Внешнеторговая политика государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 02:41, контрольная работа

Описание работы

Международная (внешняя торговля) – древняя и традиционная форма международных экономических отношении. Согласно историческим исследованиям, внешняя торговля древнее ремесла и земледелия. В отличие от внутренней торговли, внешняя торговля обеспечивает движение товаров между государствами, что неизбежно порождает определенные противоречия и проблемы, вытекающие из длительных расстояний и фактора времени, различия традиций, национальных денег и т.д.

Содержание

Контрольный теоретический вопрос ......................................................3
Контрольные тестовые задания...............................................................13
Задача........................................................................................................ 14
Список литературы……………………........................................

Работа содержит 1 файл

КОНТРА МЭ.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Развитие  протекционистских  тенденций  позволяет  выделить  несколько  форм протекционизма:

-  селективный   протекционизм -  направлен   против  отдельных  стран   или  отдельных товаров;

-  отраслевой  протекционизм -  защищает  определенные  отрасли,  прежде  всего  сельское  хозяйство, в рамках аграрного  протекционизма;

- коллективный  протекционизм - проводится объединениями  стран в отношении стран, в  них не входящих;

-  скрытый   протекционизм -  осуществляется  методами  внутренней  экономической  политики.

Число мер государственного регулирования  внешней торговли постоянно растет, поскольку в международный обмен  вовлекаются все новые продукты различных сфер экономической деятельности (товары, услуги, объекты интеллектуальной собственности, капитал). Это предполагает необходимость использования более широкого круга средств и инструментов, позволяющих эффективно ограждать национальную экономику от негативного влияния внешних факторов, содействовать укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке. Методы регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные.

В настоящее  время методы регулирования внешней  торговли в соответствии с международными классификациями делятся на 8 основных групп:

1) тарифные  методы;

2) паратарифные  методы;

3) меры  контроля за ценами;

4) финансовые  меры;

5) методы  количественного контроля;

6) автоматическое  лицензирование;

7) монополистические  меры;

8) технические  барьеры. 

       В развивающейся национальной экономике  протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.

       В периоды серьезных обострений отношений  между государствами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.

       Основными аргументами, выдвигаемыми противниками протекционизма против этой теории, являются следующие:

       1) протекционизму присуща определенная  нелогичность: ставя целью достижение  положительного сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные операции. Это вызывает аналогичную реакцию международных партнеров, в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций и ситуация приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности торгового баланса;

       2) в условиях протекционизма секторы  национальной экономики, защищенные  его барьерами, теряют стимулы к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают, а стремления к прогрессу и инновациям уничтожаются возможностями сохранять высокие уровни доходов и монопольные привилегии;

       3) протекционизм обладает определенным  мультиплицирующим эффектом: технологическая  взаимосвязь между отраслями  ведет к тому, что если для  одних отраслей технологической  цепочки введена протекционистская защита, то ее потребуют также и технологически связанные с ними отрасли;

       4) протекционизм наносит ущерб  экономическим интересам потребителей: отечественный потребитель дороже платит как за импортный, облагаемый таможенной пошлиной товар, так и за товары национальной промышленности;

       5) в условиях протекционизма национальная  экономика не может глубоко  использовать преимущества международной специализации, поскольку более дешевые импортные товары не могут попасть в страну в связи с вводимыми ограничениями.

       Основными и наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифные (таможенные пошлины на экспорт и импорт) и нетарифные барьеры.

       Таможенная  пошлина (тариф) как простейший способ осуществления торговой политики представляет собой своеобразный налог, который уплачивается при пересечении товаром границы. Соответственно различают экспортные и импортные пошлины.

       Введение  пошлины ослабляет стимулы к  развитию производства и росту потребления, так как отсутствие конкуренции  у производителей и высокие рыночные цены позволяют им самоуспокоиться и не снижать издержки, а эти же цены не позволяют увеличивать объемы торговли и потребления и повышать жизненный уровень народа.

       В практике мировой торговли и международных  отношений выделяются особые конъюнктурные таможенные пошлины, к числу которых относятся следующие:

       1) антидемпинговые таможенные пошлины. Ими облагаются товары, ввозимые по демпинговым ценам. Отрицательный эффект демпинга испытывают производители страны-импортера, поскольку он серьезно затрудняет развитие импортозамещающих отраслей;

       2) компенсационные таможенные пошлины. Такие пошлины нейтрализуют иностранные экспортные субсидии, предоставляемые экспортирующими странами отечественным производителям;

       3) сезонные таможенные пошлины. К ним относятся пошлины, налагаемые на продукцию сезонного характера, главным образом на продукцию сельского хозяйства. Срок их действия ограничен сроками движения подобных товаров.

       .

       Основными видами нетарифных торговых ограничений  являются антидемпинговые меры, экспортно-импортные квоты, добровольные экспортные ограничения (ДЭО).

       Введение  антидемпинговой пошлины должно быть обосновано протоколом специальной комиссии по установлению факта демпинга и определению ущерба от него, который грозит отечественным производителям. Однако отечественные производители импортозамещающей продукции стремятся создавать искусственные ситуации видимости демпинга в условиях, когда низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек у иностранных конкурентов, а не демпинговой политикой.

       Наиболее  известным нетарифным торговым барьером являются импортные квоты, т. е. количественные ограничения импорта, допускаемого в страну ежегодно. Так или иначе, правительство выдает ограниченное число лицензий на легальный импорт определенного количества товаров и запрещает импортировать без лицензии. Поскольку количество лицензированного импорта меньше, чем количество товара, которое люди были бы готовы приобрести, если бы импорт не ограничивался, квоты не только приводят к снижению импорта, но и поднимают внутреннюю цену товара выше мировой, по которой владелец лицензии покупает этот товар за рубежом.

       В условиях тарифных ограничений количество ввозимых и вывозимых товаров  не регламентируется, требуется лишь оплатить ставку тарифа по количеству, таможенной стоимости или их сочетанию. Квотирование ограничивает объемы внешней торговли определенным количеством тонн, штук, литров. Государство выдает лицензии на экспорт или импорт ограниченного объема продукции и накладывает запрет на нелицензированную торговлю.

       Кроме того, квоты отличаются от тарифов  тем, что абсолютно нивелируют воздействие  внешней конкуренции на внутренние цены. И, наконец, импортные квоты  изолируют внутренний рынок от проникновения  новых и новейших иностранных  товаров сверх выданной лицензии. В результате квотирование становится серьезным и сильным методом протекционистской политики.

       Имеются также и существенные качественные отличия квот от тарифов: изменение  тарифов регламентируется национальным законодательством в рамках международных соглашений, поэтому правительство не имеет права самостоятельно повышать тарифы. В этом случае оно ужесточает импортные квоты, делает внешнеторговую политику глубоко селективной посредством распределения лицензий между конкретными предприятиями.

       Нетарифные импортные барьеры сокращают импорт, прибегая к одному или нескольким следующим трем способам:

       - прямому количественному ограничению  импорта;

       - увеличению расходов по доставке  импортных товаров на рынок;

       - созданию обстановки неуверенности,  при которой получают разрешение на импорт.

       Чтобы увидеть, с какой изобретательностью государства возводят разнообразные  импортные барьеры, необходимо обратиться к бесконечным запретительным законам  и инструкциям, касающимся качества товаров, включая те, которые устанавливаются из соображений защиты здоровья, санитарии, безопасности и окружающей среды. Такие стандарты могут вводиться из благородных соображений содействия благополучию общества и необязательно носят дискриминационный характер по отношению к импорту. Но если правительство полно решимости защитить местного производителя, у него всегда есть возможность изобрести условия, соответствовать которым могут только местные производители.

       .Стандарты  качества не повышают тарифов  или поступлений от налогов  для импортирующей страны. Наоборот, вводя правила, требующие ужесточения контроля на границе, правительство затрачивает дополнительные средства. С точки зрения мира в целом требования к повышению производственных стандартов качества могут принести выигрыш только тогда, когда они действительно преследуют цель защиты здоровья и обеспечения безопасности. Однако часто они всего лишь маскируют протекционизм государства.

2. Основным побудительным мотивом участия страны в международном разделении труда является:

а) получение  новейшей информации о конкурентах;

б) передел  сфер экономического влияния между  странами;

в) получение  экономических выгод;

г) доступ к источникам сырья и энергии;

д) политические мотивы.

. МРТ предусматривает  устойчивое использование труда  и ресурсов на изготовление товаров и услуг, для производства которых нация имеет естественные или приобретенные преимущества.

Основным побудительным  мотивом МРТ для всех стран  мира является стремление к получению  экономических выгод

Ответ:  в 
 

3. Валютный курс в широком смысле – это:

а) цена денежной единицы страны, выраженная в золоте;

б) цена денежной единицы страны, выраженная в денежной единице

другой  страны; 

в) цена денежной единицы страны, выраженная в долларах США;

г) цена денежной единицы страны, выраженная в евро.

. Цена денежной  единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран (или в международной денежной единице), называется валютным курсом.

Ответ:  б 
 
 
 
 
 

Задача:

4.   На основании приведенных статей составьте платежный баланс страны, классифицируя каждую из операций как кредит или дебет: 

Операции Оценка, ден.ед.
Покупка резидентами страны А ценных бумаг  иностранных фирм. 70
Импорт  товаров и услуг в страну А 115
Экспорт товаров и услуг из страны А 135
Денежные  переводы от фирм в страну А 50
Продажа ценных бумаг страны А иностранцам 75
Импорт  золота в страну А 75

 Решение:

    Платежный баланс - это выраженное в национальной валюте каждой отдельной страны соотношение между суммой платежей, полученных из-за границы, и суммой платежей, переведенных за границу, за тот или иной период времени (год, квартал, месяц).

Информация о работе Внешнеторговая политика государств