Россией.

С учетом важности долговой тематики одним из вариантов реализации на практике новых принципов администрирования  бюджета может стать бюджетная  целевая программа по созданию системы  управления государственным долгом. В части управления иностранным долгом перед Россией эта программа должна включать: мероприятия, касающиеся раскрытия информации о схемах и суммах погашения и реструктуризации иностранных долгов и внесения соответствующих изменений в нормативно-правовую базу, в первую очередь в Бюджетный кодекс РФ; регулярную публикацию информации о состоянии долга иностранных государств перед Россией, о погашении и списании долгов, о схемах реструктуризации; меры по применению конкурсных процедур для участия российских компаний в реструктуризации иностранного долга перед Россией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможные схемы реструктуризации задолженности

Обратимся к теории вопроса. При обслуживании государственного долга могут возникнуть проблемы, обусловленные экономическими, социальными  или политическими трудностями. Тогда государство может оказаться  не в состоянии обслуживать свой долг надлежащим образом, что приводит и к временным задержкам по выплате процентов или основной суммы долга, и к полному отказу от данных выплат. У подобных заемщиков  повышается вероятность наступления  дефолта по своим обязательствам, и они начинают вести переговоры с кредиторами о возможных  путях урегулирования или реструктуризации своих долгов. Правительствам необходимо также разработать программу  балансирования государственных бюджетов для снижения рисков при их планировании.

Проблема реструктуризации государственного долга стала предметом  ряда серьезных исследований [13]. При  ведении переговоров со странами-должниками можно использовать следующие схемы  реструктуризации.

Списание долга

В случаях, когда обязательства  страны-должника превышают ее ожидаемую  платежеспособность, внешний долг выступает  в качестве пропорционального налога, так как дополнительные доходы государства  направляются кредиторам, а не на непроцентные расходы. Списание долга предполагает, что в данной стране сложилась  безнадежная финансовая и долгосрочная экономическая ситуация. По правилам Парижского клуба кредиторов, списание долгов, в том числе частичное, применяется только к категории  беднейших стран.

Выкуп долга (buy-back)

Отдельные страны-должники могут располагать значительными  объемами золотовалютных резервов или  способны их достаточно быстро нарастить  за счет развития экспортных отраслей. В этой ситуации можно разрешить  заемщику самостоятельно выкупить собственные  долги на открытом рынке (если они  там свободно обращаются) , что позволяет на рыночных условиях сократить общий объем государственного долга без принятия кредиторами каких-либо согласованных решений. Из-за наличия дисконта по долгам подобная стратегия в чем-то аналогична частичному списанию.

Однако, согласно стандартным  условиям предоставления займов, должник  не имеет права на досрочный выкуп  своих долгов минимум по двум причинам. Во-первых, нарушается принцип главенства кредиторов, то есть их право на преимущественное получение любых свободных средств  должника, просрочившего платеж. Во-вторых, возникают феномены "субъективного  риска" и "обратного отбора" , когда фактический выигрыш получают наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом.

Если решение о выкупе принимается с согласия кредиторов, то подобные проблемы можно разрешить, например, устанавливая его максимальные объемы. Если снижение долгового бремени  заемщика увеличивает вероятность  выплат, то кредиторы могут согласиться  на выкуп долга. При этом их потери, вызванные отказом от получения  полной суммы кредита, компенсируются улучшением перспектив возврата оставшейся части долга.

Конверсия долга представляет собой превращение долговых обязательств, по которым не выплачиваются проценты (или слишком обременительных) , в новые, улучшающие текущее или будущее положение заемщика. Технически такие операции не приводят к изменению структуры существующих обязательств и к получению новых ссуд. Кредитные корпорации, сталкивающиеся со списанием значительных активов, зачастую обменивают их на долговые обязательства меньшей номинальной стоимости, вероятность выполнения которых выше, или на ценные бумаги заемщиков из числа акционерных компаний. Различают следующие виды конверсии государственных долговых обязательств.

Обмен долга на акции (на собственность) . В ходе стандартных корпоративных обменов долга на акции кредиторы отказываются от своих договорных прав в отношении должника, не исполняющего свои обязательства, в обмен на определенную долю его акций. Главное преимущество данной операции состоит в том, что она позволяет превратить долг страны в акции посредством размещения иностранных прямых или портфельных инвестиций в какое-либо национальное предприятие. Обмен долга на акции может предполагать участие и резидентов и, как следствие, способствовать репатриации вывезенной иностранной валюты. Применяется также форма урегулирования долга, в рамках которой происходит обмен долга на собственность страны-должника, например, на земельные ресурсы или недвижимость.

Обмен долга на долг. Подобная конверсия предполагает превращение  существующих долговых обязательств в  новые. Новое долговое обязательство может предусматривать уменьшение суммы основного долга или иные сроки его выполнения. Можно изменить и форму долговых обязательств. Одной из распространенных разновидностей обмена долга на долг считается операция, позволяющая конвертировать старый долг в новые долговые инструменты нового заемщика (специально выбранной компании) с погашением и выплатой иностранному кредитору процентов наличными и/или за счет экспортной выручки. При этом прежний заемщик осуществляет предоплату долга новому заемщику в национальной валюте, которая используется последним для финансирования местных расходов. Другим вариантом является обмен долговых обязательств страны-должника на обязательства третьих стран - ее дебиторов, то есть долги погашаются кредитору путем уступки ему требований страны-должника на долги третьих стран.

Обмен долга на налоги. Данная схема конверсии предполагает обмен  компаниями - держателями внешнего долга долговых обязательств страны-должника на льготы по уплате налогов на производимые ими инвестиции на ее территории, как правило, по выгодному для компаний курсу. Для реализации рассматриваемой формы конверсии требуется наличие соответствующей нормативно-правовой базы в налоговом законодательстве страны-должника.

Обмен долга на ресурсы  на цели развития. Подобные операции могут  проводиться на основе выкупа долга  или пожертвований. Чаще всего международные  благотворительные организации  или правительства развитых стран выкупают со скидкой коммерческие долги на вторичном рынке и затем переводят их в обязательства, подлежащие оплате в местной валюте либо по номиналу, либо со скидкой менее высокой, чем на вторичном рынке. В других случаях банки передают долг какой-либо благотворительной организации с условием, что он будет погашен в местной валюте в рамках ранее согласованной программы в области природоохранной деятельности, в социальной сфере или сфере образования.

Обмен долга на экспорт (долг на товар) . При использовании данного вида конверсии в отношении задолженности перед коммерческими кредиторами страна-должник предлагает погашение обязательств в форме получения права на реализацию товара по установленной цене. Определенная часть от суммы реализации возвращается стране-должнику, а оговоренная доля остается у кредитора в счет погашения выставленных требований. Одним из главных недостатков этой схемы является нередко выдвигаемое должниками условие предоплаты кредитором части стоимости товара.

Секьюритизация, то есть выпуск новых ценных бумаг (акций или долговых обязательств) , подтверждающих право на собственность или обязательства должника, все шире используется в международной практике. Поэтому в большинстве случаев такие новые инструменты определяются как обеспеченные активами ценные бумаги (asset-backed securities) .

Под секьюритизацией задолженности понимается переоформление существующего государственного долга в новые рыночные долговые инструменты (ценные бумаги) . Любой кредитор (или должник) вправе секьюритизировать свои активы (или долги) , а успех операции будет зависеть от: готовности рынка принять дополнительный риск; состояния финансов должника с точки зрения обслуживания новых обязательств, источником погашения которых являются старые долги (здесь имеется определенная аналогия с факторингом) ; политических рисков.

В процесс секьюритизации могут быть вовлечены инструменты денежного рынка, рынка ссудных капиталов и чисто банковские инструменты. Среди основных видов ценных бумаг, обращающихся в настоящее время на международных финансовых рынках, можно выделить две группы: иностранные облигации - эмитируемые нерезидентами на внутреннем рынке иностранного государства, и еврооблигации - средне- и долгосрочные обязательства в евровалютах, выпускаемые для размещения на европейском рынке среди зарубежных инвесторов.

Особенность еврооблигаций  состоит в их более высокой  надежности по сравнению с другими  долговыми инструментами, номинированными  в иностранной валюте: "жесткость" долга, обусловленного их выпуском, как  правило, рассматривается на уровне "жесткости" долгов перед МВФ  и Всемирным банком. Следствием потенциального нарушения обязательств по таким  инструментам является фактически кросс-дефолт, или автоматический дефолт по менее "жестким" ценным бумагам должника. Однако начиная с 1999 г. ряд эмитентов  еврооблигаций провели переговоры с кредиторами о реструктуризации задолженности по ним, что несколько  ослабило приоритетный статус еврооблигаций  относительно других инструментов и  изменило отношение к ним инвесторов.

Секьюритизация долга - наиболее рыночная форма урегулирования задолженности, что проявляется в снижении репутациоиных рисков государств при ведении ими переговоров с кредиторами. Она также позволяет оптимизировать структуру долговых выплат в соответствии с прогнозом бюджетных доходов и расходов страны-должника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Внешний долг России