Внешнеторговая политика различных групп странн

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 04:16, реферат

Описание работы

Внешнеторговая политика – это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику.
Внешнеторговая политика (ВТП) - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Сущность внешнеторговой политики и её виды…………………………..4
2 Внешнеторговая политика различных групп стран ……………………..8
Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………………20

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 44.60 Кб (Скачать)

     Одним из важнейших факторов усиления позиций той или иной страны либо подсистемы на мировом рынке является использование научно-технических достижений. Они укрепляют положение тех поставщиков, которые добились наибольших успехов в их освоении [3].

Внешнеторговая политика развивающихся  стран.

       Группа развивающихся стран сегодня объединяет примерно 141 страну Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, где проживает 3,2 млрд чел. Об удельном весе развивающихся стран в мирохозяйственном комплексе свидетельствуют следующие показатели: ВВП составляет около 37% мирового объема, рост ВВП по оценкам 2000 г составил около 5,4% по сравнению с предыдущим годом. С 1950 до 2000 г доля этих стран в мировом производстве увеличилась почти в 17 раз. За эти же годы их совокупный ВВП вырос в 4,5 раза, а в расчете на душу населения — почти, в 2,5 раза.

          Общий вклад отраслей промышленности в суммарный ВВП «третьего мира» увеличился за этот период 26 до 42% сельского хозяйства — снизился с 38 до 18%, сферы услуг — вырос с 36 до 40%.

       В целом, после глобального распада исторической колониальной системы, темпы экономического роста развивающихся стран  заметно ускорились и впервые за длительный период их существования в рамках мирового хозяйства превысили темпы экономического роста развитых стран.

Данные свидетельствуют  о том, что характер в системе  «развитые — развивающиеся страны» постоянно меняется и по общим показателям, скорее в пользу вторых. В Последние полвека (к 2000 г) число стран опережающихразвитые рыночные экономики по темпам прироста подушевого ВВП в сравнении с 1951—1977 гг., увеличилось с 15 до 40. При этом в 9,5 раза (с 7,8 до 73,5%) возросла доля этих стран в общей численности населения развивающегося мира.

         За период экономического развития укрепился контроль развивающихся стран над своими природными ресурсами, который в недалеком прошлом принадлежал странам Запада. Большую роль в этом играют свои государственные институты, финансовые и  экономические структуры; которые регулируют воспроизводственный процесс. В одних странах были укреплены, других — заново созданы такие звенья воспроизводственной структуры, как тяжелая промышленность, банковская система, производственная инфра структура система подготовки кадров и образования.

        За последние 30 лет доля развивающихся стран в мировом ВВП возросла с 14,2 до 37,7%, а в мировом экспорте — с, 24,3 до 32,7%. Во многих отношениях этот рост был обусловлен взаимодействием ряда внутренних и внешних факторов:

- автономными процессами на периферии мирового хозяйства, денатурализацией капиталистических укладов развитием капиталистических форм хозяйства;

- становлением индустриальной системы производительных сил и начавшимся освоением элементов НТР;

- ростом и диверсификацией структуры внутреннего рынка;

- благоприятной конъюнктурой в центре мирового хозяйства - расширением спроса развитых стран на энергосырьевые ресурсы, материалоемкие и трудоемкие виды продукции обрабатывающей промышленности, а также притоком в развивающиеся страны иностранных инвестиций и займов по каналам транснациональных корпораций и транснациональных банков.

         За период с 1950 по 1998: г. производство в обрабатывающей промышленности развивающихся стран возросло почти в 16 раз, в том числе в 1981-1998 гг. — в 2,7 раза, тогда как в развитых рыночных экономиках — соответственно в 5,2 и 1,5 раза. Еще в начале 50-х гг. по общему объему промышленного производства развивающиеся страны уступали развитым более чем втрое. В 1999 г. этот разрыв был ликвидирован, причем по производству минерального сырья развивающиеся страны превзошли развитые еще в 50-е гг., а по выпуску изделий легкой промышленности — в начале 90-х гг.

     Значительно расширился ассортимент продукции в тяжелой’ промышленности, доля которой возросла с 40% в 50-е гг. до 59% в 1980 г. и 72% в 1998 г. Такой перевес тяжелой промышленности над легкой был достигнут только в 70-е годы, т. е. их продвижение к этому состоянию заняло более двух столетий.

      В целом в развивающихся странах складывается классическая схема рыночных социально-экономических систем, хотя в каждом  и отдельной стране имеются свои особенности развития.

      Развивающиеся страны по численности составляют самую большую группу – примерно 140 государств, расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании. Большинство из них вышли на международную арену в результате стремительного распада колониальной системы и образования молодых независимых национальных государств. В 50 – 60 годы XX столетия за период 1943 – 1963 гг. политическую независимость получила 51 страна с населением 988,3 млн человек, проживающих на территории площадью в 30,2 млн кв. км.

        Бывшие колонии оставили в наследство молодым национальным государствам отсталую экономику, зависимость от внешних рынков сбыта и внешних источников накопления.

      Понятие «развивающиеся страны» стало использоваться только в последние десятилетия. Ранее эти страны называли «экономически отставшими», «освободившимися», «слаборазвитыми». С 50-х гг. распространен термин «третий мир», отражавший реалии послевоенного блокового мира. В 80 – 90-е гг. стал использоваться ещё один обобщающий термин, признавший наличие в мировом хозяйстве групп стран с качественно различными уровнями социально – экономического развития: «Север» - индустриальные страны и «Юг» - существенно отставшие страны, и близкий к нему – «Запад – Восток». Наконец для обозначения этих двух групп применяется также термин «Центр – Периферия», предполагающий, что основные импульсы развития в мировом хозяйстве исходят от Центра и от него передаются Периферии. Но наиболее широко принято нейтральное обозначение – «развивающиеся страны».

Внешнеторговая политика наименее развитых стран.

         Наименее развитые страны (НРК) являются самым бедным и отсталым регионом современного мира. Эти страны расположены: в Африке - 32 государства, Азии - девять, Латинской Америке - одна и в Океании - пять. Отмеченные страны занимают особенное положение на дальней периферии мирового хозяйства, у них слишком ограничены материальные, финансовые и технологические ресурсы для развития национальной экономики и обеспечения адекватного уровня жизни местного населения. Статус наименее развитой страны дает возможность получать от международного содружества специальную помощь для структурной перестройки экономики и ее рыночной трансформации.

         Критерии определения уровня социально-экономического развития наименее развитых стран разрабатываются Комитетом по планированию развития (КПР) ООН. При составлении списка КПР использовал три основных классификационных критерия: размер ВНП на душу населения - не больше 100 дол. в ценах 1968 p.; частица отделочной промышленности во ВНП - не больше 10%; уровень грамотности населения в возрасте от 15 годов и старши-меньше 20%. Вплоть до 1990 г. КПР использовал эти критерии для определения возможности зачисления той или другой страны к категории НРК. За рекомендацией КПР Генеральная Ассамблея временами добавляла новые страны к первичному списку НРК.

         В конце 80-х годов группа НРК выросла до 42 стран. Из 1981 по 1990 г. применения отмеченных трех критериев основывалось на таких правилах. Страна, которая развивается, получала право на включение в перечень НРК только тогда, когда она отвечала одному из двух общих требований а) если ВНП на душу населения в ней был меньше от нижнего предельного уровня, а частица отделочной промышленности во ВНП составляла не больше 10%; б) если страна отвечала установленным критериям за частицей отделочной промышленности и коэффициентом грамотности, а ВНП на душу населения не превышал верхний предельный уровень. Предельные уровни показателей подушного ВНП периодически корректировались с поправкой на темпы роста ВНП на душу населения в развитых странах с рыночной экономикой. Базисные показатели частицы отделочной промышленности и грамотности взрослого населения оставались неизменными. В апреле в 1990 г. откорректированы нижние и верхние предельные уровни показателя ВНП на душу населения составляли соответственно 773 и 567 дол. в 1991 г. КПР проработал новый комплекс критериев определения НРК. Он включает показатель ВНП на душу населения и два возведенных индекса: 1) индекс повышения реального уровня жизни, который состоит из четырех показателей, - предсказуемая продолжительность жизни, потребления калорий, на душу населения, совокупный показатель частицы учеников начальной и средней школы в общей численности населения и коэффициент грамотности взрослого населения; 2) индекс экономической диверсификации, которая включает такие показатели: частица отделочной промышленности во ВНП, частица занятых в промышленности, потребление электроэнергии на душу населения и коэффициент концентрации экспорта.

          Важной причиной отсталости НРК является господство в их хозяйстве архаичных аграрных структур. Рутинная система землевладения и земледелия препятствует рациональному использованию потенциала аграрной сферы. Доминирование натуральной и полунатуральной форм ведения хозяйства сдерживает рост товарности сельскохозяйственного производства, ограничивает экономический доступ населения к продовольственным товарам и очень суживает сферу рыночного обращения пищевых продуктов. До сих пор от 20 до 60% (в зависимости от страны) домашних хозяйств в НРК не имеют надлежащей покупательной способности для приобретения основных продуктов питания. 
          Аграрный сектор имеет ключевое значение для экономического развития НРК. в 1989 г. в сельском хозяйстве было занято 72% рабочей силы (в 1980 г. - 78%), в нем создается 42% ВНП (в 1980 г. - 45). Хотя частица рабочих сельского хозяйства в общей численности рабочей силы во всех НРК постепенно снижается, количество населения, которое зависит по большей части от поступлений аграрного сектора, растет (из 267 млн в 1980 г. до 311 млн. в 1989 г.) Следовательно, преобладающее большинство населения указанных стран живут за счет сельскохозяйственного сектора, который, к тому же, обеспечивает больше половины экспортных поступлений. 
Внешнеторговая политика  стран с переходной экономикой.

          Группа стран с переходной экономикой подразделяется на страны Восточной Европы, к которым относятся Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия и новые государства, возникшие после распада СССР: Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан, Армения, Молдавия, Азербайджан, Грузия, Латвия, Литва и Эстония, а также новые страны, возникшие после развала Югославии. 
          Данная группа стран с середины 80-х годов оказалась в центре уникальных исторических преобразований практически во всех областях общественно-политической и экономической жизни. Суть этих преобразований состоит в замене авторитарных политических режимов плюралистической демократией и переходе от централизованной плановой социалистической экономики на рыночных условиях хозяйствования.

          Практически во всех странах этой группы с начала 90х годов проводятся экономические реформы, направленные на обеспечение устойчивого развития народного хозяйства за счет внутренней и внешней макроэкономической стабилизации, создания конкурентных рыночных отношений и проведения соответствующей реформы цен, ограничение господства монополий и вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов рыночной экономики, расширения и углубления международной экономической интеграцией. Наибольших успехов в проведении экономических реформ в данной группе стран к концу 90х годов добились Польша, Чехия, Венгрия. Результатом этих реформ в указанных государствах явилось то обстоятельство, что после трех лет кризисного состояния экономики в начале проведения реформ (1991-1993 гг.) положение начало стабилизироваться в 1994 году, а уже в 1995-1996 гг. Национальный доход в этих странах возрастал ежегодно на 6%. С 1995 года начался рост в других странах Восточной Европы, Румынии, Болгарии и Словакии. Вместе с тем в новых государствах, возникших после распада СССР и Югославии, проводимые экономические реформы еще не дали ощутимых положительных результатов, в этих странах еще предстоит решить сложный комплекс проблем по созданию реальной рыночной экономики и обеспечения устойчивого экономического роста. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

        Обобщая вышесказанное можно сделать следующие выводы:

1. Внешнеторговая политика стран  направлена на развитие и регулирование торговых отношений с другими государствами. Осуществление этой политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов.

2. Внешнеторговая политика стран  неразрывно связана с внутренней  экономической политикой государства поэтому её содержание обусловлено теми задачами расширенного воспроизводства которые страна решает в рамках своего государственного хозяйства. Главной задачей внешнеторговой политики является создание благоприятных внешнеторговых условий для расширенного воспроизводства внутри страны.

3. Протекционизм характерен для  развивающихся государств, а в  противоположность ему либерализм больше характерен для развитых стран. И либерализм, и протекционизм отражают не только специфику внешнеторговой политики тех или иных государств, но и их реакцию на изменения в МРТ и события происходящие в международных экономических отношениях.

4. В группу развивающихся стран (менее развитых, слаборазвитых) входят государства с рыночной экономикой и низким уровнем экономического развития.

5. Наименее развитые страны замыкают классификацию, потому как именно они плетутся в хвосте мирового прогресса. Многие из данных стран не имеют выхода к морю, что явилось едва ли не решающим фактором, повлиявшим на отсталость и неразвитость. Крайне невысоко можно оценить и экономический потенциал данных стран, где, зачастую, даже промышленность не представлена ни в каком виде, а об уровне образования и развития здравоохранения вообще не стоит говорить. Однако страны, получившие статус наименее развитых, пользуются особым вниманием мирового сообщества, что дает им льготный доступ к кредитам и займам, а также время от времени они могут рассчитывать на оказание гуманитарной помощи со стороны более развитых государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. – М.: 2001

Информация о работе Внешнеторговая политика различных групп странн