Внешнеторговая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 11:46, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение теоретических аспектов внешнеторговой политики государства, а также знакомство с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности и самое важное с принципами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, раскрытием их методов и особенностей. Очень важно выявить положительные и отрицательные стороны внешнеэкономической деятельности для экономики страны, преимущества и недостатки влияния.

Содержание

Введение 3
1. Внешнеторговая политика государства 5
1.1 Цели и основные направления внешнеторговой политики 5
1.2 Таможенные тарифы и нетарифные барьеры 9
1.3 Объекты и субъекты внешнеторговой деятельности Украины 13
2. Основы государственного регулирования внешнеторговой политики 16
2.1 Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности 16
2.2 Механизм экспортного и импортного регулирования 19
2.3 Содействие развитию внешнеторговой деятельности и её стимулирование 22
Выводы 25
Список используемой литературы 26

Работа содержит 1 файл

Основы ВЭД.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

     Применительно к международной торговле как  главному объекту регулирования правительства используют такие инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

     Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами, законами и иными нормативными правовыми актами страны посредством:

     1) таможенно-тарифного регулирования;

     2) нетарифного регулирования;

     3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью.

     Внешняя торговля интеллектуальной собственностью - передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу;

     Внешняя торговля услугами - оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ).

     4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных законами.

     Экономические методы регулирования.

     К методам экономического характера относят различные налоги и сборы, особые виды таможенных пошлин, меры валютного регулирования, субсидии и другие.

     Практически во всех странах применяется пограничное налогообложение товаров. Его целью является в первую очередь создание одинакового налогового режима для одних и тех же товаров иностранного и отечественного производства. К таким мерам относится применение акцизного сбора, других уравнительных налогов и сборов, в том числе лицензионного сбора, сбора за регистрацию.

     К мерам валютного и финансового характера относятся различные ограничения на расходования иностранной валюты: множественность валютных курсов, налоги при операциях с иностранной валютой, беспроцентный залог. Под множественностью валютных курсов подразумевается установление дифференцированного курса пересчета национальной валюты в иностранную в зависимости от рода сделки, партнера или товара. В ряде развивающихся государств налоги при операциях с иностранной валютой составляют 50-60% от стоимости ввозимых товаров.

     Государство для защиты своих производителей не только ограничивает импорт, но и  поощряет в форме субсидий отечественных экспортеров. Экспортные субсидии могут быть в формах прямых дотаций, льготного налогообложения, льготного кредита.

     В развитых странах широкое применение находят антидемпинговые меры в форме взимания с импортных товаров дополнительных высоких пошлин.

     Демпинг определяется как продажа товара по ценам ниже издержек производства. Международные организации определяют демпинг как продажу товаров по цене ниже мировой или ниже внутренней. Выявление демпинга выступает причиной наложения карательной антидемпинговой пошлины, которая несколько раз превышает обычную.

     Главным недостатком ценовых или стоимостных  методов регулирования остается их косвенное воздействие на национальную экономику. Часто иностранные экспортеры идут на их выплату за счет понижения собственной прибыли. При импорте товара с низкой эластичностью экономические барьеры могут и не повлиять на уровень импорта. Это приводит к более широкому использованию методов административного регулирования внешней торговли.

     Административные  методы регулирования.

     Из  всех нетарифных административных барьеров наибольшее распространение получила квота. Квота представляет собой  ограничение производства продукции, разрешенной к ввозу в страну или вывозу из страны, которое действует  в течении некоторого периода.

     В мировой практике используются индивидуальные, тарифные, глобальные и другие виды квот.

     Индивидуальные  квоты предполагают распределение общего количества разрешенных к импорту товаров по странам-поставщикам . различают пропорциональную квоту, которая определяется по доле каждой страны в импорте за базовый период, и двухстороннюю квоту, предоставляемую в обмен на встречные торговые уступки или политические обязательства другой страны.

     Тарифные  квоты предусматривают поставку определенного количестве товара в обычном режиме, а для поставки сверх этого количества устанавливается более жесткий тариф. Например, Япония установила тарифные квоты на мясной скот , сыр, кукурузу, солод, первичный спирт.

     Глобальные  квоты устанавливают размер общего количества импорта товара на определенный период без распределения его между странами-поставщиками, что позволяет избирательно подходить к выбору страны-поставщика.

     Рассматривая  действие импортной квоты и таможенного  тарифа, можно отметить, что их воздействие  на уровень благосостоянии страны в целом идентично. Однако главное отличие их в том, что при введении импортной квоты происходит замена рыночного механизма административным регулированием, в то время как при введении тарифа рыночный механизм лишь корректируется.

     Одним из сравнительно новых видов нетарифных мер стало добровольное самоограничение экспорта, практикуемое развитыми странами для сдерживания импорта. Хотя внешне такая форма ограничения торговли представляется добровольной, она является результатом давлением страны-импортера. «Добровольное» самоограничение экспорта осуществляется, как правило, под угрозой применение жестких протекционистских санкций, в результате которых страна-экспортер может потерять большую часть национального рынка [, c. 289-305] 

     2.2 Механизм экспортного и импортного регулирования 

     Экспорт – вывоз из страны товаров отечественного производства, а также реэкспорт товаров. К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезённые в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров.

     Импорт – ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезённые товары, предназначенные для потребления в народном хозяйстве страны, для реэкспорта, и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей, для потребления на месте. К реэкспортным товарам относятся товары, ввезённые в страну, а затем вывезенные за границу без переработки

     В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины. Экспорт из и импорт в осуществляется без количественных ограничений. Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях правительством в целях:

     обеспечения национальной безопасности страны;

     выполнения  международных обязательств с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;

     защиты  внутреннего рынка страны.

     Постановления о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее, чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.

     Распределение квот и выдача лицензии при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или проведения операций по экспорту и (или) импорту до суммарного исполнения квот.

     Запреты и ограничения экспорта и (или) импорта  товара (работ, услуг) могут устанавливаться  исходя из национальных интересов, включающих:

     соблюдение  общественной морали и правопорядка;

     охрану  жизни и здоровья людей, охрану животного  и растительного мира и окружающей среды в целом;

     сохранение культурного наследия народов;

     защиту  культурных ценностей от незаконного  ввоза, вывоза и передачи прав собственности  на них;

     необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых  природных ресурсов, если меры, связанные  с этим, проводятся одновременно с  ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;

     обеспечение национальной безопасности;

     защиту  внешнего финансового положения  и поддержание платежного баланса;

     выполнение международных обязательств [7, c. 32-40].

     Ввозимые на территорию товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в стране [6, c. 304]

     На  отдельные виды товаров на экспорт  и (или) импорт устанавливается государственная  монополия. Перечни таких товаров определяются законами страны.

     Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и (или) импорту товаров. Лицензии выдаются органом исполнительной власти исключительно унитарным предприятиям, которые обязаны совершать сделки по экспорту и (или) импорту товаров на основе принципов не дискриминации и добросовестной коммерческой практики.

     Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.

     Особыми режимами осуществления отдельных  видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная  экономическая зона.

     Приграничная  торговля осуществляется между лицами данной страны, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории этой страны, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождение (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определяемой в международных договорах с определьными государствами, исключительно для удовлетворения местных нужд в отношении товаров, производимых в пределах существующей приграничной территории, а также товаров, предназначенных для потребления в пределах существующей приграничной территории [8, c.57-66] 

     2.3 Содействие развитию  внешнеторговой деятельности  и её стимулирование 

     Эффективность государственного регулирования ВЭД  во многом обеспечивается за счет выработки  обоснованной внешнеэкономической  стратегии с всесторонним учетом интересов и возможностей страны на отдельных этапах ее развития и на перспективу.

     В качестве главной цели внешнеэкономической  политики должно быть провозглашено  активное участие страны в создании и развитии нового международного экономического порядка. Речь идет о выработке международных правил, способствующих глобализации деловой активности и размыванию экономических границ; формировании новых норм движения капитала и зарубежных инвестиций, технологий; защите прав интеллектуальной собственности; гармонизации стандартов. Большое значение придается таким вопросам, как усиление координации макроэкономической и валютно-финансовой политики развитых стран, укрепление международной экономической системы, урегулирование внешнеторговых дисбалансов, поддержка развивающихся экономик.

     Большую роль играют экономические рычаги регулирования  ВЭД.

     Развитию  ВЭД способствует развитая система  государственного страхования торговли и инвестиций.

     Государство выступает также организатором  системы обслуживания внешнеэкономических  связей и финансирует эту деятельность из бюджетных средств. Данная система носит разветвленный характер, охватывая такие сферы деятельности, как сбор и анализ маркетинговой информации, оказание информационно-консультационных услуг, организация рекламно-выставочной работы. Она содействует повышению эффективности ВЭД, приобщению к ней новых участников.

     Важным  направлением государственного участия  во ВЭД является информационное обеспечение  коммерческой работы, сбор и анализ зарубежной коммерческой информации.

Информация о работе Внешнеторговая политика государства