Внешнеторговая политика различных групп странн

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 04:16, реферат

Описание работы

Внешнеторговая политика – это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику.
Внешнеторговая политика (ВТП) - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Сущность внешнеторговой политики и её виды…………………………..4
2 Внешнеторговая политика различных групп стран ……………………..8
Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………………20

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 44.60 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1 Сущность внешнеторговой политики и её виды…………………………..4

2 Внешнеторговая политика  различных групп стран ……………………..8

Заключение……………………………………………………………………..18

Список использованной литературы…………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          Внешнеторговая политика – это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику. 
         Внешнеторговая политика (ВТП) - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.

         Основными составляющими ВТП являются экспортная и импортная политика, валютная политика, политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом.  
Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.

 

 

 

 

 

1 Сущность внешнеторговой политики и её виды.

          Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт.

         На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой обострение конкурентной борьбы на мировом рынке [2]. Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давления конкуренции иностранных товаров. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные.

          Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговля [4].

           Свободная торговля (либерализация) - это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок

Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они  избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

          Сторонники этой политики утверждают, что сравнительная эффективность дает больше выгод от свободы торговли, чем от её ограничения. Либерализация способствует международной специализации страны, облегчает развитие конкуренции и удешевляет товары для потребителей.

         Протекционизм  - система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешних рынков. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

         Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран - торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

          Протекционизм (франц. protectionnisme, от лат. ptotectio - защита, покровительство), экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. В. И. Ленин подчёркивал связь Протекционизм с определённым историческим строем общественного хозяйства, с интересами главенствующего в этом строе класса, опирающегося на поддержку правительства: «... вопрос о протекционизме и свободе торговли есть вопрос между предпринимателями (иногда между предпринимателями разных стран, иногда между различными фракциями предпринимателей данной страны)»

          Характер Протекционизм и соответственно средства торговой политики (запрещение ввоза, ставки пошлин и структура тарифов, количественные ограничения и т.д.) изменялись в зависимости от общей экономической политики, проводимой в ту или иную эпоху Современный Протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю. Усиление интернационализации капиталистического производства и дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма приводят к тому, что наряду с традиционными методами пограничного регулирования растет использование в протекционистских целях внутренних экономических и административных рычагов, а также валютно-финансовых и денежно-кредитных средств, ограничивающих применение иностранных товаров. Составной частью современного Протекционизм является аграрный Протекционизм (возник во время мирового аграрного кризиса конца 19 в.), защищающий интересы национальных монополий [3].

          Развитие процессов капиталистической интеграции привело к появлению своеобразного «коллективного» Протекционизм, который осуществляется с помощью согласованных действий групп развитых капиталистических стран. Примером является внешнеторговая политика стран «Общего рынка» Европейское экономическое сообщество. Особенность современного Протекционизм - приспособление торговой политики капиталистических государств к новой обстановке, сложившейся в мире.

          Протекционизм развивающихся стран носит принципиально иной характер. Их внешнеэкономическая политика направлена на защиту формирующихся отраслей национального хозяйства от экспансии со стороны империалистических держав. Этот Протекционизм содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств.

          Сторонники утверждают, что все усилия во внешней торговле должны быть направлены на:

а) защиту новых, только что появившихся  отраслей национальной экономики, не способных пока выдержать международную конкуренцию;

б) защиту отраслей, имеющих важное значение для обеспечения национальной безопасности;

в) увеличение внутренней занятости  ресурсов, в том числе сохранение рабочих мест. Есть и ещё аргументы. Однако необходимо учесть, что ряд отраслей экономики нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности.

 

 

 

 

2 Внешнеторговая политика различных групп стран

          Конечно, внешнеторговая политика  каждой группы стран важна  для мирового сообщества. Но если  говорить об их особенностях, то следует рассмотреть их на примере наиболее влиятельных участников международной торговли.

          Рассмотрим внешнеторговую политику  развивающихся стран, наименее развитых стран, развитых стран и стран с переходной экономикой.

Внешнеторговая политика развитых стран.

         Это страны с развитыми рыночными отношениями. В экспорте этих стран преобладают капиталоемкие промышленные товары, т. е. машины и оборудование. Так, в Германии производится более 80 %, в Японии более 90 %.

          ВВП на душу населения в среднем за год выше среднемирового уровня. В 1997 г он составлял примерно 9 тыс. долл.; в 1999 г примерно 15 тыс. долл. на человека; а среднее значение ВВП на душу населения в развитых странах в 1999 г. составляло примерно 25 тыс. долл. в год. В этих странах имеется высокоразвитое сельскохозяйственное производство. В нем занято от 1 до 5 % населения. Один американский фермер кормит 98 человек. Удельный вес сельскохозяйственного производства в ВВП составляет 5-10 %.

         Экономический рост Промышленно развитых стран в последнюю четверть истекшего века характеризовался снижающимися темпами. С 1970 по 2008 гг. общий объем производства увеличился более чем в 2 раза, но это почти в 1,5 раза ниже показателей двух предшествующих десятилетий.

    Несмотря на ускорение технического прогресса, расширение объема НИОКР, информатизации производства показатели отдачи основных факторов производства с 60-х годов замедлились. Производительность труда росла, но медленнее, чем после 40-х годов, начав улучшаться только в отдельных странах в 90-е годы. Рост капиталоотдачи также снизился.

    Отношение внешнеторгового оборота (экспорт + импорт) к ВВП значительно возросло в 90-е годы. 1/4 часть совокупного ВВП этой подсистемы мирового хозяйства реализуется за рубежом и примерно такая же часть ВВП обеспечивается за счет импорта. Сегодня более половины компаний производят и реализуют свою продукцию за пределами страны происхождения, примерно половина сырья и промежуточных продуктов приобретается по импорту или производится за границей их дочерними компаниями [2].

          Наибольшая степень открытости характерна для малых стран, в которых развитие производительных сил, факторов производства уже давно вышло за рамки внутренних рынков. В них доля экспорта, импорта превышает половину их валового продукта. Следует отметить, что у ряда стран, прежде всего бывших метрополий колониальных империй, этот показатель в начале века был выше, чем в начале 90-х годов. В Британии он составлял порядка 45%, в Японии – 30%, во Франции – 35% ВВП. Следовательно, только во второй половине 90-х годов открытость экономики ведущих западных стран превысила уровень начала XX в., что было достигнуто экономическими методами.

      Динамика внешнеторгового оборота развивалась неравномерно. В 80–90 годы темпы прироста снизились в 1,5 раза по сравнению с 50–60-ми годами, когда среднегодовой темп прироста превышал 9%, но оставались значительно выше 30-х годов. Расширение внешней торговли обеспечивало до 15% прироста совокупного ВВП в каждый период за счет экономии масштаба и специализации.

     Неравномерность развития внешней торговли приводила к изменению положения развитых стран в мировом экспорте и импорте. Их удельный вес в мировом экспорте характеризуется следующими показателями: 1970 г. – 71%, 1981 г. – 61, 1990 г. – 75,7, 1999 г. – 78% (если считать ЕС как единое целое, то 60%). Для сравнения отметим, что в 1900 г. эта группа стран сосредоточивала 73% мирового экспорта, т.е. она удерживает свои позиции в течение века.

          Промышленно развитые страны увеличили свою долю на мировых рынках сырьевых и продовольственных товаров главным образом за счет топлива, доля которого за 1980–1998 гг. увеличилась с 18,3 до 32%.

      Успехи в индустриализации в ряде регионов развивающегося мира привели к уменьшению доли западных стран на рынках химических товаров и в экспорте машин и оборудования.

      Сдвиги в структуре производства и спроса под влиянием НТП вызвали существенные изменения роли развитых стран в мировых закупках. В 80–90-е годы произошло значительное увеличение импорта (более 20%) в их общем потреблении.

     Стремительный рост доли импортной продукции в общем потреблении позволяет во многих случаях снижать издержки производства и сдерживать инфляцию. Он происходит за счет, как конечных товаров, так и особенно промежуточной продукции.

     Несмотря на увеличение роли импорта в потреблении, по отдельным товарным группам произошло сокращение доли западных стран в мировом импорте ряда сырьевых товаров (с 72 до 68% за 1985–1998 гг.), в первую очередь, топлива и руд цветных металлов. В русле общей тенденции находится рост доли импорта машин и оборудования, транспортных средств и черных металлов

Информация о работе Внешнеторговая политика различных групп странн