Внешний долг России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 07:19, реферат

Описание работы

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.
Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.
Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

Работа содержит 1 файл

реферат внеш долг.docx

— 33.26 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

Внешний долг — это обязательства  перед нерезидентами в иностранной  валюте.

Под управлением государственным  внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате  доходов кредиторам и погашению  займов, а также порядок, условия  выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

К основным методам управления государственным долгом следует  отнести:

Рефинансирование — погашение  старой государственной задолженности  путем выпуска новых займов.

Конверсия — изменение  размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.

Унификация — объединение  нескольких займов в один.

Отсрочка погашения займа  проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску  новых займов не эффективно для государства.

Аннулирование долга —  отказ государства от долговых обязательств.

Реструктуризация долга  — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах  погашаемых долговых обязательств с  установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе  РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с  частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИИ

Внешний долг России — обязательства, возникающие в иностранной валюте (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Внешний государственный  долг России на 1 января 2007 года составил 52 млрд. долл. или 39,5 млрд. евро. Задолженность  Парижскому клубу кредиторов по долгу  России, накопленная с 1992 г. составила 3,1 млрд. долл, странам, не вошедшим в клуб - 3,3 млрд. долл. Задолженность России перед странами СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) составляет 1,9 млрд. долл, "коммерческий" долг - 0,8 млрд. долл, задолженность перед Европейским банком реконструкции и развития, Международным банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком и банком "Нордик" на 1 января 2007 г. составила 5,5 млрд. долл. Самой крупной задолженностью в структуре внешнего долга являются еврооблигации - 31,9 млрд. долл /61,35% /. Задолженность по облигациям внутреннего валютного займа - 4,9 млрд. долл.

Россия в 2007-2010 годах выплатила по внешнему долгу $32,9 миллиарда. Из этой суммы на погашение государственного долга в 2007-2010 годах было направлено $21,2 миллиарда, а на процентные платежи по госдолгу - $11,7 миллиарда.

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. В то же время в этом месяце Россия после двенадцатилетнего перерыва снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша (выпуск ценных бумаг, серия, доля облигационного займа, выходящего отдельными выпусками) еврооблигаций на $5,5 млрд.

Россия занимает девятое  место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным Министерства финансов США. В феврале 2010 года США были должны РФ 3,2 % всего своего госдолга, или 120.2 млрд долларов. Эксперты считают, что, несмотря на финансовый кризис, американские казначейские обязательства остаются одними из самых надёжных, но высказываются за уменьшение вкладов в экономику США и за вложение средств в модернизацию национального производства.

Объем консолидированного внешнего долга Российской Федерации (перед  нерезидентами) на 1 июля 2010 года составил 456,1 млрд. долларов США (31,7 % ВВП), в 2009 году и I квартале 2010 года указанный долг превышал объем международных резервов Российской Федерации. По состоянию  на 1 июля 2010 года указанный долг стал меньше на 5,1 млрд. долларов США объема международных резервов Российской Федерации.

Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации (далее - внешнего долга) по состоянию  на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 55,6 млрд. долларов США, или 44,9 млрд. евро, или 3,4 % ВВП, что превышает  на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9%, показатель, утвержденный на 1 января 2011 года (53 млрд. долларов США, или 41,7 млрд. евро).

Анализ динамики  показывает, что объем   государственного внешнего долга  в долларовом эквиваленте  в 2011 году увеличился по сравнению с 2010 годом на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9 %, в 2013 году - в 1,4 раза.

Объем государственного внешнего долга в рублевом выражении увеличится с 3,5 % ВВП в 2010 году до 3,8 % ВВП в 2013 году, или на 0,3 процентных пункта.

Увеличение внешнего долга  обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем  размещения государственных ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.

Предусматривается снижение в 2012 - 2013 годах доли задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО(Международная финансовая организация) с 13,8 % до 6,3 %.

В течение 2012 - 2013 годов Правительство Российской Федерации должно будет полностью рассчитаться с задолженностью по межправительственным соглашениям с Германией (срок погашения 2013 год) и Турцией (срок погашения 2012 год), также будет завершено погашение задолженности по ряду кредитов МФО.

В государственной долговой книге Российской Федерации числится задолженность перед Румынией (межправительственное соглашение от 29 декабря 1986 года, кредит на строительство предприятия на территории бывшей УССР) и КНДР (межправительственное соглашение от 29 декабря 1988 года), урегулирование и погашение которой в период 2011 -2013 годов, также как и в период 2010-2012 годов, не предусматривается. Процентные ставки по кредитам составляют соответственно 3 % и 4 %. Счетная палата считает целесообразным предложить Правительству Российской Федерации принять меры по урегулированию задолженности по указанным межправительственным соглашениям.

В структуре внешней задолженности  как государственного сектора в  расширенном определении, так и  частного сектора преобладают долгосрочные обязательства, их доля в общем объеме задолженности составляет по состоянию  на 1 июля 2010 года 92,7 % и 87,4 % соответственно.

Наличие значительного внешнего долга у организаций различных  секторов российской экономики привело  к необходимости выделения около 11 млрд. долларов США из международных  резервов Российской Федерации в  целях предоставления кредитов в  иностранной валюте ряду организаций  для погашения и обслуживания иностранных долговых обязательств. Объем задолженности по указанным  кредитам на 1 апреля 2010 года составил 6,8 млрд. долларов США.

Таким образом, рост консолидированного внешнего долга не только повышает зависимость экономики от внешней  конъюнктуры и способствует усилению уязвимости экономического и финансового  положения страны, отрицательно сказывается  на макроэкономических показателях  страны, но и сдерживает развитие экономики, в результате отвлечения финансовых средств на погашение и обслуживание внешней задолженности.

Счетная палата считает целесообразным разработать и внести соответствующие  изменения в существующие нормативные  правовые акты, позволяющие четко  определить функции органов исполнительной власти и денежно-кредитного регулирования  по сбору и анализу данных по консолидированному внешнему долгу, вопросам регулирования  привлечения и прозрачности использования  средств, полученных в результате заимствований  у нерезидентов. Кроме того, для  осуществления мониторинга внешнего долга и оценки связанных с ним рисков представляется целесообразным определить и принять в установленном порядке систему соответствующих показателей и их пороговых значений в качестве одной из составляющих долговой стратегии.

КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ  ГОСУДАРСТВА

В соответствии со ст. 123 Бюджетного кодекса "долговые обязательства  иностранных государств перед Российской Федерацией как кредитором формируют  долг иностранных государств перед  Российской Федерацией". Законодательное  регулирование данного вида долга  осуществляется следующим образом. Сведения о размерах и структуре  долга иностранных государств перед  Россией по видам долговых обязательств и по заемщикам представляются в  Государственную думу РФ в составе  документов и материалов, направляемых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год.

В настоящее время общий  размер внешнего долга России соизмерим  с размером иностранного долга перед  Россией. Если бы качественная структура  задолженности иностранных государств была близка к структуре российского  внешнего долга, то Россия могла бы выплачивать свой внешний долг только за счет платежей от погашения и  обслуживания долга иностранных  государств перед ней. Фактически произошел  бы обмен российского долга на долг перед Россией.

Однако в действительности это маловероятно. Внешний долг России в основном урегулирован (практически  нет взаимных претензий сторон по нему) и большая его доля приходится на задолженность развитым странам (характеризующимся сильной международной позицией) и рыночную задолженность. С учетом того, что Россия уже не относится к числу беднейших стран, а также устойчивости платежного баланса страны списание ее внешнего долга не представляется реальным. Более того, в настоящее время при обсуждении проблемы досрочной выплаты Россией долга странам Парижского клуба кредиторы выдвигают требования погашения не только основной суммы оставшейся задолженности, но и всех процентных платежей будущих периодов по обслуживанию этого долга (то есть без дисконта) , не говоря уже о том, что они не согласны с частичным списанием его основной суммы [5]. Повышение суверенного рейтинга России до инвестиционного уровня тремя ведущими международными рейтинговыми агентствами только усиливает переговорную позицию кредиторов России относительно возврата внешнего долга Парижскому клубу в полном объеме без дисконта.

Существенная часть задолженности  иностранных государств перед Россией  по-прежнему остается неурегулированной, причем в немалой степени она  приходится на беднейшие страны, которые  не в состоянии обслуживать свои долги. Членство России в Парижском  клубе накладывает на нее обязательства  по списанию значительной части долгов беднейших стран как клиентов Парижского клуба, так и не входящих в их число (если для урегулирования задолженности таких стран применяются процедуры Парижского клуба), что и происходит в действительности. По некоторым оценкам, за последние десять лет Россия списала своим должникам более 45 млрд. долл. США [8].

В отдельных случаях списание Россией задолженности иностранных  государств сопровождается дополнительными  условиями, например, участием России в активах страны-должника, поставкой  должником товаров в счет погашения  части долга и т. п. Отметим, что  большая часть иностранного долга  перед Россией сформировалась за счет поставок спецтехники из СССР.

Устойчивое положительное  сальдо платежного баланса России, наличие профицита бюджета, а также высокий уровень золотовалютных резервов Банка России позволяют в полной мере и своевременно осуществлять обслуживание и погашение (в том числе досрочное [11]) внешнего долга. Однако этот факт не должен снимать с повестки дня проблему урегулирования долга иностранных государств перед нашей страной.

Программа предоставления Россией  кредитов иностранным государствам:

Федеральным законом "О  федеральном бюджете на 2011 год" предусмотрен предельный размер ассигнований федерального бюджета на предоставление кредитов иностранным государствам в сумме до 19, 25 млрд. руб., эквивалентной 641, 69 млн. долл. США.

Эти средства будут направлены в основном на оплату поставок оборудования и услуг российских организаций, что позволит упрочить позиции России на мировом рынке, увеличить долю оборудования в структуре российского  экспорта, повысить загруженность отечественных  промышленных предприятий и увеличить  налоговые поступления в бюджет страны. Программа предоставления Россией  государственных кредитов иностранным  государствам, их юридическим лицам  на 2011 г. составлена с учетом необходимости завершения действующих проектов, а также выполнения ранее достигнутых межправительственных договоренностей с соответствующими иностранными государствами.

Предоставление государственных  кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам по межправительственным соглашениям (договорам), заключенным с 1 января 2010 г., будет осуществляться при условии исполнения ими обязательств по уплате процентных платежей и погашению основной суммы задолженности по ранее выданным кредитам.

     В соответствии с Бюджетным кодексом правительство РФ и по его поручению Минфин России осуществляют деятельность по урегулированию задолженности иностранных государств перед Россией и по выработке мер по совершенствованию данной работы. Традиционно основными направлениями подобной деятельности являются:

- разработка методологии  реструктуризации долга иностранных  государств перед Россией (в  том числе государств - участников  СНГ) в ходе работы с Парижским  клубом кредиторов;

Информация о работе Внешний долг России