Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:19, контрольная работа
Иногда рыночный механизм не позволяет достичь взаимно-эффективного размещения ресурсов. В силу ряда причин могут возникать ситуации, называемые провалами (или несостоятельностями) рынка, в которых рынок не справляется со своими функциями и либо вообще не может обеспечить производство блага, либо не может обеспечить его производство в эффективном объеме. Именно подобная неспособность рынка обеспечить эффективность обычно рассматривается в качестве основания для государственного вмешательства в экономику.
Практика установления стандартов имеет, однако, свои очевидные нёдостатки. Прежде всего, они разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении единых для страны норм не учитываются разная степень остроты экологических проблем в разных регионах, а также существенные различия предельных частных издержек отдельных фирм. Поэтому затраты, связанные с достижением единого уровня загрязнения, могут приводить к значительным потерям отдельных фирм и общества в целом, так как игнорируются существующие в частном секторе сравнительные преимущества. И, наконец, что особенно важно, стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.
Большей гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы – это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов, о чем наглядно свидетельствует опыт применения ее в Германии. Однако полной уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены, при такой системе нет.
В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение природной среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий с аукциона. Предположим, оно желает сократить объем вредных выбросов с 1500 до 1000 кг, тогда государство продает лицензий не 1500, а 1000 шт., каждая из которых дает право на выброс 1 кг (рис. 4). Поскольку предложение абсолютно неэластично, равновесие установится в точке Е. В этом случае цена одной лицензии на право сброса 1 кг загрязняющего вещества в день будет равна 100 тыс. руб. Если местное общество партии защитников окружающей среды (“зеленых”) решит улучшить экологическую ситуацию в области, оно может купить часть лицензий с тем, чтобы изъять их из обращения. Если эта часть составит 100 лицензий, то цена одной лицензии повысится до 120 тыс. руб. Таким образом, продажа прав на загрязнение является гибким средством в борьбе за улучшение экологической ситуации в стране.
Итак,
из теоремы Коуза следует
Во-первых, что внешние эффекты носят не односторонний, а обоюдоострый
характер. Фабричный дым наносит ущерб близлежащим фермам – это очевидно, поскольку промышленник навязывает дополнительные издержки фермерам без их согласия. Он получает благо за счет причинения ущерба другим, не имея на это права. Но, с другой стороны, запрет на выбросы оборачивается убытками для хозяина фабрики, а стало быть – для потребителя продукции. Поэтому с экономической точки зрения речь должна идти не о том, “кто виноват”, а о том, как минимизировать величину совокупного ущерба.
Во-вторых, теорема Коуза раскрывает экономический смысл прав собственности. Четкое их распределение среди хозяйствующих субъектов ведет к тому, что все результаты деятельности каждого субъекта касаются только его, в результате чего любые внешние эффекты превращаются во внутренние. Поэтому главная функция прав собственности состоит в том, чтобы давать стимулы для большей интернализации экстерналий. Четкое распределение прав собственности ведет к минимизации внешних эффектов.
В-третьих, теорема Коуза сняла обвинение с рынка о его “провалах”. По мнению Р. Коуза, ключевое значение для успешной работы рынка имеют трансакционные издержки. Если они малы, а права собственности четко распределены, то рынок сам способен устранять внешние эффекты: заинтересованные стороны смогут самостоятельно прийти к наиболее рациональному решению. При этом не будет иметь значение, кто именно обладает правом собственности, скажем, фермеры на чистый воздух или хозяин фабрики на его загрязнение. Участник, способный извлечь из обладания правом большую выгоду, просто выкупит его у того, для кого оно
представляет меньшую ценность. Для рынка важно не то, кто именно владеет данным ресурсом, а то, чтобы хоть кто-то владел им. Тогда появляется возможность для рыночных операций с этим ресурсом. Сам факт наличия прав собственности и четкого их разграничения важнее вопроса о наделении ими того, а не другого участника. Таким образом, теорема Коуза доказывает значение трансакционных издержек “от противного”.
В-четвертых, теорема Коуза помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды.
Рассмотрим смоделированный пример интернализации внешних эффектов при трансакционных издержках равных нулю (ТС= 0).
Пример. Громкая музыка из-за стен одной квартиры причиняет ущерб жителям 3 квартир (всего 8 жильцов).
Цена ущерба для одной квартиры составляет 1 500 рублей.
Цена общего ущерба – 4 500 рублей (1 500*3)
Существуют следующие способы устранения трансакционных издержек:
Цена наушников для любителя громкой музыки 2 000 рублей
Цена
шумоизоляционного материала
Эффективное решение в данном случае – купить наушники, затратив 2 000 рублей.
Согласно теореме Коуза, при трансакционных издержках равных нулю не будет иметь значение, кто именно обладает правом собственности на внешний эффект – эффективный результат достигается в любом случае.
Если право на внешний эффект принадлежит жителям квартир, то любитель громкой выбирает одну из трех альтернатив:
Эффективное решение в данном случае – купить наушники, затратив 2 000 рублей.
Если право на внешний эффект принадлежит любителю громкой музыки, то жители квартир выбирает одну из трех альтернатив:
Эффективное решение в данном случае – купить наушники, затратив 2 000 рублей.
Таким
образом, мы действительно видим, что
неважно, кто собственник внешнего
эффекта – любитель громкой музыки
или жители квартиры – при трансакционных
издержках равных нулю будет одинаковое
эффективное решение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. “Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. - М., Экономика, Дело, 1992.
2. Чепурин
М.Н. Курс экономической теории / М. Н. Чепурин,
3. Нуреев Р. И. Основы экономичесокй теории: Микроэкономика / Р. И. Нуреев. - М., Высшая школа, 1996.
4. Коуз Р. Фирма, рынок и право / Р. Коуз. - М., Дело ЛТД, 1994.
Информация о работе Внешние эффекты в институциональной экономике