Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 11:46, реферат
Целью работы является изучение теоретических аспектов внешнеторговой политики государства, а также знакомство с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности и самое важное с принципами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, раскрытием их методов и особенностей. Очень важно выявить положительные и отрицательные стороны внешнеэкономической деятельности для экономики страны, преимущества и недостатки влияния.
Введение 3
1. Внешнеторговая политика государства 5
1.1 Цели и основные направления внешнеторговой политики 5
1.2 Таможенные тарифы и нетарифные барьеры 9
1.3 Объекты и субъекты внешнеторговой деятельности Украины 13
2. Основы государственного регулирования внешнеторговой политики 16
2.1 Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности 16
2.2 Механизм экспортного и импортного регулирования 19
2.3 Содействие развитию внешнеторговой деятельности и её стимулирование 22
Выводы 25
Список используемой литературы 26
адвалерную пошлину, которую вводят в виде процента к таможенной стоимости товаров, что увеличивает их цену на ее ставку;
специфическую пошлину, учреждаемую в форме фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема и др.) товаров, вследствие чего их цена возрастает пропорционально этим единицам и фиксированной ставке обложения;
комбинированную пошлину, которая синтезирует два предыдущих ее вида;
б) по направленности облагаемого внешнеторгового оборота:
экспортные пошлины, сдерживающие вывоз, когда мировые цены выше, чем внутринациональные, и когда экспортеры вывозят слишком много ресурсов или товаров в погоне за прибылью либо для вывоза капитала (части выручки от экспорта), что характерно для неразвитых стран;
импортные пошлины, применяемые гораздо чаще и всеми странами прежде всего для защиты отечественного рынка от внешних поставщиков;
в) по целям таможенного обложения:
фискальные пошлины, устанавливаемые для пополнения госбюджета, как правило, по невысоким ставкам на ресурсы и продукты, относящиеся к критическому импорту (не выпускающиеся страны);
защитные пошлины на продукцию национальных производителей, оберегающие их от зарубежных конкурентов, вследствие чего по этой продукции ставки обложения дифференцируют в зависимости от степени отставания в конкурентоспособности ее отечественных поставщиков по сравнению с иностранными, иногда достигая степени запретных пошлин (разновидности защитных);
компенсационные (антидемпинговые) пошлины, вводимые одной стороной в ответ на установление другой стороной торговых барьеров либо на поддержку экспорта последней [2, c. 297-300].
Нетарифные барьеры - система административных и экономических мер, применяемых государством в целях регулирования ввоза и вывоза товаров, в том числе: количественные ограничения ввоза, лицензирование, квотирование, установление минимальных цен, импортные сборы, таможенные формальности и др.
Нетарифные барьеры подразделяются на 3 группы:
Меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: квоты (контингенты), лицензии, компенсационные сборы, импортные депозиты, а также антидемпинговые и компенсационные пошлины и др.;
Меры административного характера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но приводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.;
Прочие меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но действие которых зачастую приводит именно к этому результату.
Существует также распространенная классификация нетарифных барьеров по механизмам действия, по которой они подразделяются на 7 категорий:
Паратарифные меры, к которым относятся прочие, кроме таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Официально эти меры принимаются не с целью регулирования внешней торговли, но оказывают на нее существенное воздействие.
Меры
контроля за ценами, которые нацелены
на защиту интересов национальных товаропроизводителей
(компенсационные и
Финансовые меры, предусматривающие особые правила совершения валютных операций для регулирования внешней торговли.
Количественное регулирование, т.е. установление количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров.
Автоматическое лицензирование, т.е. наблюдение (мониторинг) за объемами и направлениями товаропотоков.
Государственная монополия внешней торговли в целом или отдельными товарами.
Технические
барьеры, т.е. контроль за соответствием
импортируемых товаров
Под квотами (контингентами) понимаются ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт товара в определенный период. В случае установления квоты раной 0, имеет место эмбарго, т.е. запрет на импорт или экспорт. Квота может быть установлена на уровне выше, чем возможен импорт или экспорт. Тогда она не является ограничением, а служит лишь способом контроля за движением того или иного товара.
Экспортные квоты применяются редко, только в случае острого дефицита данной продукции в стране, а также для достижения политических целей (дискриминационный характер). Импортные квоты применяются для защиты национального производства от иностранной конкуренции, сокращения безработицы, улучшения платежного баланса, контроля за движением товаров.
Существуют квоты глобальные, устанавливаемые на импорт определенного товара из всех или из группы стран, и сезонные.
Одной из разновидностей квот являются соглашения о добровольном ограничении экспорта, которые распространяются на продукцию в основном отраслей, находящихся в кризисном положении.
Другой разновидностью квот являются так называемые тарифные квоты. В пределах установленных квот товары импортируются без взымания таможенных пошлин, а при импорте свыше данного лимита взимаются высокие пошлины.
Квоты обычно распределяются на основе лицензии, которые представляют собой в данном случае разрешения на экспорт или импорт. Они выдаются государством через специальные уполномоченные ведомства на проведение внешнеторговых операций с включенными в соответствующие списки товарами.
Основными видами лицензий являются:
а) автоматическая, или генеральная, лицензия, по которой разрешается беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включенного в соответствующий список, в течение определенного периода;
б)
неавтоматическая, или разовая, лицензия,
по которой разрешается импорт либо
экспорт определенного товара с указанием
его количества, стоимости, страны происхождения
или назначения, а в ряде случаев и таможенного
пункта, через который должен быть осуществлен
экспорт или импорт [2, c. 301-304].
1.3
Объекты и субъекты
внешнеторговой деятельности
Украины
К объектам внешнеэкономической деятельности в Украине относятся:
товары, капитал и рабочая сила;
предоставление
субъектами внешнеэкономической
научная, научно-техническая, научно-производственная, производственная, учебная и другая кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности;
обучение и подготовка специалистов на коммерческой основе;
международные финансовые операции и операции с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законами Украины;
кредитные и расчетные операции между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности; создание субъектами внешнеэкономической деятельности банковских, кредитных и страховых учреждений за пределами Украины; создание иностранными субъектами хозяйственной деятельности указанных учреждений на территории Украины в случаях, предусмотренных законами Украины;
совместная
предпринимательская
предпринимательская деятельность на территории Украины, связанная с предоставлением лицензий, патентов, ноу-хау, торговых марок и других нематериальных объектов собственности со стороны иностранных субъектов хозяйственной деятельности; аналогичная деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности за пределами Украины;
организация и осуществление деятельности в области проведения выставок, аукционов, торгов, конференций, симпозиумов, семинаров и других подобных мероприятий, которые осуществляются на коммерческой основе, с участием субъектов внешнеэкономической деятельности; организация и осуществление оптовой, консигнационной и розничной торговли на территории Украины за иностранную валюту в предусмотренных законами Украины случаях;
товарообменные (бартерные) операции и другая деятельность, построенная на формах встречной торговли между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности;
арендные, в том числе лизинговые, операции между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности;
операции по приобретению, продаже и обмену валюты на валютных аукционах, валютных биржах и на межбанковском валютном рынке;
работы на контрактной основе физических лиц Украины с иностранными субъектами хозяйственной деятельности как на территории Украины, так и за ее пределами; работы иностранных физических лиц на контрактной оплатной основе с субъектами внешнеэкономической деятельности как на территории Украины, так и за ее пределами;
другие
виды внешнеэкономической
Правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все украинские юридические лица и граждане (физические лица).
Субъектами внешнеторговой деятельности могут быть как украинские, так и иностранные участники. К украинским участникам относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, имеющие постоянное местонахождение на территории Украины, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Украины и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Юридическим лицом, согласно Гражданского кодекса Украины, признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Гражданин (физическое лицо) вправе заниматься предпринимательской деятельностью (в том числе и внешнеторговой) без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Иностранными участниками внешнеторговой деятельности могут быть юридические лица и организации в иной правовой форме, а также физические лица, включая лиц без гражданства, гражданская правоспособность (т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности), которых определяется по праву иностранного государства.
2. Основы государственного
регулирования внешнеторговой
политики
2.1
Методы государственного
регулирования внешнеторговой
деятельности
Государственное
регулирование